Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

III. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

11. Основанием для установления и взимания налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.

Впредь до выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения или пользования земельным участком, по согласованию с местным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству используются ранее выданные государственными органами документы, удостоверяющие это право.

(в ред. письма Минфина РФ N 174, Роскомзема N 5-16/2092, Госналогслужбы РФ N НП-4-02/119н от 28.12.94)

12. Земельный налог юридическим лицам и гражданам исчисляется исходя из площади земельного участка, облагаемой налогом, и утвержденных ставок земельного налога.

Если землепользование плательщика состоит из земельных участков, облагаемых налогом по различным ставкам, то общий размер земельного налога по землепользованию определяется суммированием налога по этим земельным участкам.

(в ред. письма Минфина РФ N 174, Роскомзема N 5-16/2092, Госналогслужбы РФ N НП-4-02/119н от 28.12.94)

13. Земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения.

Средние размеры налога с одного гектара пашни по субъектам Российской Федерации применяются согласно приложению 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю".

Органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий устанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.

Минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации.

При исчислении сумм земельного налога для плательщиков вводятся коррективы на местоположение их земельных участков.

Земельный налог на сельскохозяйственные угодья определяется как сумма произведений площадей угодий или оценочных групп почв пашни, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ и соответствующей ставки земельного налога. Площади пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ и оценочных групп почв устанавливаются по данным учета земель и материалам почвенных обследований, выполняемых местными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

Для расчета ставок налога за земли водного фонда, лесного фонда (статьи 10 и 11 Закона Российской Федерации "О плате за землю") органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации устанавливаются средние ставки земельного налога за сельскохозяйственные угодья по административным районам.

(п. 13 в ред. письма Минфина РФ N 174, Роскомзема N 5-16/2092, Госналогслужбы РФ N НП-4-02/119н от 28.12.94)

14. Земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района.

Земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных (за исключением указанных в части первой настоящего пункта) целей, взимается со всей площади земельного участка в размере пяти рублей за квадратный метр.

Органам местного самоуправления предоставляется право с учетом благоприятных условий размещения земельных участков, указанных в настоящем пункте, повышать ставки земельного налога, но не более чем в два раза.

(п. 14 в ред. письма Минфина РФ N 174, Роскомзема N 5-16/2092, Госналогслужбы РФ N НП-4-02/119н от 28.12.94)

15. Налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки, по ставкам, устанавливаемым для городских земель на основе средних ставок, приведенных в приложении 2 (таблица 1) к Закону Российской Федерации "О плате за землю" (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога).

Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории.

Налог на часть площади земельных участков сверх установленных норм их отвода (за исключением участков, указанных в абзаце 2 пункта 16 настоящей Инструкции) взимается в двукратном размере.

Превышение площади устанавливается городскими, районными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству по утвержденным в установленном порядке нормам отвода земель и материалам землеустроительного дела по отводу земель, выполненного в прошлые годы, при установлении границ земельного участка в натуре.

(п. 15 в ред. письма Минфина РФ N 174, Роскомзема N 5-16/2092, Госналогслужбы РФ N НП-4-02/119н от 28.12.94)

16. Налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также под личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр.

Налог на часть площади дачных участков и индивидуальных гаражей, расположенных в городах и поселках, сверх установленных норм их отвода в пределах двойной нормы взимается в размере 15 процентов, а свыше двойной нормы - по полным ставкам земельного налога, установленного для городских земель.

(п. 16 в ред. письма Минфина РФ N 174, Роскомзема N 5-16/2092, Госналогслужбы РФ N НП-4-02/119н от 28.12.94)

17. Налог за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями) в пределах городской, поселковой черты, устанавливается в размере 10 рублей за квадратный метр.

Налог за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты устанавливается в двукратном размере ставок налога на сельскохозяйственные угодья аналогичного качества.

В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса РСФСР к землям сельскохозяйственного использования в городах, поселках относятся пашня, сады, виноградники, огороды, сенокосы, пастбища.

(п. 17 в ред. письма Минфина РФ N 174, Роскомзема N 5-16/2092, Госналогслужбы РФ N НП-4-02/119н от 28.12.94)

18. В случаях, если населенные пункты в течение года относятся к другой категории поселений или передаются в административном отношении в подчинение другого органа местного самоуправления или их территория включается в состав территории другого населенного пункта, вопрос о применении ставок решается следующим образом:

- при отнесении в течение года населенного пункта к другой категории поселений (например, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации сельский населенный пункт отнесен к рабочему поселку или городу либо рабочий поселок отнесен к городу) земельный налог в текущем году взимается с плательщиков по ранее установленным для этих населенных пунктов ставкам, а в следующем году - по ставкам, установленным для вновь образованных вышеуказанных городских поселений;

- при изменении подчиненности органа местного самоуправления данного населенного пункта (например, сельский или поселковый орган местного самоуправления с его территорией с октября в административном отношении передан в подчинение городскому органу местного самоуправления) земельный налог в текущем году взимается с плательщиков по ранее установленным для этих населенных пунктов и их территорий ставкам, а в следующем году - по ставкам города.

