Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

39(3).5. Пояснительная записка

39(3).5. Пояснительная записка.

39(3).5.1. Программа по родному (лезгинскому) языку на уровне среднего общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету "Родной (лезгинский) язык", ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

Лезгинский язык - национальный язык лезгинского народа, а также наряду с другими национальными языками и русским языком является одним из государственных языков Республики Дагестан.

Можно выделить следующие функции лезгинского языка:

является средством общения представителей лезгинского народа, обеспечивает преемственность культурных традиций народа, возможность возникновения и развития национальной литературы;

выступает связующим звеном между поколениями, служит средством передачи внеязыкового коллективного опыта лезгинского народа.

39(3).5.2. В содержании программы по родному (лезгинскому) языку выделяются следующие содержательные линии: "Общие сведения о языке", разделы науки о языке "Стилистика и культура речи", "Фонетика и орфоэпия", "Графика", "Лексикология и фразеология", "Морфемика и словообразование", "Морфология", "Синтаксис", "Орфография и пунктуация".

39(3).5.3. Изучение родного (лезгинского) языка направлено на достижение следующих целей:

воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению национальной культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

осознание эстетической ценности родного языка;

осознание роли языка как основного средства человеческого общения и как явления национальной культуры: осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа;

понимание значения родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа;

совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе овладения основными понятиями культуры речи и функциональной стилистики, формирование навыков нормативного употребления языковых единиц и расширение круга используемых языковых средств;

совершенствование коммуникативных умений в разных сферах общения, способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью;

развитие функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой деятельности, анализа текста с точки зрения явной и скрытой (подтекстовой), основной и дополнительной информации; развитие умений чтения текстов разных форматов; совершенствование умений трансформировать, интерпретировать тексты и использовать полученную информацию в практической деятельности;

обобщение знаний о языке как системе, об основных правилах орфографии и пунктуации, об изобразительно-выразительных средствах лезгинского языка; совершенствование умений анализировать языковые единицы разных уровней, умений применять правила орфографии и пунктуации, умений определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте;

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.

39(3).5.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (лезгинского) языка, - 136 часов: в 10 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе - 68 часов (2 часа в неделю).