- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях по профессиональной реабилитации и/или абилитации (профессиональной ориентации) в ИПРА ребенка-инвалида;
- сбор анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя) с целью выявления психофизиологических особенностей ребенка-инвалида;
- изучение медицинской документации с целью оценки состояния здоровья, наличия сопутствующих заболеваний (клинико-функциональный диагноз, степень выраженности ОЖД, функциональных нарушений и т.д.);
- тестовые задания для оценки степени сформированности профессионально-значимых качеств и готовности к осознанному выбору профессии, адекватности профессиональных интересов и предпочтений исходя из особенностей психофизического состояния (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Главные сферы жизни"), а именно:
исследование психологического статуса ребенка-инвалида - состояние когнитивной, эмоционально-волевой и личностно-мотивационной сфер, особенности нейродинамики психических процессов и умственной работоспособности с целью оценки сформированности необходимых для будущей профессии профессионально-значимых качеств (с учетом результатов социально-психологической диагностики);
оценка базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации - письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и др. (с учетом результатов социально-педагогической диагностики);
выявление уровня общей осведомленности у ребенка-инвалида в различных профессиональных сферах;
исследование готовности к осознанному выбору профессии;
исследование профессиональных установок, интересов, желаний, индивидуальных предпочтений;
- опрос родителей/законных или уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения степени сформированности профессионально-значимых качеств, готовности к осознанному выбору профессии, адекватности профессиональных интересов и предпочтений у ребенка-инвалида;
- формирование заключения по результатам профориентационной диагностики, которое должно содержать, в том числе:
оценку готовности к осознанному выбору профессии;
оценку адекватности/неадекватности профессиональных интересов и предпочтений исходя из особенностей психофизического состояния;
оценку сформированности профессионально-значимых качеств исходя из интересов, склонностей и предпочтений к будущей профессии;
оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению;
рекомендации по профориентации (профориентационное консультирование, профориентационная коррекция);
разработку индивидуального плана профориентации с указанием объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования ТСР и ассистивных технологий и др.
|