Наименование реабилитационного мероприятия
|
Подвид мероприятия
|
Содержание мероприятия
|
Кратность мероприятия, ед.
|
Форма реализации мероприятия
|
Социально-бытовая диагностика
|
Первичная социально-бытовая диагностика
|
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-бытовой реабилитации и/или абилитации в ИПРА ребенка-инвалида;
- сбор социально-бытового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования, включая адаптированные анкеты (в том числе в электронно-цифровом формате при наличии специализированной компьютерной программы, клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля) с использованием оптических средств коррекции слабовидения (очки, видео- и электронные увеличители, лупы и др.); при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя;
- тестовые задания и функциональные пробы на выполнение элементарных бытовых действий и ориентировку в жилом помещении (навыки личной гигиены, одевание и раздевание, навыки опрятности и поддержания порядка в быту, навыки приготовления и приема пищи, умение пользоваться бытовыми приборами и др.), а также на владение навыками персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством и др.) в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида;
- тестовые задания на умение пользоваться техническими средствами реабилитации (ТСР) и ухаживать за ними (например, трость белая тактильная, оптические средства коррекции слабовидения и др.);
- выявление существующих барьеров в самообслуживании и ориентации ребенка-инвалида в быту (в соответствии с возрастом);
|
|
Индивидуальная
|
|
|
- опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида, а также в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и т.д.), целей и правил пользования ТСР и др.;
- формирование заключения по результатам первичной социально-бытовой диагностики, которое должно содержать, в том числе:
|
|
|
|
-
|
оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида как возможности адаптации и полноценного взаимодействия в условиях быта (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);
|
|
-
|
оценку родительской компетенции по вопросам социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;
|
|
-
|
разработку индивидуального плана социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования ТСР и вспомогательных средств и др.
|
Итого
|
1
|
|
Повторная (контрольная) социально-бытовая диагностика
|
- анкетирование и опрос, включая адаптированные анкеты с использованием оптических средств коррекции слабовидения, при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя;
- тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками самообслуживания, ориентации (МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь") и персональной безопасности в быту в соответствии с возрастом ребенка-инвалида;
- тестовые задания на умение пользоваться ТСР и ухаживать за ними (трость белая тактильная, оптические средства коррекции слабовидения и др.);
- выявление неустранимых барьеров в самообслуживании ребенка-инвалида в быту;
- опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и т.д.), целей использования и правил эксплуатации ТСР, а также в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида;
- беседа с ребенком-инвалидом и/или родителем/законным представителем/уполномоченным представителем с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством полученных реабилитационных мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации;
- формирование заключения по результатам повторной (контрольной) социально-бытовой диагностики, которое должно содержать:
|
|
Индивидуальная
|
|
-
|
оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида
(сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);
|
|
-
|
оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению;
|
|
|
|
-
|
оценку эффективности проведенного курса социально-бытовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики);
|
|
|
|
-
|
рекомендации по дальнейшей социально-бытовой реабилитации и абилитации (нуждается/не нуждается);
|
|
-
|
оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-бытовой реабилитации и абилитации
|
Итого
|
1
|
Итого по мероприятию
|
2
|
Информирование
|
|
Информирование ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя:
- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-бытовой реабилитации и абилитации;
- о методах и приемах социально-бытовой ориентировки и пространственной ориентации ребенка-инвалида;
- о безопасном ведении бытовой деятельности ребенком-инвалидом в месте проживания;
- об имеющихся современных ТСР, в том числе для адаптации жилых помещений под нужды ребенка-инвалида (бытовой деятельности) (бытовые приборы с функцией звукового оповещения, портативные и стационарные увеличители, лупы и др.);
- об общих правилах ухода за ТСР;
- об адресах организаций, предоставляющих услуги по обслуживанию и ремонту ТСР и др.
|
|
Индивидуальная, групповая
|
Итого по мероприятию
|
2
|
Диапазонный показатель
|
1 - 3
|
Консультирование
|
|
Проведение консультирования ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя по вопросам:
- организации быта и обустройства жилого помещения ребенка-инвалида с целью обеспечения персональной безопасности (сохранности) и облегчения его функционирования дома (единообразие и постоянство домашней обстановки; расстановка и расположение мебели с учетом размера одинаковой ширины выступов по периметру комнаты (избегание выступающих углов); отсутствие полуоткрытых окон и дверей внутри квартиры; отсутствие загромождений и лишних вещей в проходах из комнаты в комнату, а также в коридоре (ведра с мусором, сумки, стулья и т.п.); закрепление настенных предметов интерьера и быта на уровне выше роста ребенка-инвалида (книжные полки, светильники, цветы)), в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций (оснащение квартиры датчиками протечки воды и утечки газа со звуковым оповещением и др.);
- упрощения ориентировки внутри жилого помещения с помощью направляющих поручней; наклеек/меток с тактильными пиктограммами или с применением рельефно-точечного шрифта Брайля; тактильной направляющей ленты и т.д.;
- маркировки элементов быта (электробытовой техники, полок и ящиков шкафов, кухонной утвари и др.) в соответствии с их функциональным назначением с помощью различных наклеек (меток), тифломаркера, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля;
- электробытового оснащения с учетом нарушения зрительной функции ребенка-инвалида (обустройство жилья электрическими приборами с доступным способом пользования и системой звукового оповещения (например, кухонный таймер, весы и термометр с голосовым выходом, звуковой индикатор уровня жидкости и др.));
|
|
Индивидуальная, групповая
|
|
|
- формирования навыков социально-бытовой ориентировки и пространственной ориентации ребенка-инвалида;
- использования ТСР и вспомогательных технических устройств для целей социально-бытовой реабилитации и абилитации (в том числе телефонные устройства с голосовым выводом, специальные устройства с оптической коррекцией слабовидения и др.);
- содействия в получении юридической помощи родителю/законному представителю/уполномоченному представителю ребенка-инвалида (нормативно-правовые вопросы социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА, обеспечение ТСР (оформление и получение, а также обслуживание и замена), условия предоставления собаки-проводника (в том числе о возрастных ограничениях), льготы для детей-инвалидов, подготовка типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение) и т.д.) - в соответствии с компетенцией реализующего мероприятие специалиста;
а также по другим вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации по запросу ребенка-инвалида и/или родителя/законного представителя/уполномоченного представителя и др.
|
|
|
Итого по мероприятию
|
4
|
Диапазонный показатель
|
2 - 6
|
Практические занятия
|
|
Практические занятия в соответствии с возрастом ребенка-инвалида, направленные на:
- обучение навыкам пространственной ориентации внутри помещений, в том числе с использованием ТСР и вспомогательных технических устройств (слежение рукой по стене; пробы ногой; защитные техники рукой; передвижение с сопровождающим; передвижение с помощью трости белой тактильной; передвижение с использованием для ориентировки оптических средств коррекции слабовидения; передвижение с использованием сохранных анализаторов и т.д.);
- формирование (восстановление) навыков самостоятельного обслуживания в быту, в том числе пользования и обслуживания ТСР и ассистивных технологий (трость белая тактильная, специальные устройства с голосовым выводом информации, средства оптической коррекции слабовидения и т.д.);
- формирование (восстановление) навыков приготовления и приема пищи (в том числе с использованием бытовой техники с таймерами, звуковых индикаторов уровня жидкости, кухонных ножей с дозатором, оградителей тарелок для пищи, дозаторов продуктов и др.);
- обучение навыкам дифференциации средств, используемых в быту, с опорой на тактильный и обонятельный анализаторы (лекарственные вещества, средства бытовой химии, парфюмерно-гигиенические средства, мелкоштучные бытовые предметы и др.);
- обучение навыкам персональной сохранности (безопасности) в быту (при пользовании бытовыми приборами, водоснабжением, электричеством и т.д.);
- обучение навыкам безопасного самостоятельного пребывания дома (навыки пользования домофоном, телефоном, освоение алгоритма действия при возникновении различных бытовых экстренных ситуаций - пожар, взлом, утечка газа и др.);
- обучение родителей/законных представителей/уполномоченных представителей правилам бытового взаимодействия в процессе совместного проживания с ребенком-инвалидом, а также правилам ухода за ТСР и ассистивными средствами в процессе их использования ребенком-инвалидом и др.
|
|
Индивидуальная, групповая
|
Итого по мероприятию
|
12
|
Диапазонный показатель
|
7 - 17
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ
|
20
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
|
12 - 28
|