Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

78(3).6. Содержание обучения в 10 классе

78(3).6. Содержание обучения в 10 классе.

78(3).6.1. Устное народное творчество народов Дагестана.

Жанровое многообразие устной народной поэзии Дагестана и ее исторические корни. Народная лирика и ее роль в становлении и развитии письменной литературы.

Исторический материал в старинных горских поэтических преданиях, отражение в них многовековой борьбы с иноземными завоевателями. Отражение в нем борьбы народа за свободу и независимость своей родины. Художественные средства создания характеров. Эпичность и лиризм в изображении горцев. Патриотический пафос. Призыв к единению для борьбы против общего врага. Связь эпоса с историческим прошлым Дагестана.

Героические и героико-исторические баллады: "Парту Патима" ("Парту Патима"), "Надир шагь кук1варуникай мани" ("Песня о сражении с Надиршахом"), "Хочбаракай мани" ("Песня о Хочбаре"), "Кьегьал Муртузалидикай мани" ("Песня о храбреце Муртузали").

Эпос "Шарвили" ("Шарвили"). Эпос о храбреце Шарвили. Сказания, песни и легенды о Шарвили. Образ Шарвили.

Теория литературы. Фольклор. Жанры фольклора. Культурно-исторические условия появления письменности и письменной литературы. Устные и письменные формы литературы. Национальный характер.

78(3).6.2. Литература XVII - XVIII веков.

Взаимосвязь фольклора и литературы. Фольклорная образность в литературных произведениях. Художественный образ - как выразительное средство. Переход от мифологии и устно-поэтических форм творчества к индивидуальному творчеству в поэзии и от него к литературе. Появление промежуточной между фольклором и литературой сферы устной литературы, ее расширение за счет переводов восточных дастанов, притч и сказок из "Тысячи и одной ночи" и других произведений восточной литературы и фольклора. Культурно-исторические условия создания письменности и письменной литературы. Арабские завоевания, распространение ислама в Дагестане. Распространение и расцвет арабоязычной литературы в Дагестане.

Исторические хроники "Дербент-намэ" ("Дербент-наме"), "Тарихи Дагъустан" ("История Дагестана") "Ахты-Наме" и другие. Элементы художественности и легендарность содержания памятников. Историко-культурные условия появления аджама - письменности на арабской графической основе - и литературы на родных языках (XVII - XVIII веков). Устные и письменные формы литературы. Ашугская поэзия и ее историко-культурные и социальные корни. Раннее просветительство в Дагестане, его своеобразие. Приоритетное развитие духовной литературы. Произведения Мирзы Калужского, Саида Кючхюрского.

Кючхюр Саид "Я алпанд ц1ай" ("О, молния"), "Къумрал руш" ("Смуглая девочка"), "Есир я зун" ("Я сирота").

Калук Мирза "Бахтавар билбил" ("Беззаботный соловей").

78(3).6.3. Литература XIX века.

Исторические условия развития культуры в XIX веке. Присоединение Дагестана к России. Идеология имамата и проблемы культуры народов Дагестана. Раннее просветительство в Дагестане, его своеобразие. Общественно-политическая обстановка в крае после падения имамата Шамиля. Проникновение капиталистических отношений в Дагестан. Ослабление позиций арабоязычной литературы. Просветительское движение в Дагестане: его своеобразие, истоки, национальный характер, цели, этапы. Связь просветительства с арабоязычной и русской культурой.

Новый этап просветительства. (О. Батирай, И. Казак, Е. Эмин, С. Курбан, Куркли Шаза, Инхо Алигаджи, М.-Э. Османов и другие).

Омарла Батирай "Зи хуруда ц1ай ава" ("В груди моей горит огонь"), "Агь, сефилвили т1ушунзава" ("О горе"), "Тфенг кьазва муьрхъуь" ("Ружье ржавеет"), "Кьегьалдин уьмуьр куьруь я" ("У храброго жизнь коротка"), "Ч1ур хьуй ман и дуьнья" ("О мир..."), "Агь, завай манияр ягъиз жезмани" ("Смогу ли я спеть песню").

Етим Эмин "1877-йисан бунтариз", "О восстании 1877 года", "Заз булахдал яр акуна" ("У родника встретил любимую"), "Гуьзел Тамум" ("Прекрасная Тамум"), "Туьквезбан", ("Тюквезбан"), "Веси" ("Завещание").

Ирчи Казак "Вик1егьдахъ галаз дуст хьухь" ("Дружи с героем"), "Яцар гьалзавайдан мани" ("Песня погонщика буйволов"), "Вили зул" ("Синяя осень"), "Маса вахтар" ("Другие времена").

Теория литературы. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория. Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа. Деталь. Символ. Стиль. Психологизм. Народность. Историзм. Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур.

78(3).6.4. Литература начала XX века (обзор).

Общая характеристика социально-политической и культурной жизни дагестанских народов в начале XX века. Особенности литературного процесса. Основные тенденции развития поэзии. Духовная и светская поэзия. Активизация поэзии под влиянием революционных событий. Появление рабочей поэзии, поэзии поэтов-отходников. Эволюция поэзии от просветительского реализма и романтизма к критическому реализму. Зарождение книгоиздательского дела в Дагестане. Основные тенденции развития дагестанской прозы в начале XX века. Первая русская революция и передовая дагестанская интеллигенция. Зарождение дагестанской журналистики. "Заря Дагестана". Просветительские тенденции и призыв к равноправию женщин в творчестве Нухая Батырмурзаева ("Бедная Габибат").

Махмуд "Женнет багъдин тарифдач" ("Райский сад"), "Чилин сувар" ("Земной праздник"), "Казармадай чар" ("Письмо из казармы"), "Мариам" ("Мариам"), "Кьакьан синел ашукь хьанвай кьве цуьк" ("Два влюбленных цветка").

Анхил Марин "Зи патав ша..." ("Приди, ясноокий..."), "Ви чанда хьел акьурай..." ("Чтоб тебя поразила стрела...").

Идрис Шамхалов "Периханум" ("Периханум").

Сулейман Стальский "Фяле" ("Рабочий"), "Ватандикай фикирар" ("Думы о Родине").

Гамзат Цадаса "Ашханадикай ч1ал" ("Стихи о харчевне"), "Газет" ("Газет"), "Адетрин кул" ("Метла адатов"), "Фронтовикдин папан мани" ("Песня жены фронтовика"), "Гъвеч1и Пати", ("Маленькая Патя"), "Чубандикай кьиса" ("Легенда о чабане"), "Ислягьвал дяведилай гужлу я" ("Мир сильнее войны").

Абуталиб Гафуров "Ватан патал" ("Ради Родины"), "Москва" ("Москва"), "Къули хуьр" ("Село Кули"), "Шаирди шаирдиз" ("Поэт поэту"), "Дагьви аскер" ("Горец-солдат").

Тагир Хрюгский "Ч1улав къизил" ("Черное золото").

Алим-Паша Салаватов "Айгъази" ("Айгази").

Эффенди Капиев "Шаир" ("Поэт"),

Алибег Фатахов "Кьат1-кьат1 авун зунжурар" ("Разорванные цепи").

Теория литературы. Историко-литературный процесс. Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.