Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

70(1).7. Содержание обучения в 11 классе

70(1).7. Содержание обучения в 11 классе.

70(1).7.1. Вторая половина XX века (обзор).

Основные темы и жанры литературы народов Дагестана послевоенных лет. Выдвижение на первый план темы борьбы за мир, мирного труда. Выход областных газет и журналов на родных языках.

Характеристика поэзии, прозы, драматургии, литературной критики последних десятилетий, раскрепощение литературы, отход от риторики, углубление философского постижения мира, аналитичности. Жанровое обогащение дагестанской поэзии (элегии, сонеты, венки сонетов). Усиление роли малых жанров (надписи, четверостишия, восьмистишия, циклизация стихотворных жанров). Развитие жанра поэмы.

Нравственный поиск литературы народов Дагестана на современном этапе. Социально-нравственные конфликты эпохи застоя и их отражение в литературе, интерес к истории Дагестана. Повышение внимания к детской литературе. Задачи литературной критики и науки о литературе в новых условиях.

Демократический этап развития общества. Многообразие направлений в периодической печати. Характер современной публицистики.

Приоритет общечеловеческих ценностей в литературе и искусстве. Возрождение интереса к духовной литературе. Восстановление "белых пятен" в истории литературы. Расширение и углубление литературных связей.

Зарождение литературно-критической мысли Дагестана. Критика как барометр развития литературы, объяснения ею литературных явлений, их оценка. Значение литературоведческих и критических статей Э. Капиева, Г. Гаджибекова, Н. Капиевой, А. Тахо-Годи, Ш. Микаилова, А. Назаревича, К. Султанова в становлении дагестанской литературной критики. Литературно-критическая деятельность А. Вагидова, К. Абукова, темы их статей. Роль литературно-критических работ Г. Гамзатова, А. Абдулатипова, А. Агаева, Г. Гашарова, З. Акавова, С. Ахмедова, С. Хайбуллаева в истории литературы на национальных языках.

Писатели и поэты о литературном труде и творческом процессе, о творчестве своих коллег, значение этих работ для понимания истории и теории литературы.

Сайгид Абдуллаев "Фронтовикла далай" ("Песня фронтовика").

Расул Гамзатов "Халал узичил гъай" ("Разговор со старшим братом"), "Дубурлан рурси" ("Горянка"), "Дила Дагъистан" ("Мой Дагестан", отрывок из книги).

Аткай Аджаматов "Нуни пахрубирулра" ("Я горжусь").

Теория литературы Проза и поэзия. Основы стихосложения. Литературная критика.

Кияс Меджидов "Дубуртазиб батурси урк1и" ("Сердце, оставленное в горах").

Произведение для самостоятельного чтения: Хизгил Авшалумов "Урши" ("Сын"), "Г1инизла дублаб гьунибаъни" ("Встреча у родника").

Ахмедхан Абу-Бакар "Ц1уба сайгак" ("Белый сайгак").

Юсуп Хаппалаев "Цаибси гьарш" ("Первая борозда").

Фазу Алиева "Вец1ну гех1раэсти х1еб" ("Восемнадцатая весна").

Теория литературы. Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

С. Рабаданов "Умут" ("Надежда").

Р. Рашидов "Миъ" ("Лед"), "Хьунул адамлис" ("Женщине"), "Гьели делг1еная" ("Сейте смена").

И. Гасанов "Магьдила дунъя" ("Мир Магди").

Магомед-Расул "Диванчиби чихъали" ("А судьи кто?").

А. Гази "Кьац1" ("Хлеб").

Г-Б. Багандов "Дубурлан" ("Горец"), "Хамдеш агарси Кавказ" ("Негордый Кавказ").

Произведение для самостоятельного чтения: А. Абдулманапова "Дила поэзия" ("Моя поэзия").

Х. Алиев "Х1ябчялмук" ("Тройчатка").

Б. Алибеков "Шагьла барг" ("Долина шаха").

Г. Юсупов "Автобусличиб" ("На автобусе").

70(1).7.2. Современная литература.

Касумбек Миграбов "Шахли дигубти кьар" ("Трава, обоженная инеем").

Хизри Юсупов "Пядабли саби ишаб" ("Тяжело здесь").

Ибрагим Ибрагимов "Шагьризат" ("Шахризат"), "Гьарх1ебизур" ("Не повезло").

Аминат Гапизова "Чарх1елхъан пукьализи..." (Не вернется в гнездо..."), "Х1у х1ела манзиллизив..." ("Ты в свое время...").

Муталим Муталимов "Х1ебла макьамти" ("Мелодия весны").

Абдулла Даганов "Аркьули сари бурх1ни" ("Проходят дни"), "Дила г1ебшни" ("Моя осень").

Ахмед Джачаев "Нешла мез - мурхьила умхьу" ("Родной язык - золотой ключ").

Произведения для самостоятельного чтения: Магомед Тахсурманов "Дунъяла х1урулг1ян" ("Райская гурия"), Омарова Хадижат Ахмедовна "Т1абиг1ят" ("Пейзаж").