Наименование реабилитационного мероприятия
|
Подвид мероприятия
|
Содержание мероприятия
|
Кратность мероприятия, ед.
|
Форма реализации мероприятия
|
Социокультурная диагностика
|
Первичная социокультурная диагностика
|
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социокультурной реабилитации и/или абилитации в ИПРА ребенка-инвалида;
- сбор социокультурного анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя) (адаптированные анкеты, в том числе в электронно-цифровой форме при наличии специализированной компьютерной программы, клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля, при необходимости с использованием оптических средств коррекции (очки, видео- и электронные увеличители, лупы и др.));
- выявление уровня сформированности навыков эффективной коммуникации, планирования досуга, а также оценки уровня развития духовно-нравственных ценностей ребенка-инвалида в соответствии с возрастом;
- определение уровня общей осведомленности ребенка-инвалида в культурно-досуговой сфере и искусстве;
- выявление актуального уровня включенности ребенка-инвалида в культурно-досуговую среду;
- выявление существующих возможностей/барьеров для ребенка-инвалида в посещении организаций культуры (музеи, театры, клубы, дома творчества, библиотеки и т.д.) с учетом возможностей остаточного слуха и зрения;
- выявление интересов и предпочтений ребенка-инвалида в культурно-досуговой сфере;
- определение культурных потребностей ребенка-инвалида;
- опрос родителей/законных представителей/полномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения уровня включенности ребенка-инвалида в культурно-досуговую среду, развития его духовно-нравственных ценностей, а также в вопросах планирования досуга семьи в целом;
- формирование заключения по результатам первичной социокультурной диагностики, содержащего, в том числе:
|
|
Индивидуальная
|
|
-
|
оценку социокультурного статуса ребенка-инвалида, как возможности полноценного взаимодействия в социокультурной среде, рационального проведения досуга (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);
|
|
|
|
-
|
оценку родительской компетенции по вопросам социокультурной реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;
|
|
|
|
-
|
разработку индивидуального плана социокультурной реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования ТСР и ассистивных технологий, в том числе с определением нуждаемости ребенка-инвалида в услугах тифлосурдоперевода, необходимости использования вспомогательных оптических устройств и др.
|
Итого
|
1
|
Повторная (контрольная) социокультурная диагностика
|
- анкетирование и опрос (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя) с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством реабилитационных мероприятий по социокультурной реабилитации и абилитации;
- тестовые задания для оценки степени сформированности навыков эффективной коммуникации, планирования досуга, уровня развития духовно-нравственных ценностей и др. (МКФ "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни", "Жизнь в сообществах, общественная и гражданская жизнь"), в соответствии с возрастом ребенка-инвалида;
- выявление неустраненных препятствий и барьеров в социокультурной жизнедеятельности (в культурно-досуговой сфере) у ребенка-инвалида;
- опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения уровня включенности ребенка-инвалида в культурно-досуговую среду, развития его духовно-нравственных ценностей, а также в вопросах планирования досуга семьи в целом;
- формирование заключения по итогам повторной социокультурной диагностики ребенка-инвалида, содержащего:
|
|
Индивидуальная
|
|
|
|
-
|
оценку социокультурного статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);
|
|
|
|
-
|
оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению;
|
|
-
|
оценку эффективности проведенного курса социокультурной реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социокультурной диагностики);
|
|
-
|
рекомендации по дальнейшей социокультурной реабилитации и абилитации, информационной поддержке культурно-досуговой деятельности (нуждается/не нуждается);
|
|
-
|
оценку удовлетворенности ребенка-инвалида или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социокультурной реабилитации и абилитации
|
Итого
|
1
|
Итого по мероприятию
|
2
|
Информирование
|
|
Информирование ребенка-инвалида и/или родителя/законного представителя/уполномоченного представителя:
- изложение цели, задач, содержания мероприятий, ожидаемых результатов социокультурной реабилитации и абилитации для детей-инвалидов;
- о доступных для ребенка-инвалида видах культурно-досуговой деятельности (посещение театров, концертов, зоопарков, экскурсий и т.д.);
- о доступных для ребенка-инвалида видах творческой, в том числе публичной, деятельности (участие в театральных постановках для глухих, жестовое пение, танцы, декламирование стихов, театры для слепых и т.д.);
- о различных видах народного и декоративно-прикладного искусства, которыми может заниматься ребенок-инвалид по месту жительства;
- об организациях, реализующих мероприятия по социокультурной реабилитации и абилитации, в том числе о работе кружков по интересам, творческих мастерских, театральных студий и т.д.;
- о деятельности сети инклюзивных творческих лабораторий;
- о возможностях участия ребенка-инвалида в выставках, ярмарках, мероприятиях самодеятельного народного творчества, а также в смотрах, конкурсах, соревнованиях, играх и др.;
- об организациях, осуществляющих деятельность в сфере безбарьерного туризма и др.;
- о предстоящих культурно-досуговых мероприятиях регионального, Всероссийского, международного уровней и т.д.
