Наименование реабилитационного мероприятия
|
Подвид мероприятия
|
Содержание мероприятия
|
Кратность мероприятия, ед.
|
Форма реализации мероприятия
|
Социально-педагогическая диагностика
|
Первичная социально-педагогическая диагностика
|
- анализ исходной документации ребенка-инвалида (заключение ПМПК, педагогическая характеристика, заключение логопеда и др.);
- сбор педагогического анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя), анкетирования (при условии владения ребенком-инвалидом письменной речью);
- проведение педагогического (логопедического/дефектологического)
обследования, направленного на определение:
|
|
Индивидуальная
|
|
-
|
уровня речевого развития у ребенка-инвалида и базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и др.) (в соответствии с возрастом);
|
|
-
|
уровня общей осведомленности у ребенка-инвалида и познавательной активности в целом;
|
|
-
|
уровня обучаемости и освоения новой информации ребенком-инвалидом;
|
|
-
|
предпочтений и интересов у ребенка-инвалида;
|
|
-
|
уровня сформированности навыков артикуляции (образования звуков речи);
|
|
-
|
уровня сформированности функций плавности и непрерывности речи;
|
|
-
|
уровня владения языком, в том числе уровня сформированности импрессивной и экспрессивной речи;
|
|
-
|
уровня развития мыслительных операций, в том числе посредством пересказа, формулирования выводов о прочитанном, изложения мыслей и др., как в устной, так и в письменной форме;
|
|
-
|
уровня владения коммуникативными и поведенческими навыками при взаимодействии в социуме;
|
|
-
|
уровня развития общей и мелкой моторики у ребенка-инвалида;
|
|
-
|
технологиями (интернет-мессенджеры, обеспечивающие текстовую, голосовую уровня владения ребенком-инвалидом альтернативной и дополнительной коммуникацией (при необходимости);
|
|
-
|
уровня владения ассистивно-коммуникативными и видеосвязь);
|
- опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций, необходимых для воспитания, обучения и обеспечения здоровья ребенка-инвалида, использования альтернативной аугментативной коммуникацией и/или русским жестовым языком (при необходимости), и др.;
- формирование заключения по результатам первичной социально-педагогической диагностики, содержащего, в том числе:
|
|
-
|
оценку социально-педагогического статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);
|
|
-
|
оценку родительской компетенции по вопросам социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;
|
|
-
|
оценку нуждаемости в специальных условиях получения образования;
|
|
-
|
разработку индивидуального плана социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий, их количества, в том числе с определением нуждаемости ребенка-инвалида в использовании ТСР и ассистивно-коммуникативных технологий в рамках социально-педагогической реабилитации и абилитации и др.
|
|
Итого
|
1
|
|
Повторная (контрольная) социально-педагогическая диагностика
|
- анкетирование ребенка-инвалида (при условии владения ребенком-инвалидом письменной речью);
- проведение педагогического (логопедического) обследования, направленного на определение степени сформированности учебных навыков и навыков организации социального общения и поведения в обществе (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни"):
|
|
Индивидуальная
|
|
-
|
уровня речевого развития у ребенка-инвалида и базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и др.) (в соответствии с возрастом);
|
|
-
|
уровня общей осведомленности у ребенка-инвалида и познавательной активности в целом;
|
|
-
|
уровня сформированности навыков артикуляции (образования звуков речи);
|
|
-
|
уровня сформированности функций плавности и непрерывности речи;
|
|
-
|
уровня владения языком, в том числе уровня сформированности импрессивной и экспрессивной речи;
|
|
-
|
уровня развития мыслительных операций, в том числе посредством пересказа, формулирования выводов о прочитанном, изложения мыслей и др., как в устной, так и в письменной форме;
|
|
-
|
уровня владения коммуникативными и поведенческими навыками при взаимодействии в социуме;
|
|
-
|
уровня развития общей и мелкой моторики у ребенка-инвалида;
|
|
-
|
уровня владения ребенком-инвалидом альтернативной и дополнительной коммуникацией (при необходимости);
|
|
-
|
уровня владения ассистивно-коммуникативными технологиями (интернет-мессенджеры, обеспечивающие текстовую, голосовую и видеосвязь);
|
- опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций, необходимых для воспитания, обучения и обеспечения здоровья ребенка-инвалида, использования альтернативной аугментативной коммуникацией и/или русским жестовым языком (при необходимости), и др.;
- беседа с ребенком-инвалидом и/или с родителем/законным представителем/уполномоченным представителем ребенка-инвалида с целью определения уровня самооценки удовлетворенности качеством реабилитационных мероприятий по социально-педагогической реабилитации;
- формирование заключения по итогам повторной (контрольной) социально-педагогической диагностики ребенка-инвалида, содержащего:
|
|
-
|
оценку социально-педагогического статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);
|
|
-
|
оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению;
|
|
-
|
оценку эффективности проведенного курса социально-педагогической реабилитации и/или абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-педагогической диагностики);
|
|
-
|
рекомендации по дальнейшей социально-педагогической реабилитации и абилитации (нуждается/не нуждается);
|
|
-
|
оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-педагогической реабилитации и абилитации
|
Итого
|
1
|
Итого по мероприятию
|
2
|
Информирован не
|
|
Информирование ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя:
- о цели, задачах, мероприятиях, ожидаемых результатах социально-педагогической реабилитации и абилитации;
- о различных вариантах получения общего образования (в том числе с учетом заключения ПМПК, склонностей и интересов ребенка-инвалида);
- об организациях, осуществляющих обучение альтернативной аугментированной коммуникации;
- об организациях, осуществляющих обучение русскому жестовому языку;
- об организациях, оказывающих логопедическую помощь;
- о существующих способах альтернативной и дополнительной коммуникации, а также о современных ТСР и ассистивно-коммуникативных технологиях для обучения, в том числе приобретаемых за счет средств ребенка-инвалида (при необходимости) и др.
|
|
Индивидуальная, групповая
|
Итого по мероприятию
|
1
|
Диапазонный показатель
|
1 - 2
|
Консультирование
|
|
Проведение консультирования ребенка-инвалида и/или родителя/законного представителя/уполномоченного представителя по вопросам:
- использования специальных учебных пособий, в том числе для речевого развития ребенка, для целей социально-педагогической реабилитации и абилитации;
- разработки образовательного маршрута (прохождения ПМПК, получения основного, общего и профессионального образования;
- выбора образовательной организации и формы получения образования в соответствии с интересами, склонностями, возможностями ребенка-инвалида и оптимальной транспортной доступностью;
- использования ТСР, ассистивно-коммуникативных и специальных учебных пособий для целей получения образования (при необходимости);
- социально-педагогической реабилитации и абилитации в домашних условиях (самостоятельного развития речи), в том числе с целью повышения педагогической компетенции родителей/законных представителей/уполномоченных представителей ребенка-инвалида, а также диапазона и широты их знаний и умений, необходимых для самостоятельного проведения обучающих занятий;
а также по различным вопросам, относящимся к социально-педагогической реабилитации и абилитации по запросу ребенка-инвалида (родителя/законного представителя/уполномоченного представителя)
|
|
Индивидуальная
|
Итого по мероприятию
|
1
|
Диапазонный показатель
|
1 - 2
|
Практические коррекционно-развивающие занятия
|
|
- формирование (восстановление) необходимых учебных навыков (счет, письмо, чтение и др.);
- формирование (восстановление) навыков длительного удерживания внимания, целенаправленной продуктивной учебной деятельности;
- обучение и отработку навыков организации социального общения и освоения социальных ролей в специально созданных педагогических ситуациях;
- формирование (восстановление) коммуникативных навыков, устной и письменной речи, в том числе обучение альтернативной аугментированной коммуникации и русскому жестовому языку;
- проведение с ребенком-инвалидом логопедических занятий по коррекции речевых нарушений, нарушений чтения и письма, в том числе с использованием компьютерных технологий:
|
|
Индивидуальная, групповая
|
|
-
|
развитие лексического строя речи;
|
|
-
|
развитие связного высказывания;
|
|
-
|
развитие умения составлять рассказ и пересказывать текст;
|
|
-
|
развитие грамматического строя речи и коррекция его нарушений;
|
|
-
|
развитие способности грамотно формулировать и задавать вопросы, отвечать на них;
|
|
-
|
улучшение общей разборчивости речевого высказывания;
|
|
-
|
развитие артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи;
|
|
-
|
коррекция речедвигательных расстройств;
|
|
-
|
развитие артикуляционной моторики;
|
|
-
|
развитие речевого дыхания и голоса (силы, продолжительности, звонкости, управляемости голоса в потоке речи);
|
|
-
|
развитие просодики (мелодико-интонационной и темпо-ритмической характеристик речи);
|
|
-
|
развитие слухового контроля за звукопроизношением;
|
|
-
|
развитие фонематического восприятия и звукового анализа;
|
|
-
|
развитие умения дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне;
|
- отработку навыков использования альтернативной аугментированной коммуникации;
- занятия по использованию ТСР и ассистивно-коммуникативными технологиями (коммуникативные вспомогательные устройства, речевые коммуникаторы, голосообразующие аппараты) для целей социально-педагогической реабилитации и абилитации;
- обучение пользованию компьютером, в том числе электронными ресурсами (государственными порталами "Госуслуги", "Росреестр", электронной медицинской картой и др.)
|
Итого по мероприятию
|
18
|
Диапазонный показатель
|
10 - 26
|
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ
|
22
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
|
14 - 30
|