Наименование реабилитационного мероприятия
|
Подвид мероприятия
|
Содержание мероприятия
|
Кратность мероприятия, ед.
|
Форма реализации мероприятия
|
Социально-педагогическая диагностика
|
Первичная социально-педагогическая диагностика
|
- анализ исходной документации ребенка-инвалида (заключение ПМПК, педагогическая характеристика, заключение тифлопедагога, дефектолога и других специалистов);
- сбор педагогического анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования, включая адаптированные анкеты (в том числе в электронно-цифровом формате при наличии специализированной компьютерной программы, клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля) с использованием оптических средств коррекции слабовидения (очки, видео- и электронные увеличители, лупы и др.); при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя;
- проведение педагогического (дефектологического) обследования, направленного на определение степени сформированности учебных навыков и навыков организации социального общения и поведения в обществе, при необходимости с использованием оптических средств коррекции слабовидения (очки, электронные лупы, дистанционные лупы и др.), а также с применением вербальных или адаптированных форм диагностического материала (отрицательная контрастность (60 - 100%), увеличенный размер изображений (с учетом возможностей остаточного зрения и возраста ребенка-инвалида) и др.) с опорой на слухоречевое и тактильное восприятие:
|
|
Индивидуальная
|
|
-
|
уровня развития у ребенка-инвалида базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, счета, письма и правильного чтения (с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля (при необходимости))) (в соответствии с возрастом);
|
|
-
|
уровня общей осведомленности и познавательной активности;
|
|
-
|
уровня обучаемости и усвоения новой информации ребенком-инвалидом;
|
|
-
|
предпочтений и интересов у ребенка-инвалида;
|
|
-
|
уровня развития мыслительных операций, в том числе посредством пересказа, формулирования выводов о прочитанном, изложения мыслей и др., как в устной, так и в письменной форме с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля (при необходимости);
|
|
-
|
уровня владения коммуникативными и поведенческими навыками при взаимодействии в социуме;
|
|
-
|
уровня развития общей и мелкой моторики у ребенка-инвалида;
|
|
-
|
умения пользоваться компьютерными технологиями для слепых или слабовидящих (при необходимости);
|
|
-
|
уровня владения ребенком-инвалидом рельефно-точечным шрифтом Брайля (при необходимости);
|
- опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций, необходимых для воспитания, обучения и обеспечения здоровья ребенка-инвалида и др.;
- формирование заключения по результатам первичной социально-педагогической диагностики, содержащего, в том числе:
|
|
-
|
оценку социально-педагогического статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);
|
|
-
|
оценку родительской компетенции по вопросам социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;
|
|
-
|
разработку индивидуального плана социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий, их количества, в том числе с определением нуждаемости ребенка-инвалида в услугах тифлопедагога, а также в использовании ТСР и ассистивных технологий и др.
|
|
Итого
|
1
|
Повторная (контрольная) социально-педагогическая диагностика
|
- анкетирование и опрос ребенка-инвалида, включая адаптированные анкеты с использованием оптических средств коррекции слабовидения, при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя;
- проведение педагогического (дефектологического) обследования, направленного на определение степени сформированности учебных навыков и навыков организации социального общения и поведения в обществе (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни"); при необходимости с использованием оптических средств коррекции слабовидения, а также с применением вербальных или адаптированных форм диагностического материала с опорой на слухоречевое и тактильное восприятие:
|
|
Индивидуальная
|
|
-
|
уровня развития у ребенка-инвалида базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, счета, письма и правильного чтения (с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля (при необходимости)));
|
|
-
|
уровня развития мыслительных операций, в том числе посредством пересказа, формулирования выводов о прочитанном, изложения мыслей и др., как в устной, так и в письменной форме с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля (при необходимости);
|
|
-
|
уровня владения ребенка-инвалида коммуникативными и поведенческими навыками при взаимодействии в социуме;
|
|
-
|
уровня общей осведомленности и познавательной активности;
|
|
-
|
уровня развития общей и мелкой моторики у ребенка-инвалида;
|
|
-
|
умения пользоваться компьютерными технологиями для слепых или слабовидящих (при необходимости);
|
|
-
|
уровня владения ребенком-инвалидом рельефно-точечным шрифтом Брайля (при необходимости);
|
- опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций, необходимых для воспитания, обучения и обеспечения здоровья ребенка-инвалида и др.;