|
|
Индивидуальная, групповая
|
Итого по мероприятию
|
1
|
Диапазонный показатель
|
1 - 2
|
Консультирование
|
|
Проведение консультирования ребенка-инвалида и/или родителя/законного представителя/уполномоченного представителя по вопросам:
- проведения досуга (содействие в выборе театров, концертов, мероприятий), доступного для ребенка-инвалида;
- процедуры получения услуг по проведению досуга (запись в группы по интересам, выбор организации для досуговой деятельности и т.д.);
- определения интересов ребенка-инвалида и связанных с ними направлений творческой деятельности и др.;
- реализации творческой продукции собственного изготовления (продажа изделий, публикации стихов, рассказов, выступления и т.д.);
- самостоятельного планирования путешествий (в том числе рекреационного туризма): покупке путевок, самостоятельному бронированию билетов, отелей, оформлению виз и загранпаспортов;
- использования ТСР и вспомогательных технических устройств для целей социокультурной реабилитации и абилитации;
а также по различным вопросам, относящимся к социокультурной реабилитации и абилитации по запросу ребенка-инвалида (родителя/законного представителя/уполномоченного представителя)
|
|
Индивидуальная, групповая
|
Итого по мероприятию
|
1
|
Диапазонный показатель
|
1 - 2
|
Практические занятия
|
|
Проведение практических занятий, в том числе в формате тематических мастер-классов, в соответствии с возрастом ребенка-инвалида направленных на:
- коррекцию психоэмоциональной и личностной сфер методами социокультурной реабилитации (арт-терапия, библиотерапия, сказкотерапия, игровая терапия и др.);
- снижение и профилактику психоэмоционального напряжения ребенка-инвалида посредством самовыражения в творчестве (обучение драматическому искусству, занятия лепкой, песочная терапия, танцевально-двигательная терапия и др.);
- расширение опыта активного культурно-досугового поведения (обучение планированию и содержательному наполнению свободного времени ребенка-инвалида и членов его семьи);
- развитие интеллектуально-познавательной сферы (расширение общего кругозора) ребенка-инвалида посредством участия в интеллектуально-досуговых мероприятиях (образовательных экскурсиях, литературных вечерах, тематических мероприятиях в планетариях, зоопарках, музеях и т.д.);
- развитие и отработку навыков эффективной коммуникации, а также на формирование адаптивного социально-ролевого поведения посредством участия в культурно-досуговых мероприятиях (театральные постановки, социоролевые игры, творческие мастерские и клубы, и др.);
- развитие духовно-нравственных ценностей ребенка-инвалида с целью привития социальных и морально-нравственных норм посредством совместного (группового) просмотра фильмов с субтитрами (при необходимости), спектаклей, прочтения художественных литературных произведений с последующим обсуждением в группе;
- активизацию и развитие творческих способностей и творческого потенциала ребенка-инвалида средствами социокультурной реабилитации (арт-терапии, народно-прикладного искусства, танцетерапии, музыкотерапии и т.д.);
|
|
Индивидуальная, групповая
|
|
|
- формирование эстетического отношения к окружающему миру и интереса к искусству и культурной жизни общества (показ художественных произведений разных эпох с субтитрами/тифлокомментариями (при необходимости), знакомство с культурой и традициями разных народов, различными религиями и др.);
- развитие творческих и ремесленных навыков у ребенка-инвалида с учетом его интересов и способностей, с целью создания материальных/нематериальных объектов (изделий, продуктов) и их рыночной реализации (как возможности достижения экономической независимости ребенка-инвалида);
- занятия по использованию вспомогательных технологий для целей социокультурной реабилитации и абилитации (электронные текстовые и аудиогиды гиды, визуальные и рельефные карты музеев и др.) и др.
|
|
|
Итого по мероприятию
|
6
|
Диапазонный показатель
|
3 - 9
|
Организация посещения социокультурных досуговых мероприятий
|
|
Реализация разнопрофильных досуговых программ в соответствии с возрастом ребенка (информационно-образовательных, развивающих, художественно-публицистических, спортивно-развлекательных и т.п.) в целях:
- обеспечения активного досуга ребенка-инвалида посредством его участия в специально организованных мероприятиях, экскурсиях, выставках, а также посещения библиотек, театров, океанариумов, зоопарков (в том числе контактных) (при необходимости с использованием сурдо- или тифлотехнических средств получения информации);
- приобщения к культурным, духовно-нравственным ценностям посредством просмотра специализированных театральных представлений, фильмов с субтитрами/тифлокомментариями (при необходимости);
- творческой инициативы и самореализации ребенка-инвалида посредством занятий декоративно-прикладным искусством (вязание, резьба по дереву, лепка и т.д.);
- создания условий для возможности полноценного участия ребенка-инвалида в культурно-досуговых и массовых мероприятиях (праздниках, фестивалях, конкурсах);
- формирования (восстановления) коммуникативных навыков,
приобретения/накопления/поддержания опыта социального взаимодействия, новых умений и навыков, расширение круга общения и др.
|
|
Индивидуальная, групповая
|
Итого по мероприятию
|
1
|
Диапазонный показатель
|
1 - 2
|
Социокультурное просвещение
|
|
Социокультурное просвещение в формате лектория, беседы, наглядной информации (стенды, брошюры, проспекты, буклеты (при необходимости с использованием оптических средств с учетом возможностей остаточного зрения (очковой коррекции зрения, электронные лупы, дистанционные лупы, карманные увеличители различной кратности) и др.) в целях:
- саморазвития, формирования реабилитационной приверженности у ребенка-инвалида, в том числе посредством знакомства с биографией людей с инвалидностью, достигнувших высоких результатов в различных сферах культурной, общественной, спортивной, трудовой жизни и т.д.;
- повышения мотивации к активному участию в культурной жизни общества, а также к изучению и освоению культурного наследия;
- патриотического воспитания посредством знакомства с биографией выдающихся исторических личностей и их достижениями;
- формирования экологической культуры;
- профилактики социальной дезадаптации посредством повышения у ребенка-инвалида культурной грамотности и социокультурной компетенции, а также формирования потребности (мотивации) использовать эти знания для личностного роста и коммуникативной направленности и т.д.
|
|
Индивидуальная, групповая
|
Итого по мероприятию
|
1
|
Диапазонный показатель
|
1 - 2
|
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ
|
12
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
|
9 - 15
|