<Письмо> Минфина России от 02.06.2023 N 28-05-10/51152 <О применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при выборе управляющей организации>
Минфин России рассмотрел обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 05.04.1013 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее - Закон N 44-ФЗ) при выборе управляющей организации, поступивший на официальный сайт Минфина России (далее - обращение), и в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" сообщает следующее.
В соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, Минфин России не осуществляет разъяснение законодательства Российской Федерации и практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем полагаем возможным обратить внимание на следующее.
Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся в том числе заключения предусмотренных Законом N 44-ФЗ контрактов (часть 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ).
При этом в соответствии с пунктом 8.1 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ контракт - государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15 Закона N 44-ФЗ.
Пунктом 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
При этом согласно статье 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений БК РФ.
Учитывая изложенное, Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, связанные с расходованием бюджетных средств при заключении заказчиками государственных (муниципальных) контрактов либо гражданско-правовых договоров юридическими лицами в соответствии с частями 1, 2.1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15 Закона N 44 ФЗ.
Следует отметить, что частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) определено, что под закупкой понимается удовлетворение потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Юридические лица, на которые не распространяется действие Закона N 223-ФЗ определены частью 2.1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ.
При этом, отношения, которые не регулируются Законом N 223-ФЗ, установлены частью 4 статьи 1 Закона N 223-ФЗ.
Таким образом, юридические лица, определенные частью 2.1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг применяют положения Закона N 223-ФЗ, за исключением случаев, установленных указанным федеральным законом.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договором признается соглашение об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419 ГК РФ). В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (пункт 1 статьи 307 ГК РФ).
При этом пунктом 1 статьи 423 ГК РФ установлено, что возмездным договором является договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей.
В связи с изложенным, отношения, подпадающие под регулирование Закона N 223-ФЗ, характеризуются возможностью удовлетворения потребностей заказчиков в необходимых им товарах, работах, услугах путем заключения возмездных договоров с поставщиками (исполнителями, подрядчиками).
При этом юридические лица самостоятельно соотносят возникающие правоотношения с соответствующими требованиями Закона N 223-ФЗ, в том числе в целях определения необходимости его применения при совершении сделок, заключении договоров и соглашений, с учетом содержания таких возникающих правоотношений.
регулирования имущественных отношений
А.Н.ВОРОНЦОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей