40.8. Планируемые результаты освоения программы по родному (марийскому) языку на уровне среднего общего образования
40.8. Планируемые результаты освоения программы по родному (марийскому) языку на уровне среднего общего образования.
40.8.1. В результате изучения родного (марийского) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по родному (марийскому) языку;
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения родного (марийского) языка;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей, переводчиков;
умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по родному (марийскому) языку, индивидуально и в группе.
40.8.2. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы по родному (марийскому) языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, использовать языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учетом собственного речевого и читательского опыта.
40.8.3. В результате изучения родного (марийского) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
40.8.3.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;
устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;
вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учетом собственного речевого и читательского опыта.
40.8.3.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов;
владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем.
40.8.3.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и ее целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности.
40.8.3.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
40.8.3.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
40.8.3.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.
40.8.3.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения принятия себя и других людей как части регулятивных универсальных учебных действий:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других на ошибку;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
40.8.3.8. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по родному (марийскому) языку;
проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.
40.8.4. Предметные результаты изучения родного (марийского) языка. К концу 10 класса обучающийся научится:
высказываться о значении родного языка в жизни человека;
определять основные особенности устной и письменной речи;
понимать коммуникативные цели и мотивы говорящего в разных ситуациях общения, владеть нормами речевого поведения; определять место марийского языка в финно-угорской языковой семье;
распознавать слова, отражающие в языке национальную культуру, духовно-этические и эстетические представления марийского народа;
выявлять, анализировать и исправлять ошибки в устной и письменной речи в соответствии нормами литературного языка;
определять признаки текста, тему, основную мысль текста, ключевые слова, смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста;
пользоваться различными видами словарей: толковый, орфографический, синонимов, антонимов, фразеологизмов;
различать и использовать в устной и письменной речи однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы; подбирать синонимы и антонимы к заданным словам; распознавать прямое и переносное значение слова;
различать активную и пассивную лексику;
различать, находить в тексте и правильно использовать в речи устаревшие слова, неологизмы, профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы, пословицы и поговорки, крылатые слова;
использовать правила слитного, дефисного и раздельного написания слов;
применять знания по орфографии в практике правописания;
выполнять синтаксический и пунктуационный анализ предложений;
опознавать словообразующие и формообразующие аффиксы;
различать литературный язык и диалект;
объяснять основные различия в строении и образовании слов в марийском и русском языках;
определять способ образования слова;
различать самостоятельные и служебные части речи, объяснять их семантические, морфологические и синтаксические особенности; определять принадлежность слова к определенной части речи по его лексико-грамматическому значению, морфологическим и синтаксическим признакам;
различать имена существительные от других частей речи по грамматическим признакам;
различать имена существительные, употребляемые только в единственном числе, и употреблять их правильно;
определять грамматические признаки имен существительных;
опознавать формы принадлежности имен существительных, употребляемых только в единственном числе;
употреблять в речи формы принадлежности имен существительных;
определять синтаксическую роль имени существительного;
выявлять синонимичность падежей;
выявлять синонимичность окончания падежей и послелогов;
определять и образовывать степени сравнения имен прилагательных (сравнительная, превосходная), правильно использовать их в речи;
определять условия перехода имен прилагательных в состав существительных;
определять синонимичные и антонимичные имена прилагательные;
проводить морфологический анализ прилагательного, перешедшего в состав существительных;
определять особенности употребления имени числительного в научных текстах, деловой речи;
распознавать разряды числительных и употреблять их в речи, в том числе в сочетании с существительными;
выделять имена числительные в переносном значении;
распознавать имена числительные в пословицах и поговорках;
распознавать и определять разряды местоимений в марийском языке;
правильно употреблять личные местоимения с послелогом, глаголом;
определять синонимичные местоимения;
распознавать наречия по вопросу и общему значению, правильно употреблять в речи;
подбирать синонимичные и антонимичные наречия;
распознавать наречия в фразеологических оборотах;
распознавать формообразующие и словообразующие суффиксы глаголов;
образовывать утвердительную и отрицательную форму глаголов настоящего-будущего, прошедшего времени;
различать и использовать в речи неспрягаемую форму глагола - инфинитив, двучленные глагольные сочетания;
подбирать синонимичные и антонимичные глаголы;
образовывать и употреблять в речи формы причастий и деепричастий, уметь различать их по вопросам и суффиксам;
определять синтаксическую роль причастий и деепричастий;
выделять причастный оборот в предложении и соблюдать знаки препинания в предложениях с причастными оборотами;
распознавать синонимичность причастий и имен существительных;
распознавать деепричастный оборот в составе предложения, определять его границы; конструировать предложения с деепричастным оборотом;
определять синтаксическую роль подражательных слов;
использовать подражательные слова в разных стилях речи;
распознавать послелоги и использовать их в речи;
отличать наречия от послелогов в марийском языке;
определять синонимичность окончания и послелога;
выявлять роль союзов как средства связи предложений и частей текста;
распознавать синонимичные союзы;
распознавать частицы; использовать в речи частицы разных разрядов;
распознавать синонимичные частицы;
распознавать и правильно употреблять в речи междометия;
40.8.5. Предметные результаты изучения родного (марийского) языка. К концу 11 класса обучающийся научится:
создавать высказывания о родном языке с привлечением примеров из художественной литературы;
делать сообщения об основоположниках литературного марийского языка и марийских ученых-языковедах;
соблюдать в практике устного и письменного общения орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные нормы марийского литературного языка (в рамках изученного);
определять основные виды словосочетаний, типы связи главного и зависимого слов в словосочетании;
распознавать синонимичность типов связи главного и зависимого слов в словосочетании;
различать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных предложений;
составлять предложения, различные по цели высказывания;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
различать и составлять распространенные и нераспространенные предложения;
выявлять синонимичность простых предложений;
различать полные и неполные предложения;
распознавать предложения с однородными членами, выделять союзную и бессоюзную связь;
выявлять и понимать особенности употребления в речи сочетаний однородных членов разных типов;
различать виды обособленных членов предложения;
находить обобщающие слова при однородных членах;
различать группы вводных слов и вводных предложений;
применять нормы построения предложений с вводными словами и предложениями;
определять и различать виды сложного предложения;
распознавать синонимичность простых и сложных предложений;
анализировать строение бессоюзных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в марийском языке;
характеризовать сложносочиненное и сложноподчиненное предложения; строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения;
соблюдать нормы построения сложносочиненного и сложноподчиненного предложений;
применять нормы постановки знаков препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях;
различать и объяснять строение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в марийском и русском языках;
опознавать и характеризовать подчинительные союзы и союзные слова;
определять основания для сравнения и сравнивать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи;
опознавать и характеризовать сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (определительным, изъяснительным, обстоятельственным (места, времени, причины, цели, следствия, условия, уступки, образа действия, меры, степени);
выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей;
распознавать синонимичность подчинительных союзов и союзных слов;
соблюдать основные грамматические нормы построения бессоюзного сложного предложения;
применять нормы постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях;
применять нормы построения предложений с прямой речью;
вести диалог в условиях межкультурной коммуникации;
соблюдать нормы построения предложений с косвенной речью;
употреблять в устной и письменной речи цитаты, объяснять постановку знаков препинания при них.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей