Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

70(1).6. Содержание обучение в 10 классе

70(1).6. Содержание обучение в 10 классе.

70(1).6.1. Устное народное творчество народов Дагестана.

Жанровое многообразие устной народной поэзии Дагестана и ее исторические корни. Народная лирика и ее роль в становлении и развитии письменной литературы.

Исторический материал в старинных горских поэтических преданиях, отражение в них многовековой борьбы с иноземными завоевателями. Отражение в нем борьбы народа за свободу и независимость своей родины. Художественные средства создания характеров. Эпичность и лиризм в изображении горцев. Патриотический пафос. Призыв к единению для борьбы против общего врага. Связь эпоса с историческим прошлым Дагестана.

Героические и героико-исторические баллады: "Арсланна урши Къаплан" ("Сын Арслана Каплан"), "Индирайла Г1ялила" ("Али из Индирай"), "Г1ярбук1ан язихъ дурх1я" ("Юноша из Кубани"), "Парт1у Пат1има" ("Парту Патима"), "Хочбар" ("Хочбар"), "Къаркъала дурх1я" ("Каменный мальчик").

Теория литературы. Фольклор. Жанры фольклора. Национальный характер.

70(1).6.2. Литература XVII - XVIII веков (обзор).

Взаимосвязь литературы и устного народного творчества. Фольклорная образность в литературных произведениях. Художественный образ как выразительное средство. Переход от мифологии и устно-поэтических форм творчества к индивидуальному творчеству в поэзии и от него к литературе. Появление промежуточной между фольклором и литературой сферы устной литературы, ее расширение за счет переводов восточных дастанов, притч и сказок из "Тысячи и одной ночи" и других произведений восточной литературы и фольклора. Арабоязычная история дагестанской литературы. Арабские завоевания, распространение ислама в Дагестане. Историко-культурные условия появления аджама (письменности на арабской графической основе) и литературы на родных языках (XV - XVIII веков). Распространение и расцвет арабоязычной литературы в Дагестане. Художественный образ как выразительное средство.

Исторические хроники "Дербент-намэ" ("Дербенд-намэ"), малые хроники "Къарабудахкент-намэ" ("Карабудахкент-намэ") и другие. Элементы художественности и легендарность содержания памятников. Историко-культурные условия появления аджама - письменности на арабской графической основе - и литературы на родных языках (XVII - XVIII века). Устные и письменные формы литературы. Ашугская поэзия и ее историко-культурные и социальные корни. Раннее просветительство в Дагестане, его своеобразие. Приоритетное развитие духовной литературы. Произведения Гапиз-Гаджи, Ахмед-Гаджи, Хабиб Магомеда.

Алигаджи Акушинский "Зяг1ипли леври, инсан" ("Болеешь ты, человек").

Абдуллагаджи "Тамашала диван леб" ("Удивительный гудекан").

Теория литературы: культурно-исторические условия появления письменности и письменной литературы. Устные и письменные формы литературы.

Произведение для самостоятельного чтения. Ахмед-Гаджи "Вавнала бахча" ("Букет цветов").

70(1).6.3. Литература XIX века (обзор).

Исторические условия развития культуры в XIX веке. Присоединение Дагестана к России. Идеология имамата и проблемы культуры народов Дагестана. Раннее просветительство в Дагестане, его своеобразие. Общественно-политическая обстановка в крае после падения имамата Шамиля. Проникновение капиталистических отношений в Дагестан. Ослабление позиций арабоязычной литературы. Просветительское движение в Дагестане: его своеобразие, истоки, национальный характер, цели, этапы. Связь просветительства с арабоязычной и русской культурами.

Появление интеллигенции, ориентированной на русскую культуру. П.К. Услар. Попытки создать алфавит на русской графической основе (кириллице).

Художественно-этнографические очерки (А. Омаров, Г.М. Амиров).

Новый этап просветительства (М.Э. Османов, Г. Гузунов, Г. Алкадари, Али-Гаджи из Инхо, Ю.Л. Муркелинский, М. Алибеков и другие).

Омарла Батырай "Г1ях1гъабзачила" ("Песни о герое"), "Дигайличила" ("О любви"), "Г1ямруличила" ("О жизни").

Зияудинкьади "Г1ябибатханум" ("Хабибатханум").

Хадижа Абдуллаева "Г1ямруличила ва дигайличила" ("Про жизнь и любовь").

Ирчи Казак "Гьарбизни" ("Везение"), "Дек1арси манзил" ("Другое время"), "Сибирьла назмуртазирад" ("Из цикла Сибирьских стихотворений"), "Духуси адамла г1якьлу бетх1ейхъур" ("Умный не тупеет").

Етим Эмин "Булбул" ("Соловей"), "Дунъя гъузгьалдили саб" ("В смятенье мир), "Кумекличи жиая" ("Крик помощи"), "Рахли гьалмагъуна хьарбаалли..." ("Если спросят друзья").

Теория литературы. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория. Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа. Деталь. Символ. Стиль. Психологизм. Народность. Историзм. Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур.

70(1).6.4. Литература начала XX века (обзор).

Общая характеристика социально-политической и культурной жизни дагестанских народов в начале XX века. Особенности литературного процесса. Основные тенденции развития поэзии. Духовная и светская поэзия. Активизация поэзии под влиянием революционных событий. Появление рабочей поэзии, поэзии поэтов-отходников. Эволюция поэзии от просветительского реализма и романтизма к критическому реализму. Исследование духовно-нравственного и национально-художественного опыта дагестанской поэзии XIX века, сыгравшей важную роль в развитии жанровых форм даргинской литературы. Зарождение книгоиздательского дела в Дагестане. Основные тенденции развития дагестанской прозы в начале XX века. Первая русская революция и передовая дагестанская интеллигенция. Революционно-демократические мотивы в поэзии Р. Нурова, З. Батырмурзаева. Публицистическая деятельность. Зарождение дагестанской журналистики. "Заря Дагестана". Просветительские тенденции и призыв к равноправию женщин.

Мунги Ахмед "Г1ярбук1ла устнала далай" ("Песня молодых кубачинцев"), "Пях1либуаб иш дунъя..." ("Да погибнет этот мир..."), "Эмх1е бебк1ибси барх1и" "В день смерти осла".

Сукур Курбан "Гуржази арякьунси дурх1я" ("Юноша, который уехал в Грузию").

Рабадан Нуров "Пужиуб шайх" ("Разоблачение шейха").

Махмуд из Кахаб-Россо "Марьям" ("Марьям"), "Казармализибад кагъар" ("Письмо из казармы").

Теория литературы. Историко-литературный процесс. Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

Сулейман Стальский "Булбул" ("Соловей").

Гамзат Цадаса "Харчевняличила назму" ("Стихи о харчевне"), "Бук1уйчила бурала" ("Сказание о чабане").

Эффенди Капиев "Шяг1ир" ("Поэт").