Если сельский или поселковый орган местного самоуправления при этом административном переподчинении не упразднен, то в следующем году налог должен взиматься по ранее установленным для них ставкам;

- при упразднении административно-территориальной единицы и включении ее в состав другой административно-территориальной единицы (например, рабочий поселок, где земельный налог взимается по ставке 0,9 руб. за 1 кв. м., в августе включен в черту города - областного центра, где действует более повышенная ставка за счет его статуса) на территории упраздненной единицы новая ставка должна применяться со следующего года.

(в ред. письма Минфина РФ N 174, Роскомзема N 5-16/2092, Госналогслужбы РФ N НП-4-02/119н от 28.12.94)

19. Налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения устанавливается в размере 20 процентов от средних ставок земельного налога, установленных в соответствии с приложением 2 (таблица 1) к Закону Российской Федерации "О плате за землю" для поселений с численностью до 20 тыс. человек.

За земли, занятые полигонами (кроме военных) и аэродромами вне населенных пунктов, налог устанавливается в соответствии со средним размером налога за один гектар земель преобладающего на данной территории сельскохозяйственного или лесохозяйственного использования.

(п. 19 в ред. письма Минфина РФ N 174, Роскомзема N 5-16/2092, Госналогслужбы РФ N НП-4-02/119н от 28.12.94)

20. Налог за земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов взимается с земель, предоставленных для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, по средним ставкам за сельскохозяйственные угодья административного района.

(в ред. письма Минфина РФ N 174, Роскомзема N 5-16/2092, Госналогслужбы РФ N НП-4-02/119н от 28.12.94)

21. Налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере пяти процентов от платы за древесину, отпускаемую на корню.

(п. 21 в ред. письма Минфина РФ N 174, Роскомзема N 5-16/2092, Госналогслужбы РФ N НП-4-02/119н от 28.12.94)

22. Налог за сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда устанавливается по тем же ставкам, что и для земель сельскохозяйственного назначения аналогичного качества или по средней ставке за сельскохозяйственные угодья в целом по административному району.

(в ред. письма Минфина РФ N 174, Роскомзема N 5-16/2092, Госналогслужбы РФ N НП-4-02/119н от 28.12.94)

23. Налог за земли лесного фонда, предоставленные в установленном порядке для рекреационных целей, определяется в размере пяти процентов от норматива платы за древесину на этой площади с учетом увеличения ставок для курортных зон (приложение 2 Закона Российской Федерации "О плате за землю").

(п. 23 в ред. письма Минфина РФ N 174, Роскомзема N 5-16/2092, Госналогслужбы РФ N НП-4-02/119н от 28.12.94)

24. Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами.

Юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в государственные налоговые инспекции по месту нахождения облагаемых объектов расчеты причитающихся с них платежей налога в текущем году по установленной форме (Приложение к настоящей инструкции).

По вновь отведенным земельным участкам расчеты налога представляются юридическими лицами в течение месяца с момента их предоставления.

Платежи исчисляются отдельно по каждому земельному участку, предоставленному юридическому лицу в собственность, владение или пользование, а за земли, занятые их жилищным фондом, отдельно по каждому домовладению.

Если объекты обложения юридических лиц расположены на территории, обслуживаемой одним и тем же налоговым органом, допускается представление одного сводного расчета по всем объектам, но с приложением к нему разработочных таблиц формы N N 1 - 4 с указанием площадей, ставок и сумм налога, исчисленных по каждому земельному участку и домовладению, так как они могут подлежать налогообложению по разным ставкам в связи с нахождением их в различных зонах градостроительной ценности территории городов, поселков и курортных районов, а также при обложении земель сельскохозяйственного назначения плательщиков, указанных в статье 4 Закона Российской Федерации "О плате за землю", в связи с различными категориями земель, видами и подвидами угодий. Если объекты обложения одного юридического лица расположены на территории, обслуживаемой различными налоговыми органами, то в каждый налоговый орган представляется расчет налога за те объекты обложения, которые находятся на территории, обслуживаемой данным налоговым органом. (в ред. письма Минфина РФ N 174, Роскомзема N 5-16/2092, Госналогслужбы РФ N НП-4-02/119н от 28.12.94)

25. Централизованно представляют расчеты государственным налоговым инспекциям отдельно по каждому административному району и уплачивают земельный налог в бюджеты соответствующих органов местного самоуправления следующие юридические лица, объекты обложения и линии коммуникаций которых проходят через указанные административные районы:

- отделения железных дорог Министерства путей сообщения Российской Федерации - за земли, занятые железнодорожными путями и полосами отчуждения, железнодорожными станциями, вокзалами;

органы, уполномоченные управлять автомобильными дорогами субъектов Российской Федерации (департаменты, комитеты, дорожные фонды, автодоры и другие юридические лица, на балансе которых находятся указанные автомобильные дороги), - за земли, занятые этими автомобильными дорогами;

производственные объединения по энергетике и электрификации Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, на балансе которых находятся линии электропередач, - за земли, занятые опорами высоковольтных линий электропередач напряжением 35 - 500 кВ и выше, и земли, занятые наземными кабельными сооружениями;

- предприятия по транспортировке нефти и газа, нефтегазодобывающие объединения (управления) Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, на балансе которых находятся нефтепроводы, газопроводы, - за земли, занятые этими сооружениями и полосами отчуждения;

- государственные эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи, - за земли, занятые этими линиями и полосами отчуждения;

- организации жилищно-коммунального хозяйства, на балансе которых находится государственный, муниципальный жилищный фонд и нежилой фонд всего города ( в городах с районным делением), - за земли, обслуживающие эти строения.

(в ред. письма Минфина РФ N 174, Роскомзема N 5-16/2092, Госналогслужбы РФ N НП-4-02/119н от 28.12.94)

26. Жилищно-строительные, дачно-строительные и гаражно-строительные кооперативы, садоводческие, огороднические и животноводческие товарищества представляют расчеты налога государственным налоговым инспекциям того административного района, на территории которого находятся земельные участки указанных кооперативов и товариществ, и уплачивают земельный налог в бюджет местного органа местного самоуправления по месту нахождения предоставленных им земельных участков для указанных выше целей.

(в ред. письма Минфина РФ N 174, Роскомзема N 5-16/2092, Госналогслужбы РФ N НП-4-02/119н от 28.12.94)

27. Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельных участков.

(в ред. письма Минфина РФ N 174, Роскомзема N 5-16/2092, Госналогслужбы РФ N НП-4-02/119н от 28.12.94)

28. Учет плательщиков и исчисление налога производится ежегодно по состоянию на 1 июня.

Исчисление земельного налога гражданам производится государственными налоговыми инспекциями, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им платежные извещения об уплате налога. (в ред. письма Минфина РФ N 174, Роскомзема N 5-16/2092, Госналогслужбы РФ N НП-4-02/119н от 28.12.94)

29. Юридические лица и граждане уплачивают земельный налог равными долями в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога.

Налог за земли лесного фонда, включая и колхозные леса, на которых производится заготовка древесины, взимается с лесопользователей в сроки одновременно с взиманием платы за древесину.

(в ред. письма Минфина РФ N 174, Роскомзема N 5-16/2092, Госналогслужбы РФ N НП-4-02/119н от 28.12.94)

30. Учет площадей земельных участков, предоставленных гражданам, производится на основании данных следующих органов:

- органов жилищно-коммунального хозяйства (бюро технической инвентаризации), а также районных и городских комитетов по земельным ресурсам и землеустройству о размерах земельных участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного и индивидуального садоводства, огородничества и животноводства, а также для индивидуального жилищного, дачного, гаражного строительства в границах городов, рабочих, курортных и дачных поселков. В качестве контрольных материалов могут использоваться данные отделов (управлений) по градостроительству и архитектуре городов о выделении земельных участков для указанного строительства;

- сельских органов местного самоуправления о размерах земельных участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, а также для индивидуального жилищного, дачного и гаражного строительства в границах сельских населенных пунктов и в сельской местности;

- предприятий, учреждений и организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, водного, рыбного, охотничьего хозяйства о размерах служебных наделов, предоставленных отдельным категориям работников этих отраслей и ведомств на период их работы на указанных предприятиях, в учреждениях и организациях;

- колхозов, совхозов, межхозяйственных предприятий и организаций, других сельскохозяйственных предприятий, а также и иных юридических лиц о размерах земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуальных огородов и садов, сенокошения и выпаса скота за счет земель, находящихся в пользовании этих юридических лиц.

(в ред. письма Минфина РФ N 174, Роскомзема N 5-16/2092, Госналогслужбы РФ N НП-4-02/119н от 28.12.94)

31. Прием платежей земельного налога и учет поступивших сумм производятся в установленном порядке.

(в ред. письма Минфина РФ N 174, Роскомзема N 5-16/2092, Госналогслужбы РФ N НП-4-02/119н от 28.12.94)

32. Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. Арендная плата может устанавливаться как в денежной, так и в натуральной форме.

Арендная плата за землю может взиматься отдельно или в составе общей арендной платы за все арендуемое имущество, когда кроме земли в аренду переданы строения, сооружения и другие материальные и природные ресурсы, но с обязательным перечислением арендной платы за землю на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления.

За земельные участки, необходимые для содержания жилых и нежилых строений, предоставленных в пользование юридическим лицам или гражданам по договорам аренды, земельный налог за эти участки взимается с арендодателя.

Если юридическим лицам или гражданам передаются в аренду части жилых и нежилых строений, налог за земельные участки, обслуживающие эти строения, также полностью взимается с арендодателя.

(в ред. письма Минфина РФ N 174, Роскомзема N 5-16/2092, Госналогслужбы РФ N НП-4-02/119н от 28.12.94)

33. Споры, возникающие по вопросам арендной платы за землю, рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией, а по вопросам, касающимся земельного налога, в порядке установленном законодательством Российской Федерации.

(в ред. письма Минфина РФ N 174, Роскомзема N 5-16/2092, Госналогслужбы РФ N НП-4-02/119н от 28.12.94)