- беседа с ребенком-инвалидом и/или родителем/законным представителем/уполномоченным представителем ребенка-инвалида с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством полученных реабилитационных мероприятий по социально-педагогической реабилитации;
- формирование заключения по итогам повторной (контрольной) социально-педагогической диагностики ребенка-инвалида, содержащего:
|
|
-
|
оценку социально-педагогического статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);
|
|
-
|
оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению;
|
|
-
|
оценку эффективности проведенного курса социально-педагогической реабилитации и/или абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-педагогической диагностики);
|
|
-
|
рекомендации по дальнейшей социально-педагогической реабилитации и абилитации (нуждается/не нуждается);
|
|
-
|
оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-педагогической реабилитации и абилитации
|
Итого
|
1
|
Итого по мероприятию
|
2
|
Информирование
|
|
Информирование ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя:
- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-педагогической реабилитации и абилитации;
- о различных вариантах получения общего и профессионального образования (в том числе с учетом заключения ПМПК, склонностей и интересов ребенка-инвалида, а также о возможности получения образования по специализированным образовательным программам: адаптированной образовательной программе (АОП), адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, специальной индивидуальной программе развития (СИПР) и др.);
- об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе обучение рельефно-точечному шрифту Брайля;
- об ассистивных технологиях для обучения и ТСР, в том числе приобретаемых за счет средств семьи ребенка-инвалида
|
|
Индивидуальная, групповая
|
Итого по мероприятию
|
2
|
Диапазонный показатель
|
1 - 3
|
Консультирование
|
|
Проведение консультирования ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя по вопросам:
- подбора и использования специальных учебных пособий, ТСР и вспомогательных устройств для целей социально-педагогической реабилитации и абилитации;
- разработки образовательного маршрута (прохождения ПМПК, получения основного, общего и профессионального образования;
- выбора образовательной организации и формы получения образования в соответствии с интересами, склонностями, возможностями ребенка-инвалида и оптимальной транспортной доступностью;
- профилактики формализма и вербализма знаний;
- социально-педагогической реабилитации и абилитации в домашних условиях (коррекции чтения, письма и др.), в том числе с целью повышения педагогической компетенции родителей/законных представителей/уполномоченных представителей ребенка-инвалида, а также диапазона и широты их знаний и умений, необходимых для самостоятельного проведения обучающих занятий;
- духовного воспитания и развития ребенка-инвалида;
а также по различным вопросам, относящимся к социально-педагогической реабилитации и абилитации по запросу ребенка-инвалида (родителя/законного представителя/уполномоченного представителя)
|
|
Индивидуальная, групповая
|
Итого по мероприятию
|
4
|
Диапазонный показатель
|
2 - 6
|
Практические коррекционно-развивающие занятия
|
|
- достижение сотрудничества с ребенком-инвалидом и установление руководящего контроля во взаимодействии с ним;
- формирование (восстановление) навыка произвольного поведения в процессе учебной деятельности (понимание и выполнение инструкций, выдерживание времени занятий в учебном режиме, длительного удержания внимания, целенаправленной продуктивной учебной деятельности и др.);
- формирование (восстановление) необходимых учебных навыков (счет, чтение и письмо с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля (при необходимости));
- обучение и отработка навыков использования рельефно-точечного шрифта Брайля, в том числе с использованием компьютерных технологий;
- развитие общей и мелкой моторики;
- обучение и отработка навыков организации социального общения и освоения социальных ролей в специально созданных педагогических ситуациях;
- формирование (восстановление) коммуникативных навыков, устной и письменной речи с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля (при необходимости);
- обучение и отработка навыков использования ТСР (устройства вербального дублирования информации, устройства сканирования текста с речевым выводом и др.) и ассистивных технологий для целей социально-педагогической реабилитации и абилитации;
- обучение пользованию современной мобильной техникой без зрительного контроля (невизуальная доступность приложений прослушивания книг в текстовом и аудио формате, социальных сетей, мессенджеров и др.);
- обучение пользованию компьютерными технологиями для слепых и слабовидящих, в том числе электронными ресурсами (государственными порталами "Госуслуги", "Росреестр", электронной медицинской картой и др.);
- обучение родителя/законного представителя/уполномоченного представителя методам социально-педагогической реабилитации и абилитации детей-инвалидов для самостоятельной организации занятий в домашних условиях
|
|
Индивидуальная, групповая
|
Итого по мероприятию
|
14
|
Диапазонный показатель
|
9 - 19
|
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ
|
22
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
|
14 - 30
|