Наименование реабилитационного мероприятия
|
Подвид мероприятия
|
Содержание мероприятия
|
Кратность мероприятия, ед.
|
Форма реализации мероприятия
|
Социально-педагогическая диагностика
|
Первичная социально-педагогическая диагностика
|
- анализ исходной документации ребенка-инвалида (заключение ПМПК, педагогическая характеристика, заключение сурдопедагога, логопеда и других специалистов);
- сбор педагогического анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя);
- проведение педагогического (дефектологического и/или логопедического) обследования, направленного на определение степени сформированности учебных навыков и навыков организации социального общения и поведения в обществе:
|
|
Индивидуальная
|
|
-
|
уровня речевого развития и базовых компетенций (навыков и умений) у ребенка-инвалида, необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и др.) (в соответствии с возрастом);
|
|
-
|
уровня общей осведомленности у ребенка-инвалида и познавательной активности;
|
|
-
|
уровня обучаемости и освоения новой информации ребенком-инвалидом;
|
|
-
|
предпочтений и интересов у ребенка-инвалида;
|
|
-
|
уровня сформированности навыков артикуляции (образования звуков речи);
|
|
-
|
уровня сформированности функций плавности и непрерывности речи;
|
|
-
|
уровня владения языком, в том числе уровня сформированности импрессивной и экспрессивной речи;
|
|
-
|
уровня развития мыслительных операций, в том числе посредством пересказа, формулирования выводов о прочитанном, изложения мыслей и др., как в устной, так и в письменной форме;
|
|
-
|
уровня владения коммуникативными и поведенческими навыками при взаимодействии в социуме;
|
|
-
|
уровня развития общей и мелкой моторики у ребенка-инвалида;
|
|
-
|
уровня владения ассистивно-коммуникативными технологиями (интернет-мессенджеры, обеспечивающие текстовую и видеосвязь);
|
|
-
|
уровня владения ребенком-инвалидом русским жестовым языком (РЖЯ) (при необходимости);
|
- опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций, необходимых для воспитания, обучения и обеспечения здоровья ребенка-инвалида, знания и умения использования жестовой речи и др.;
- формирование заключения по результатам первичной социально-педагогической диагностики, содержащего, в том числе:
|
|
-
|
оценку социально-педагогического статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);
|
|
-
|
оценку родительской компетенции по вопросам социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;
|
|
-
|
разработку индивидуального плана социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования ТСР и вспомогательных средств, а также потребности сопровождения реабилитационного курса услугами сурдоперевода и др.
|
Итого
|
1
|
|
Повторная (контрольная) социально-педагогическая диагностика
|
- анкетирование и опрос (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя);
- проведение педагогического (дефектологического и/или логопедического) обследования, направленного на определение степени сформированности учебных навыков и навыков организации социального общения и поведения в обществе (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни"):
|
|
Индивидуальная
|
|
-
|
уровня речевого развития и базовых компетенций (навыков и умений) у ребенка-инвалида, необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и др.);
|
|
-
|
уровня сформированности навыков артикуляции (образования звуков речи);
|
|
-
|
уровня сформированности функций плавности и непрерывности речи;
|
|
-
|
уровня владения языком, в том числе уровня сформированности импрессивной и экспрессивной речи;
|
|
-
|
уровня развития мыслительных операций, в том числе посредством пересказа, формулирования выводов о прочитанном, изложения мыслей и др., как в устной, так и в письменной форме;
|
|
-
|
уровня общей осведомленности у ребенка-инвалида и познавательной активности;
|
|
|
|
-
|
уровня владения коммуникативными и поведенческими навыками при взаимодействии в социуме;
|
|
|
|
-
|
уровня развития общей и мелкой моторики у ребенка-инвалида;
|
|
-
|
уровня владения ассистивно-коммуникативными технологиями (интернет-мессенджеры, обеспечивающие текстовую и видеосвязь);
|
|
-
|
уровня владения ребенком-инвалидом РЖЯ (при необходимости);
|
- опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций, необходимых для воспитания, обучения и обеспечения здоровья ребенка-инвалида, знания и умения использования жестовой речи и др.;
- беседа с ребенком-инвалидом и/или с родителем/законным представителем/уполномоченным представителем ребенка-инвалида с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством полученных реабилитационных мероприятий по социально-педагогической реабилитации;
- формирование заключения по итогам повторной (контрольной) социально-педагогической диагностики ребенка-инвалида, содержащего:
|
|
-
|
оценку социально-педагогического статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);
|
|
-
|
оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению;
|
|
-
|
оценку эффективности проведенного курса социально-педагогической реабилитации и/или абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-педагогической диагностики);
|
|
|
|
-
|
рекомендации по дальнейшей социально-педагогической реабилитации и абилитации (нуждается/не нуждается);
|
|
|
|
-
|
оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-педагогической реабилитации и абилитации
|
Итого
|
1
|
Итого по мероприятию
|
2
|
Информирование
|
|
Информирование ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя:
- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-педагогической реабилитации и абилитации;
- о различных вариантах получения общего и профессионального образования (в том числе с учетом заключения ПМПК, склонностей и интересов ребенка-инвалида, а также о возможности получения образования по специализированным образовательным программам: адаптированной образовательной программе (АОП), адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, специальной индивидуальной программе развития (СИПР) и др.);
- об организациях, осуществляющих обучение, в том числе обучение РЖЯ;
- о современных ТСР и ассистивных технологиях для обучения, в том числе приобретаемых за счет средств семьи ребенка-инвалида и др.
|
|
Индивидуальная, групповая
|
Итого по мероприятию
|
3
|
Диапазонный показатель
|
2 - 4
|
Консультирование
|
|
Проведение консультирования ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя по вопросам:
- подбора и использования ТСР, вспомогательных устройств и специальных учебных пособий для целей социально-педагогической реабилитации и абилитации;
- разработки образовательного маршрута (прохождения ПМПК, получения основного, общего и профессионального образования и др.)
- выбора образовательной организации и формы получения образования в соответствии с интересами, склонностями, возможностями ребенка-инвалида и оптимальной транспортной доступностью;
- социально-педагогической реабилитации и абилитации в домашних условиях (самостоятельного развития речи, коррекции чтения и письма), в том числе с целью повышения педагогической компетенции родителей/законных представителей/уполномоченных представителей ребенка-инвалида, а также диапазона и широты их знаний и умений, необходимых для самостоятельного проведения обучающих занятий;
- духовного воспитания и развития ребенка-инвалида;
а также по другим вопросам, относящимся к социально-педагогической реабилитации и абилитации по запросу ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя
|
|
Индивидуальная, групповая
|
Итого по мероприятию
|
5
|
Диапазонный показатель
|
4 - 6
|
Практические коррекционно-развивающие занятия
|
|
- достижение сотрудничества с ребенком-инвалидом и установление руководящего контроля во взаимодействии с ним;
- формирование (восстановление) навыка произвольного поведения в процессе учебной деятельности (понимание и выполнение инструкций, выдерживание времени занятий в учебном режиме, длительного удержания внимания, целенаправленной продуктивной учебной деятельности и др.);
- проведение с ребенком-инвалидом логопедических занятий по коррекции речевых нарушений, нарушений чтения и письма, в том числе с использованием компьютерных технологий;
- обучение и отработка навыков использования РЖЯ (при необходимости);
- формирование (восстановление) коммуникативных навыков, устной и письменной речи;
- обучение и отработка навыков организации социального общения и освоения социальных ролей в специально созданных педагогических ситуациях;
- формирование (восстановление) необходимых учебных навыков (счет, письмо, чтение и др.);
- развитие общей и мелкой моторики;
- занятия по использованию ТСР и ассистивных технологий (устройства визуального дублирования информации и др.) для целей социально-педагогической реабилитации и абилитации;
- обучения родителя/законного представителя/уполномоченного представителя методам социально-педагогической реабилитации и абилитации детей-инвалидов для самостоятельной организации занятий в домашних условиях;
- обучение пользованию компьютером, в том числе электронными ресурсами (государственными порталами "Госуслуги", "Росреестр", электронной медицинской картой и др.) и др.
|
|
Индивидуальная, групповая
|
Итого по мероприятию
|
12
|
Диапазонный показатель
|
7 - 17
|
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ
|
22
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
|
15 - 29
|