Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

40.8. Планируемые результаты освоения программы по родному (марийскому) языку на уровне среднего общего образования

40.8. Планируемые результаты освоения программы по родному (марийскому) языку на уровне среднего общего образования.

40.8.1. В результате изучения родного (марийского) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;

2) патриотического воспитания:

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу;

3) духовно-нравственного воспитания:

осознание духовных ценностей российского народа;

сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

4) эстетического воспитания:

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;

способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества;

готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по родному (марийскому) языку;

5) физического воспитания:

сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;

потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;

6) трудового воспитания:

готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения родного (марийского) языка;

интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей, переводчиков;

умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;

готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;

7) экологического воспитания:

сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;

расширение опыта деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по родному (марийскому) языку, индивидуально и в группе.

40.8.2. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы по родному (марийскому) языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, использовать языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;

социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учетом собственного речевого и читательского опыта.

40.8.3. В результате изучения родного (марийского) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

40.8.3.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения;

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;

вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;

развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учетом собственного речевого и читательского опыта.

40.8.3.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов;

владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;

уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем.

40.8.3.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и ее целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности.

40.8.3.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;

пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

владеть различными способами общения и взаимодействия;

аргументированно вести диалог, развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.

40.8.3.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;

делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора;

оценивать приобретенный опыт;

стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.

40.8.3.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов;

использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.

40.8.3.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения принятия себя и других людей как части регулятивных универсальных учебных действий:

принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

признавать свое право и право других на ошибку;

развивать способность видеть мир с позиции другого человека.

40.8.3.8. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по родному (марийскому) языку;

проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.

40.8.4. Предметные результаты изучения родного (марийского) языка. К концу 10 класса обучающийся научится:

высказываться о значении родного языка в жизни человека;

определять основные особенности устной и письменной речи;

понимать коммуникативные цели и мотивы говорящего в разных ситуациях общения, владеть нормами речевого поведения; определять место марийского языка в финно-угорской языковой семье;

распознавать слова, отражающие в языке национальную культуру, духовно-этические и эстетические представления марийского народа;

выявлять, анализировать и исправлять ошибки в устной и письменной речи в соответствии нормами литературного языка;

определять признаки текста, тему, основную мысль текста, ключевые слова, смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста;

пользоваться различными видами словарей: толковый, орфографический, синонимов, антонимов, фразеологизмов;

различать и использовать в устной и письменной речи однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы; подбирать синонимы и антонимы к заданным словам; распознавать прямое и переносное значение слова;

различать активную и пассивную лексику;

различать, находить в тексте и правильно использовать в речи устаревшие слова, неологизмы, профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы, пословицы и поговорки, крылатые слова;

использовать правила слитного, дефисного и раздельного написания слов;

распознавать орфограммы;

применять знания по орфографии в практике правописания;

выполнять синтаксический и пунктуационный анализ предложений;

опознавать словообразующие и формообразующие аффиксы;

различать литературный язык и диалект;

объяснять основные различия в строении и образовании слов в марийском и русском языках;

определять способ образования слова;

различать самостоятельные и служебные части речи, объяснять их семантические, морфологические и синтаксические особенности; определять принадлежность слова к определенной части речи по его лексико-грамматическому значению, морфологическим и синтаксическим признакам;

различать имена существительные от других частей речи по грамматическим признакам;

различать имена существительные, употребляемые только в единственном числе, и употреблять их правильно;

определять грамматические признаки имен существительных;

опознавать формы принадлежности имен существительных, употребляемых только в единственном числе;

употреблять в речи формы принадлежности имен существительных;

определять синтаксическую роль имени существительного;

выявлять синонимичность падежей;

выявлять синонимичность окончания падежей и послелогов;

определять и образовывать степени сравнения имен прилагательных (сравнительная, превосходная), правильно использовать их в речи;

определять условия перехода имен прилагательных в состав существительных;

определять синонимичные и антонимичные имена прилагательные;

проводить морфологический анализ прилагательного, перешедшего в состав существительных;

