6. Содержание, кратность и форма реализации мероприятий по социально-психологической реабилитации и/или абилитации для детей-инвалидов
6. Содержание, кратность и форма реализации мероприятий по социально-психологической реабилитации и/или абилитации для детей-инвалидов:
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-психологической реабилитации и/или абилитации в ИПРА ребенка-инвалида; - сбор социально-психологического анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя); - исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида с целью выявления нарушений когнитивных функций и интеллектуальной сферы, эмоционально-волевых, личностных, нейродинамических характеристик, реабилитационной приверженности с помощью диагностических психологических методик (в том числе пато- и нейропсихологических <4> методик) и личностных тестов; - исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида с целью выявления нарушений когнитивных функций, интеллектуальной, эмоционально-волевой и личностной сфер, а также нейродинамических характеристик методами аппаратно-программной диагностики; - исследование общей и мелкой моторики нейропсихологическими методиками; - исследование общей и мелкой моторики методами аппаратно-программной диагностики; - исследование речевых функций (импрессивной и экспрессивной речи) у ребенка-инвалида при помощи нейропсихологических методик; - опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части формирования/коррекции когнитивных функций, эмоционально-волевых и личностных характеристик, реабилитационной приверженности у ребенка-инвалида; - формирование заключения по результатам первичной социально-психологической диагностики, которое должно содержать, в том числе: |
||||||
оценку социально-психологического статуса ребенка-инвалида с учетом выявленных индивидуально-психологических нарушений (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); |
||||||
оценку родительской компетенции по вопросам социально-психологической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; |
||||||
разработку индивидуального плана социально-психологической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с указанием объема конкретных мероприятий, их количества и др. |
||||||
Повторная (контрольная) социально-психологическая диагностика |
- анкетирование и опрос ребенка-инвалида (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя), в том числе с целью определения уровня удовлетворенности качеством полученных реабилитационных мероприятий по социально-психологической реабилитации; - проведение психологического обследования для оценки уровня развития ВПФ, состояния психоэмоциональной сферы, степени сформированности коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта и др. ребенка-инвалида (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения"), а именно: |
|||||
исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида, с целью выявления нарушений когнитивных функций и интеллектуальной сферы, эмоционально-волевых, нейродинамических характеристик, реабилитационной приверженности с помощью пато- и нейропсихологических методик, а также личностных методик (опросники, тесты) с учетом принципа комплексности (всесторонности) обследования; |
||||||
исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида с целью выявления нарушений когнитивных функций, интеллектуальной, эмоционально-волевой и личностной сфер, а также нейродинамических характеристик методами аппаратно-программной диагностики; |
||||||
исследование общей и мелкой моторики нейропсихологическими методиками; |
||||||
исследование общей и мелкой моторики методами аппаратно-программной диагностики; |
||||||
исследование речевых функций (импрессивной и экспрессивной речи) у ребенка-инвалида с помощью нейропсихологических методик; |
||||||
- опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части формирования/коррекции когнитивных функций, эмоционально-волевых и личностных характеристик, реабилитационной приверженности у ребенка-инвалида; - формирование заключения по результатам повторной (контрольной) социально-психологической диагностики ребенка-инвалида, которое должно содержать: |
||||||
оценку социально-психологического статуса ребенка-инвалида с учетом выявленных индивидуально-психологических нарушений (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); |
||||||
оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению; |
||||||
оценку эффективности проведенного курса социально-психологической реабилитации (на основании анализа динамики количественных и качественных психологических показателей); |
||||||
рекомендации по дальнейшей социально-психологической реабилитации и абилитации (нуждается/не нуждается); |
||||||
оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-психологической реабилитации и абилитации |
||||||
Информирование ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя: - о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-психологической реабилитации и абилитации; - об особенностях психоэмоционального функционирования ребенка-инвалида, обусловленных заболеванием; - об организациях, реализующих мероприятия по социально-психологической реабилитации, а также предоставляющих курсы психообразовательных занятий для родителей/законных представителей/уполномоченных представителей детей-инвалидов с нарушениями психических функций; - о различных аспектах социально-психологической реабилитации и абилитации, в том числе по запросу ребенка-инвалида и/или родителя/законного представителя/уполномоченного представителя |
||||||
Консультирование, направленное на проработку и решение обусловленных болезнью и инвалидностью проблем, включая: - формирование и коррекцию самосознания (внутренняя картина болезни и инвалидности); - формирование (восстановление) социальных навыков; - обучение навыкам сотрудничества у ребенка-инвалида и установление руководящего контроля в процессе взаимодействия с ним; - коррекцию пищевого поведения ребенка-инвалида; - коррекцию агрессивного (аутоагрессивного) и деструктивного поведения, включая обучение методам самокоррекции; - коррекцию стереотипий посредством их гашения, замещения и др.; - формирование (восстановление) функциональной и альтернативной коммуникации, в том числе посредством тренинга функциональной коммуникации; - коррекцию эмоциональной, мотивационной, ценностно-смысловой сфер, копинг-компетентности, уровня самооценки, обеспечивающих реабилитационную приверженность личности к активному участию в бытовой, образовательной, производственной, межличностной, культурно-досуговой, а также здоровьесберегающей деятельности и др. |
||||||
Консультирование, целью которого является решение проблем детско-родительских отношений и др. |
||||||
- коррекция и развитие когнитивных функций посредством пато- и нейрокоррекционных методик; - коррекция и развитие когнитивных функций с использованием аппаратно-программных методов; - коррекция психоэмоциональной сферы психологическими и психотерапевтическими методами; - коррекция психоэмоциональной сферы аппаратно-программными методами; - формирование (восстановление) социальных навыков; - обучение навыкам сотрудничества и установление руководящего контроля; - коррекция агрессивного (аутоагрессивного) и деструктивного поведения, включая обучение методам самокоррекции; - коррекция пищевого поведения; - обучение ребенка-инвалида осознанию своих телесных границ в целях безопасности при взаимодействии с людьми, а также осознанию телесных границ других людей; - развитие мелкой и общей моторики, в том числе аппаратно-программными методами; - развитие коммуникативных навыков (невербальных и вербальных) различными психологическими и психотерапевтическими методами и др. |
||||||
- формирование навыков эффективной коммуникации при межличностном взаимодействии ребенка-инвалида с представителями социума; - обучение навыкам безопасного межличностного взаимодействия с учетом соблюдения личных (физических) границ; - развитие и личностный рост ребенка-инвалида (повышение стрессоустойчивости, уверенности в себе, снижение агрессивности, тревожности и др.); - гармонизация детско-родительских отношений; - обучение родителя/законного представителя/уполномоченного представителя методам и приемам формирования (восстановления) когнитивных и эмоционально-волевых функций у ребенка-инвалида в домашних условиях; - обучение родителя/законного представителя/уполномоченного представителя психологическим приемам формирования у ребенка-инвалида реабилитационной приверженности, адекватной внутренней картины болезни и инвалидности; - формирование (восстановление) функциональной коммуникации посредством тренинга функциональной коммуникации; - проведение родительского тренинга по введению в АВА-терапию и др. |
||||||
Социально-психологическое просвещение ребенка-инвалида и/или родителя/законного представителя/уполномоченного представителя посредством повышения психологической грамотности и социально-психологической компетенции, а также формирование потребности (мотивации) использовать эти знания в работе над собой и различными проблемами социально-психологического характера и др., в том числе с использованием раздаточного материала, вебинаров, лекций и др., в соответствии с возрастом ребенка: - саморазвитие, формирование реабилитационной приверженности, повышение мотивации к ведению здорового образа жизни; - информирование о возможностях и обучение навыкам активного участия в различных сферах социальных взаимодействий (быт, общение, учеба, трудоустройство, спортивная, культурно-досуговая самореализация и др.); - просвещение родителя/законного представителя/уполномоченного представителя о важности поддержания собственного психологического благополучия и качества жизни (чувство ценности собственной жизни, важность удовлетворения собственных потребностей, решение собственных психоэмоциональных проблем в противовес фокусировки активности только на заботе о ребенке с инвалидностью и др.); - об особенностях детского возраста и методах гармонизации детско-родительских отношений для самостоятельного использования в домашних условиях, в том числе с рекомендацией списка соответствующей литературы и др. |
||||||
--------------------------------
<4> Нейропсихологические методики могут использоваться в работе только медицинскими психологами.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей