Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

59.5. Пояснительная записка

59.5. Пояснительная записка.

59.5.1. Программа по родному (чувашскому) языку на уровне среднего общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

59.5.2. Основное содержание программы представлено в виде двух блоков. Первый блок представлен разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: "Функциональная лингвистика. Функциональные стили речи", "Научный стиль речи", "Разговорный стиль", "Официально-деловой стиль", "Публицистический стиль", "Язык художественной литературы", "Культура речи". Второй блок включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: "Общие сведения о языке", "Чувашский язык как система средств разных уровней", "Лексика и фразеология", "Состав слова (морфемика) и словообразование", "Морфология и орфография", "Синтаксис и пунктуация".

В учебном процессе указанные темы неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса обучающиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, углубляют представление о чувашском языке как национально-культурном феномене.

59.5.3. Изучение родного (чувашского) языка направлено на достижение следующих целей:

формирование представлений о роли и значении родного (чувашского) языка в жизни человека, общества, государства;

формирование умений использовать языковые средства в соответствии с ситуацией и сферой общения;

формирование умений переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая тексты разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и другие);

создание вторичных текстов, редактирование собственных текстов;

систематизация знаний о функциональных разновидностях чувашского языка и функционально-смысловых типах речи;

свободное использование активного словарного запаса, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка;

систематизация знаний о языковых нормах родного языка и применение знаний о них в речевой практике;

совершенствование умений использовать правила речевого этикета на родном (чувашском) языке в различных сферах общения, включая интернет-коммуникацию;

развитие умений переводить текст (фрагменты текста) с чувашского языка на русский язык и наоборот;

развитие умений применять словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме (при их наличии).

59.5.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (чувашского) языка, - 136 часов: в 10 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе - 68 часов (2 часа в неделю).