определять особенности употребления имени числительного в научных текстах, деловой речи;

распознавать разряды числительных и употреблять их в речи, в том числе в сочетании с существительными;

выделять имена числительные в переносном значении;

распознавать имена числительные в пословицах и поговорках;

распознавать и определять разряды местоимений в марийском языке;

правильно употреблять личные местоимения с послелогом, глаголом;

определять синонимичные местоимения;

распознавать наречия по вопросу и общему значению, правильно употреблять в речи;

подбирать синонимичные и антонимичные наречия;

распознавать наречия в фразеологических оборотах;

распознавать формообразующие и словообразующие суффиксы глаголов;

образовывать утвердительную и отрицательную форму глаголов настоящего-будущего, прошедшего времени;

различать и использовать в речи неспрягаемую форму глагола - инфинитив, двучленные глагольные сочетания;

подбирать синонимичные и антонимичные глаголы;

образовывать и употреблять в речи формы причастий и деепричастий, уметь различать их по вопросам и суффиксам;

определять синтаксическую роль причастий и деепричастий;

выделять причастный оборот в предложении и соблюдать знаки препинания в предложениях с причастными оборотами;

распознавать синонимичность причастий и имен существительных;

распознавать деепричастный оборот в составе предложения, определять его границы; конструировать предложения с деепричастным оборотом;

определять синтаксическую роль подражательных слов;

использовать подражательные слова в разных стилях речи;

распознавать послелоги и использовать их в речи;

отличать наречия от послелогов в марийском языке;

определять синонимичность окончания и послелога;

выявлять роль союзов как средства связи предложений и частей текста;

распознавать синонимичные союзы;

распознавать частицы; использовать в речи частицы разных разрядов;

распознавать синонимичные частицы;

распознавать и правильно употреблять в речи междометия;

40.8.5. Предметные результаты изучения родного (марийского) языка. К концу 11 класса обучающийся научится:

создавать высказывания о родном языке с привлечением примеров из художественной литературы;

делать сообщения об основоположниках литературного марийского языка и марийских ученых-языковедах;

соблюдать в практике устного и письменного общения орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные нормы марийского литературного языка (в рамках изученного);

определять основные виды словосочетаний, типы связи главного и зависимого слов в словосочетании;

распознавать синонимичность типов связи главного и зависимого слов в словосочетании;

различать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных предложений;

составлять предложения, различные по цели высказывания;

распознавать главные и второстепенные члены предложения;

различать и составлять распространенные и нераспространенные предложения;

выявлять синонимичность простых предложений;

различать полные и неполные предложения;

распознавать предложения с однородными членами, выделять союзную и бессоюзную связь;

выявлять и понимать особенности употребления в речи сочетаний однородных членов разных типов;

различать виды обособленных членов предложения;

находить обобщающие слова при однородных членах;

различать группы вводных слов и вводных предложений;

применять нормы построения предложений с вводными словами и предложениями;

определять и различать виды сложного предложения;

распознавать синонимичность простых и сложных предложений;

анализировать строение бессоюзных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в марийском языке;

характеризовать сложносочиненное и сложноподчиненное предложения; строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения;

соблюдать нормы построения сложносочиненного и сложноподчиненного предложений;

применять нормы постановки знаков препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях;

различать и объяснять строение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в марийском и русском языках;

опознавать и характеризовать подчинительные союзы и союзные слова;

определять основания для сравнения и сравнивать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи;

опознавать и характеризовать сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (определительным, изъяснительным, обстоятельственным (места, времени, причины, цели, следствия, условия, уступки, образа действия, меры, степени);

выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей;

распознавать синонимичность подчинительных союзов и союзных слов;

соблюдать основные грамматические нормы построения бессоюзного сложного предложения;

применять нормы постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях;

применять нормы построения предложений с прямой речью;

вести диалог в условиях межкультурной коммуникации;

соблюдать нормы построения предложений с косвенной речью;

употреблять в устной и письменной речи цитаты, объяснять постановку знаков препинания при них.