Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

101.7. Содержание обучения в 11 классе

101.7. Содержание обучения в 11 классе.

101.7.1. Коммуникативные умения.

Совершенствование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи.

Повседневная жизнь семьи. Межличностные отношения в семье, с друзьями и знакомыми. Конфликтные ситуации, их предупреждение и разрешение.

Внешность и характеристика человека, литературного персонажа.

Здоровый образ жизни и забота о здоровье: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, посещение врача. Отказ от вредных привычек.

Школьное образование, школьная жизнь, школьные праздники. Школьные социальные сети. Переписка с зарубежными сверстниками. Взаимоотношения в школе. Проблемы и решения. Подготовка к выпускным экзаменам.

Современный мир профессий. Проблема выбора профессии. Альтернативы в продолжении образования. Место иностранного языка в повседневной жизни и профессиональной деятельности в современном мире.

Молодежь в современном обществе. Ценностные ориентиры. Участие молодежи в жизни общества. Досуг молодежи: увлечения и интересы. Любовь и дружба.

Роль спорта в современной жизни: виды спорта, экстремальный спорт, спортивные соревнования, Олимпийские игры.

Деловое общение: особенности делового общения, деловая этика, деловая переписка, публичное выступление.

Туризм. Виды отдыха. Экотуризм. Путешествия по России и зарубежным странам. Виртуальные путешествия.

Вселенная и человек. Природа. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Проживание в городской/сельской местности.

Современные средства массовой информации (пресса, телевидение, Интернет, социальные сети и так далее).

Технический прогресс: перспективы и последствия. Современные средства коммуникации. Интернет-безопасность.

Проблемы современной цивилизации.

Родная страна и страна/страны изучаемого языка: географическое положение, столица, крупные города, регионы; государственное устройство, законодательная и исполнительная власть; система образования; достопримечательности, культурные особенности (национальные и популярные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи); страницы истории. Россия и мир: вклад России в мировую культуру, науку, технику.

Выдающиеся люди родной страны и страны/стран изучаемого языка: государственные деятели, ученые, писатели, поэты, художники, композиторы, путешественники, спортсмены, актеры и так далее.

101.7.2. Виды речевой деятельности.

101.7.2.1. Говорение.

Развитие коммуникативных умений диалогической речи: умений вести разные виды диалога (диалог этикетного характера, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями; комбинированный диалог, включающий разные виды диалогов); умений вести полилог, в том числе в форме дискуссии:

диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор, вежливо переспрашивать; вежливо выражать согласие/отказ; выражать благодарность; поздравлять с праздником, выражать пожелания и вежливо реагировать на поздравление;

диалог-побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться/не соглашаться выполнить просьбу; давать совет и принимать/не принимать совет; приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться/не соглашаться на предложение собеседника, объясняя причину своего решения;

диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов; выражать свое отношение к обсуждаемым фактам и событиям; запрашивать интересующую информацию; переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот; брать/давать интервью;

диалог-обмен мнениями: выражать свою точку зрения и обосновывать ее, высказывать свое согласие/несогласие с точкой зрения собеседника, выражать сомнение, давать эмоциональную оценку обсуждаемым событиям: восхищение, удивление, радость, огорчение и так далее); выражать эмоциональную поддержку собеседнику, в том числе с помощью комплиментов;

полилог: запрашивать информацию и обмениваться ей; высказывать и аргументировать свою точку зрения; возражать, расспрашивать участников полилога и уточнять их мнение и точки зрения; брать на себя инициативу в обсуждении, внося пояснения/дополнения; выражать эмоциональное отношение к обсуждаемому вопросу; соблюдать речевые нормы и правила поведения, принятые в странах изучаемого языка.

Названные умения диалогической речи, включая умение вести полилог, развиваются в стандартных ситуациях неофициального и официального общения в рамках тематического содержания речи 11 класса с использованием речевых ситуаций, иллюстраций, фотографий, таблиц, диаграмм, схем и без их использования с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка.

Объем диалога - до 10 реплик со стороны каждого собеседника.

Развитие коммуникативных умений монологической речи:

создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи: описание (предмета, местности, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа); повествование/сообщение; рассуждение (с изложением своего мнения и краткой аргументацией). Данные умения монологической речи развиваются в рамках тематического содержания речи 11 класса с использованием ключевых слов, плана и/или иллюстраций, фотографий, таблиц, диаграмм, схем, инфографики и без использования их;

пересказ основного содержания прочитанного/прослушанного текста без опоры на план, ключевые слова с выражением своего отношения к событиям и фактам, изложенным в тексте;

создание сообщений в связи с прочитанным/прослушанным текстом с выражением своего отношения к событиям и фактам, изложенным в тексте;

устное представление результатов выполненной проектной работы.

Объем монологического высказывания - 17 - 18 фраз.

101.7.2.2. Аудирование.

Развитие коммуникативных умений аудирования: понимание на слух аутентичных текстов, содержащих неизученные языковые явления, с использованием языковой и контекстуальной догадки, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания; с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации; с полным и точным пониманием всей информации.

Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умения определять основную тему/идею и главные факты/события в воспринимаемом на слух тексте; отделять главную информацию от второстепенной; прогнозировать содержание текста по началу сообщения; игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания.

Аудирование с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации предполагает умение выделять данную информацию, представленную в эксплицитной (явной) и имплицитной (неявной) форме, в воспринимаемом на слух тексте.

Аудирование с полным и точным пониманием всей информации, данной в тексте, предусматривает умения понимать взаимосвязь между фактами, причинами, событиями; устанавливать последовательность фактов и событий; определять отношение говорящего к предмету обсуждения; догадываться из контекста о значении незнакомых слов.

Тексты для аудирования: диалог (беседа), интервью, высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера, объявление, реклама, лекция.

Языковая сложность текстов для аудирования должна соответствовать уровню, превышающему пороговый (B1 + по общеевропейской шкале).

Время звучания текста/текстов для аудирования - до 3,5 мин.

101.7.2.3. Смысловое чтение.

Развитие умений читать про себя и понимать с использованием языковой и контекстуальной догадки аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие неизученные языковые явления с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания; с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации; с полным и точным пониманием содержания текста.

Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умения: определять тему/основную мысль, выделять главные факты/события (опуская второстепенные); прогнозировать содержание текста по заголовку/началу текста; определять логическую последовательность главных фактов, событий; игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания.

Чтение с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации предполагает умение находить в прочитанном тексте и понимать данную информацию, представленную в эксплицитной (явной) и имплицитной (неявной) форме; оценивать найденную информацию с точки зрения ее значимости для решения коммуникативной задачи.

В ходе чтения с полным пониманием содержания аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления, формируются и развиваются умения полно и точно понимать текст на основе его информационной переработки (смыслового и структурного анализа отдельных частей текста, выборочного перевода); устанавливать причинно-следственную взаимосвязь изложенных в тексте фактов и событий.

Чтение несплошных текстов (таблиц, диаграмм, графиков, схем, инфографики и так далее) и понимание представленной в них информации.

Тексты для чтения: диалог (беседа), интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения, статья научно-популярного характера, сообщение информационного характера, статья публицистического характера, объявление, памятка, инструкция, электронное сообщение личного характера, стихотворение.

Языковая сложность текстов для чтения должна соответствовать уровню, превышающему пороговый (B1+ по общеевропейской шкале).

Объем текста/текстов для чтения - 700 - 900 слов.

101.7.2.4. Письменная речь.

Развитие умений письменной речи:

заполнение анкет и формуляров в соответствии с нормами речевого этикета, принятыми в стране/странах изучаемого языка;

написание резюме (CV), мотивационного письма (Lettre de motivation) для приема на учебу/работу с сообщением основных сведений о себе в соответствии с нормами речевого этикета, принятыми в стране/странах изучаемого языка. Объем письма - до 140 слов;

написание электронного сообщения личного характера в соответствии с нормами речевого этикета, принятыми в стране/странах изучаемого языка. Объем сообщения - до 140 слов;

написание официального (делового) письма, в том числе и электронного, в соответствии с нормами официального общения, принятыми в стране/странах изучаемого языка. Объем официального (делового) письма - до 180 слов;

создание небольшого письменного высказывания (в том числе аннотации, рассказа, рецензии, статьи и так далее) на основе плана, иллюстрации/иллюстраций и/или прочитанного/прослушанного текста с использованием и без использования образца. Объем письменного высказывания - до 180 слов;

заполнение таблицы: краткая фиксация содержания прочитанного/прослушанного текста или дополнение информации в таблице;

создание письменного высказывания с элементами рассуждения на основе таблицы, графика, диаграммы и письменного высказывания типа "Мое мнение", "За и против". Объем письменного высказывания - до 250 слов;

письменное комментирование предложенной информации, высказывания, пословицы, цитаты с выражением и аргументацией своего мнения. Объем - до 250 слов;

письменное представление результатов выполненной проектной работы, в том числе в форме презентации. Объем - до 250 слов.

101.7.2.5. Перевод как особый вид речевой деятельности.

Предпереводческий анализ текста, выявление возможных переводческих трудностей и путей их преодоления.

Сопоставительный анализ оригинала и перевода и объективная оценка качества перевода.

Письменный перевод с французского языка на русский аутентичных текстов научно-популярного характера с использованием грамматических и лексических переводческих трансформаций.

101.7.3. Языковые знания и навыки.

101.7.3.1. Фонетическая сторона речи.

Различение на слух, без ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз/предложений с соблюдением основных ритмико-интонационных особенностей, в том числе правил 00001790.wmz и liaison внутри ритмических групп.

Чтение вслух аутентичных текстов, построенных в основном на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрирующее понимание текста.

Тексты для чтения вслух: сообщение информационного характера, отрывок из статьи научно-популярного характера, рассказ, диалог (беседа), интервью. Объем текста для чтения вслух - до 170 слов.

101.7.3.2. Орфография и пунктуация.

Правильное написание изученных слов.

Правильная расстановка знаков препинания в письменных высказываниях (использование запятой при перечислении, обращении и при выделении вводных слов; точки, вопросительного, восклицательного знака в конце предложения; отсутствие точки после заголовка).

Пунктуационно правильное оформление прямой речи в соответствии с нормами изучаемого языка: использование запятой и тире перед словами автора после прямой речи/двоеточия после слов автора перед прямой речью, заключение прямой речи в кавычки.

Пунктуационно правильное, в соответствии с нормами изучаемого языка, оформление электронного сообщения личного характера (постановка запятой после обращения и завершающей фразы, точки после выражения надежды на дальнейший контакт; отсутствие точки после подписи).

Пунктуационно правильное, в соответствии с принятыми в стране/странах изучаемого языка нормами официального общения, оформление официального (делового) письма, в том числе и электронного.

101.7.3.3. Лексическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, в том числе многозначных; словосочетаний; речевых клише; средств логической связи), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи 11 класса, с соблюдением существующей во французском языке нормы лексической сочетаемости.

Объем - 1500 лексических единиц для продуктивного использования (включая 1400 лексических единиц, изученных ранее) и 1650 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 1500 лексических единиц продуктивного минимума).

Основные способы словообразования:

а) аффиксация: образование

глаголов при помощи префиксов re-/00001791.wmz-/r-/res-, 00001792.wmz-/des-/dis-, 00001793.wmz-, a-, sur-, sous-, en-/em-;

имен существительных при помощи суффиксов -ade, -er/00001794.wmz, -eur/-euse, -teur/-trice, -ain/-aine, -ien/-ienne, -ais/-aise, -ois/-oise, -ence/-ance, -aire, -erie, -ette, -ique, -iste, -isme, -tion/-ation/-ion, -ture, -oir/-oire, -00001795.wmz, -ude, -aison, -esse, -ure, -ment, -issement, -ise, -age, -issage;

имен прилагательных при помощи префиксов inter-/in-/im и суффиксов -el/-elle, -al/-ale, -eux/-euse, -ien/-ienne, -ain/-aine, -ais/-aise, -ois/-oise, -ile, -il/-ille, -able/-ible, -eau/-elle, -aire, -atif/-ative, -ique, -ant/-ante;

наречий при помощи префиксов in-/im- и суффиксов -ment, -emment/-amment;

имен существительных и имен прилагательных при помощи отрицательных префиксов in-, im- il-, ir-, 00001796.wmz-;

числительных при помощи суффиксов -ier/-00001797.wmz, -00001798.wmz;

б) словосложение: образование сложных существительных путем соединения

основ существительных (porte-00001799.wmz);

основы прилагательного с основой существительного (00001800.wmz);

основы/основ существительного с предлогом (sac-00001801.wmz-dos, sous-sol);

глагола с местоимением (rendez-vous);

наречия с основой глагола (couche-tard);

существительного с основой глагола (passe-temps);

в) конверсия: образование

имен существительных от неопределенной формы глаголов (lever - un lever, 00001802.wmz - un 00001803.wmz);

имен существительных от имен прилагательных (rouge - un rouge 00001804.wmz, bleu - le grand bleu);

имен прилагательных от имен существительных (une orange - les gants orange, le 00001805.wmz - une 00001806.wmz 00001807.wmz).

Многозначные лексические единицы. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Интернациональные слова. Сокращения и аббревиатуры. Идиомы. Пословицы. Элементы деловой лексики.

Различные средства связи для обеспечения целостности и логичности устного/письменного высказывания.

101.7.3.4. Грамматическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций французского языка.

Предложения повествовательные (утвердительные, отрицательные), вопросительные (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы с прямым порядком слов и инверсией, с вопросительным прилагательным quel/quels/quelle/quelles, с вопросительным наречием comment), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме).

Нераспространенные предложения, в том числе с оборотами c'est - ce sont, и распространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке.

Безличные предложения.

Предложения с неопределенно-личным местоимением on.

Сложносочиненные предложения с союзами et, mais, ou.

Сложноподчиненные предложения с подчинительными союзами si, que, quand, parce que, puisque, car, comme.

Основные временные формы изъявительного наклонения 00001808.wmz, futur simple, 00001809.wmz 00001810.wmz, 00001811.wmz 00001812.wmz, futur 00001813.wmz, imparfait, plus-que-parfait.

Временная форма изъявительного наклонения futur simple в сложноподчиненном предложении для выражения гипотезы при наличии реального условия.

Согласование времен в рамках сложного предложения в плане настоящего и прошлого.

Косвенная речь в настоящем и прошедшем времени (в утвердительных и отрицательных повествовательных предложениях).

Косвенный вопрос.

Средства текстовой связи для обеспечения целостности текста (certes, en effet, 00001814.wmz, surtout).

Глаголы в повелительном наклонении, в том числе образующие нерегулярные формы (00001815.wmz, avoir, savoir).

Временная форма условного наклонения conditionnel 00001816.wmz в независимом предложении для выражения пожелания, предложения, вежливого вопроса и долженствования и в сложноподчиненном предложении с обстоятельственным придаточным условия для выражения гипотезы при наличии нереального условия.

Временная форма conditionnel 00001817.wmz.

Способы выражения предположения в плане настоящего и прошедшего при наличии реального и нереального условия с помощью futur simple, conditionnel 00001818.wmz, conditionnel 00001819.wmz.

Временная форма subjonctif 00001820.wmz правильных и неправильных глаголов.

Наиболее частотные глаголы и безличные конструкции, требующие употребления subjonctif, дифференциация между ними и "объективными" глаголами и глагольными конструкциями (affirmer, constater и другими; il est certain, il est 00001821.wmz, il est 00001822.wmz и другими).

Временная форма сослагательного наклонения subjonctif 00001823.wmz в сложноподчиненных предложениях в придаточных цели (с союзом pour que), в придаточных уступительных (с союзом bien que).

Употребление в устной и письменной речи временных форм subjonctif 00001824.wmz.

Глаголы в страдательном залоге forme passive с предлогами par и de, используемыми в страдательном залоге.

Неличные формы глагола (infinitif, 00001825.wmz, participe 00001826.wmz, participe 00001827.wmz).

Имена существительные и имена прилагательные в единственном и множественном числе, образованные по правилу, и исключения.

Определенный, нулевой, неопределенный, частичный, слитный артикли.

Указательные и притяжательные прилагательные.

Имена прилагательные и наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях сравнения, образованные по правилу, и исключения.

Наречия времени и образа действия, количественные наречия.

Личные местоимения в функции прямых и косвенных дополнений; ударные и безударные формы личных местоимений. Два местоимения-дополнения при глаголе (Nous voulons te l'expliquer. Dis le-moi!).

Наречия en и y.

Неопределенные местоимения on, tout, 00001828.wmz, personne, aucun(e), certain(e)(s), quelqu'un/quelques-uns, tel/tels/telle/telles.

Простые относительные местоимения qui, que, dont, 00001829.wmz и сложные относительные местоимения lequel, lesquels, laquelle, lesquelles и их производные с предлогами 00001830.wmz и de.

Указательные местоимения celui/celle/ceux.

Притяжательные местоимения le mien/la mienne/les miens/les miennes и так далее.

Количественные и порядковые числительные, числительные для обозначения дат и больших чисел (100 - 1 000 000).

Предлоги места, времени, направления.

101.7.4. Социокультурные знания и умения.

Осуществление межличностного и межкультурного общения с использованием знаний о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка и основных социокультурных элементов речевого поведенческого этикета во франкоязычной среде в рамках тематического содержания речи 11 класса.

Знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики и реалий родной страны и страны/стран изучаемого языка при изучении тем: государственное устройство, законодательная и исполнительная власть, система образования, здравоохранение, страницы истории, литературное наследие, национальные и популярные праздники, проведение досуга, сфера обслуживания, этикетные особенности общения и так далее.

Владение основными сведениями о социокультурном портрете и культурном наследии страны/стран, говорящих на французском языке.

Понимание речевых различий в ситуациях официального и неофициального общения в рамках тематического содержания речи и использование лексико-грамматических средств с их учетом.

Развитие умения представлять родную страну/малую родину и страну/страны изучаемого языка (культурные явления и события; достопримечательности; выдающиеся люди: государственные деятели, ученые, писатели, поэты, художники, композиторы, музыканты, спортсмены, актеры и так далее).

101.7.5. Компенсаторные умения.

Овладение компенсаторными умениями, позволяющими в случае сбоя коммуникации, а также в условиях дефицита языковых средств использовать различные приемы переработки информации: при говорении - переспрос; при говорении и письме - описание/перифраз/толкование; при чтении и аудировании - языковую и контекстуальную догадку.

Развитие умения игнорировать информацию, не являющуюся необходимой, для понимания основного содержания прочитанного/прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.