Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

93.5. Пояснительная записка

93.5. Пояснительная записка.

93.5.1. Программа по родной (чеченской) литературе разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

93.5.2. Содержание программы направлено на формирование в систематизированном виде у учащихся представления об историческом развитии литературы и посредством этого более глубокого понимания взаимосвязи классической и современной литературы. Материал для изучения предлагается в соответствии с этапами развития литературы. Изучаемые произведения идут друг за другом в хронологической последовательности, в отдельных случаях учитель, исходя из какой-либо цели, может менять их местами. Принимая во внимание возрастные и познавательные способности учащихся, на уровне среднего общего образования происходит усложнение литературного материала, связанное с увеличением объема произведений и изучения их в рамках литературного процесса.

93.5.3. Родная (чеченская) литература тесно связана с учебным предметом "Родной (чеченский) язык". Чеченская литература является одним из основных источников обогащения чеченской речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной чеченской речью. Этим определяется особая важность установления теснейших связей в преподавании чеченской литературы и чеченского языка. Чеченская литература тесно связана с чеченской культурой, являясь ее неотъемлемой частью. Изучение литературных произведений на широком общекультурном фоне поможет учащимся воспринять чеченскую литературу как существенную часть общей культуры народов, населяющих Россию, а также учесть этнокультурную специфику русской литературы и культуры.

93.5.4. В основу программы положен, главным образом, историко-литературный принцип. В 10 - 11 классах изучается систематический курс чеченской литературы. Он составлен в удобной для изучения форме. Здесь изучают распределенные в определенном порядке лучшие художественные произведения чеченской литературы. Изучение чеченской литературы, тесно связанное с историей, географией родного края учащихся, формирует у учащихся историзм мышления, гордость за свое Отечество.

93.5.5. В содержании программы по родной (чеченской) литературе выделяются следующие содержательные линии: из литературы первой половины XX века, из литературы второй половины XX века, из литературы народов России, литература других народов.

93.5.6. Изучение родной (чеченской) литературы направлено на достижение следующих целей:

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма, способной, осознавая свою принадлежность к родной культуре, уважительно относиться к культурам других народов;

ознакомление с литературой, культурой своего народа, развивать и совершенствовать эти знания, воспитывать уважение к культуре других народов;

овладение умениями анализировать художественные произведения с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы, выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание;

формирование представления о специфике литературы в ряду других видов искусств;

овладение умениями формулировать собственное отношение к изученным литературным произведениям, давать им обоснованную оценку, в отдельных случаях - собственную интерпретацию;

развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся на чеченском языке на основе изучения произведений чеченской литературы;

умение находить нужную информацию и использовать ее;

умение использовать приобретенные при изучении чеченской литературы знания в жизни.

93.5.7. Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (чеченской) литературы, - 68 часов: в 10 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе - 34 часа (1 час в неделю).

Образовательная организация вправе предусмотреть перераспределение времени на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения родного языка.