Наименование реабилитационного мероприятия
|
Подвид мероприятия
|
Содержание мероприятия
|
Кратность мероприятия, ед.
|
Форма реализации мероприятия
|
Социально-бытовая диагностика
|
Первичная социально-бытовая диагностика
|
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-бытовой реабилитации и/или абилитации в ИПРА ребенка-инвалида;
- сбор социально-бытового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя) (адаптированные анкеты, в том числе в электронно-цифровой форме при наличии специализированной компьютерной программы, клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля, при необходимости с использованием оптических средств коррекции (очки, видео- и электронные увеличители, лупы и др.));
- тестовые задания и функциональные пробы на выполнение элементарных бытовых действий и ориентировку в жилом помещении (умение пользоваться бытовыми приборами, в том числе со специальными приспособлениями с вибро/свето/звуковыми сигнализаторами), а также на владение навыками персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством и др.) в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида;
- тестовые задания на умение пользоваться ТСР и ухаживать за ними (трость белая тактильная), оптические средства коррекции слабовидения, слуховые аппараты, усилители звука и др.);
- выявление существующих барьеров в самообслуживании и ориентации ребенка-инвалида в быту (в соответствии с возрастом);
- опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида, а также в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и т.д.), целей и правил пользования ТСР и др.;
- формирование заключения по результатам первичной социально-бытовой диагностики, которое должно содержать, в том числе:
|
|
Индивидуальная
|
|
-
|
оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида как возможности адаптации и полноценного взаимодействия в условиях быта (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);
|
|
-
|
оценку родительской компетенции по вопросам социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;
|
|
-
|
разработку индивидуального плана социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования технических средств реабилитации (ТСР) и вспомогательных средств и др.
|
Итого
|
1
|
Повторная (контрольная) социально-бытовая диагностика
|
- анкетирование и опрос (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя);
- тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками самообслуживания, ориентации (МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь") и персональной безопасности в быту в соответствии с возрастом ребенка-инвалида;
- тестовые задания на умение пользоваться ТСР и ухаживать за ними (трость белая тактильная), оптические средства коррекции слабовидения, слуховые аппараты, усилители звука и др.);
- выявление неустраненных барьеров в самообслуживании ребенка-инвалида в быту;
- опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида, а также в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и т.д.), целей и правил пользования ТСР и др.;
- беседа с ребенком-инвалидом и/или родителем/законным представителем/уполномоченным представителем с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством реабилитационных мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации;
- формирование заключения по результатам повторной (контрольной) социально-бытовой диагностики, которое должно содержать:
|
|
Индивидуальная
|
|
-
|
оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);
|
|
-
|
оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению;
|
|
-
|
оценку эффективности проведенного курса социально-бытовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики);
|
|
-
|
рекомендации по дальнейшей социально-бытовой реабилитации и абилитации (нуждается/не нуждается);
|
|
-
|
оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-бытовой реабилитации и абилитации
|
Итого
|
1
|
Итого по мероприятию
|
2
|
Информирование
|
|
Информирование ребенка-инвалида и/или родителя/законного представителя/уполномоченного представителя:
- изложение цели, задач, содержания мероприятий, ожидаемых результатов социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов;
- безопасном ведении бытовой деятельности ребенком-инвалидом в месте проживания;
- об имеющихся современных сурдотехнических, ассистивных коммуникативных средствах реабилитации, ТСР для адаптации жилых помещений под нужды ребенка-инвалида (бытовой деятельности) (бытовые приборы с вибро/свето/звуковыми сигнализаторами и голосовыми оповещениями, электронные ручные и стационарные увеличители, лупы и др.);
- о правилах ухода за ТСР;
- об адресах сервисных организаций и др.
|
|
Индивидуальная, групповая
|
Итого по мероприятию
|
2
|
Диапазонный показатель
|
1 - 3
|
Консультирование
|
|
Проведение консультирования ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя по вопросам:
- использования ТСР и вспомогательных технических устройств для целей социально-бытовой реабилитации и абилитации (в том числе сигнализаторы звука со световой и вибрационной индикацией, слуховые аппараты разной мощности, телевизор с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, специальные устройства с оптической коррекцией слабовидения, трость белая тактильная, телефонные устройства с текстовым выходом, голосовым выводом и др.);
- адаптации жилого помещения ребенка-инвалида к его нуждам (оборудование жилого помещения свето-вибрационными сигнализаторами звука, устройствами с голосовым выводом информации (телефон, часы) и звуковым оповещением (духовки, таймеры, кастрюли, чашки), устройствами для текстового дублирования звуковой информации, специальными устройствами с оптической коррекцией слабовидения, коммуникаторами, телефонными трубками с усилителем звука и др.), а также составления модели квартиры по принципу универсального дизайна;
- обеспечения персональной безопасности (сохранности) ребенка-инвалида в быту;
- формирования навыков социально-бытовой ориентировки ребенка-инвалида;
- содействия в получении юридической помощи родителю/законному представителю/уполномоченному представителю ребенка-инвалида (нормативно-правовые вопросы социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА, регулирование порядка предоставления услуг по тифлосурдопереводу, обеспечение ТСР (оформление и получение, а также обслуживание и замена), льготы для детей-инвалидов, подготовка типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение) и т.д.) - в соответствии с компетенцией реализующего мероприятие специалиста;
а также по другим вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации по запросу родителя/законного представителя/уполномоченного представителя
|
|
Индивидуальная, групповая
|
Итого по мероприятию
|
5
|
Диапазонный показатель
|
2 - 8
|
Практические занятия
|
|
- формирование (восстановление) навыков самостоятельного обслуживания в быту, в том числе пользования и обслуживания ТСР и ассистивно-коммуникационных технологий (специальных устройств с текстовым или голосовым выходом, с оптической коррекцией слабовидения, с вибро/свето/звуковыми сигнализаторами, слуховых аппаратов, коммуникаторов и т.д.);
- формирование (восстановление) навыков приготовления и приема пищи, в том числе согласно правилам этикета;
- обучение навыкам персональной сохранности в быту (при пользовании бытовыми приборами, водоснабжением, электричеством и т.д.);
- формирование (восстановление) навыка планирования последовательности (алгоритма) повседневных бытовых действий (приготовление пищи, стирка белья, уборка помещения и т.д.);
- обучение навыкам безопасного самостоятельного пребывания дома (навыки пользования домофоном, телефоном, освоение алгоритма действия в экстренных ситуациях дома - пожар, взлом, утечка газа и др.);
- обучение навыкам пространственной ориентации внутри помещений (слежение рукой по стене, пробы ногой, защитные техники рукой, передвижение с сопровождающим, передвижение с помощью трости белой тактильной, передвижение с использованием для ориентировки оптических средств коррекции, передвижение с использованием сохранных анализаторов и т.д.);
- обучение настройке телевизора с телетекстом;
- обучение родителей/законных представителей/уполномоченных представителей правилам ухода за ТСР и ассистивными средствами в процессе их использования ребенком-инвалидом, в том числе в рамках "Школы для родителей детей-инвалидов" и др.
|
|
Индивидуальная, групповая
|
Итого по мероприятию
|
15
|
Диапазонный показатель
|
10 - 20
|
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ
|
24
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
|
16 - 32
|