Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

74.6. Содержание обучения в 10 классе

74.6. Содержание обучения в 10 классе.

74.6.1. Карачаевская литература 1917 - 1930 годов (обзор).

Общая характеристика карачаевской литературы этого периода, ее основные направления.

74.6.2. Литературные переводы (обзор).

Воздействие русской литературы на становление и развитие молодых национальных литератур Российской Федерации. Первые литературные переводы произведений русской литературы на карачаевский язык.

74.6.3. Карачаевская довоенная литература 1929 - 1942 годов.

С.О. Шахмурзаев, стихотворения "Минги Тау" ("Эльбрус"), "Сюрюучюле" ("Пастухи"), "Малчыла" ("Чабаны"). Описание красоты и пользы труда животноводов в горах, призыв к развитию сельского хозяйства, понять прошлое и извлечь из него нравственные уроки.

Д.П. Байкулов, стихотворения "Таулу къызны джыры" ("Песня горянки"), "Хасанны тулпарларына" ("Героям Хасана"); поэмы "Мариям бла афенди" ("Мариям и эфенди"), "Испан къызчыкъ" ("Испанская девочка"). Раскрытие поэтом ужасов войны в Испании в 30-х годах, готовность советских людей воевать против фашизма, описание героизма советских людей.

А.-К.А. Батчаев, стихотворения "Башладым" ("Начинаю"), "Сельмаш" завод" ("Завод "Сельмаш"), пьеса "Ахмат-Батыр" ("Ахмат-Батыр"). В стихотворениях воспевание радости человеческого труда и обновлении жизни, выражение авторского отношения к теме родины, стремление автора в пьесе изобразить идеальный образ народного героя, защитника интересов трудящихся.

Х.А. Аппаев. Основоположник жанра художественной прозы - романа - в карачаевской и северокавказской литературе. Роман "Къара кюбюр" ("Черный сундук") - дореволюционное прошлое Карачая. Рост классового сознания карачаевского народа в борьбе с эксплуататорами, освобождение от власти религиозных и националистических предрассудков под влиянием русского пролетариата, как носителей новой идеологии, под воздействием которой формировалось классовое сознание карачаевских батраков.

Х.О. Бостанов, стихотворения "Джангы джашаугъа" ("Новой жизни"), "Сабанчы бла темирчи" ("Кузнец и пахарь"), "Къууанчлы ана" ("Счастливая мать"), "Гокка хансчыкъ" ("Цветок"), "Къозучукъ" ("Ягненок"), "Бизни таула" ("Наши горы"). Своеобразный вклад автора в эволюцию карачаевской художественной литературы, отражающий яркий талант автора, образность языка.

Т.А. Борлаков, стихотворения "Мени шахарым" ("Мой город"), "Чекчи Заурну Зариятха письмосу" ("Письмо пограничника Заура девушке Зарият"). Описание радости построенного нового города Микоян-Шахара (ныне г. Карачаевск). Тема патриотизма через образ пограничника Заура и защиты Отечества.

М.А. Урусов, стихотворения "Тору атым" ("Мой конь"), "Къурч къылычым" ("Мой стальной клинок"), "Хурла кел" ("Озеро Хурла"). Выражение патриотических чувств через воспевание красоты и силы коня и стального меча, описание трудолюбия в животноводстве карачаевского народа.

74.6.4. Карачаевская литература 1957 - 80-х годов.

74.6.4.1. Содержательность и жанровое многообразие. Трагические события 1941 - 1957-х годов и их отражение в карачаевской литературе.

Х.И. Кубанов, стихотворения "Азатлыкъ" ("Свобода"), "Кюйген гюлюм" ("Обгоревшие цветы"), "Мени тик джолум" ("Мой крутой путь"), "Дунияда къалырла дунияла" ("Миры останутся на свете"). Описание трудного пути автором к свободе после испытания сталинских репрессий народа в 1943 - 1957-х годах.

М.Х. Байрамуков, рассказ "Ана келю балада" ("Душа матери в ребенке"). Описание дружбы и героизма советских солдат во время Великой Отечественной войны и о чаяниях матери солдата.

74.6.4.2. Отражение борьбы за новую жизнь в произведениях карачаевских писателей и драматургов. Использование системы универсальных жанров: поэзия, проза, драматургия.

Ш.К. Эбзеев, пьеса "Огъурлу" ("Огъурлу"). Выражение в пьесе народного духа и языка времени, яркое и сочное описание человеческих характеров из реальной жизни. Безусловно, успех пьесы объясняется присутствием в нем именно народного духа.

А.-К.П. Байкулов, стихотворения "Алгъыш аякъ" ("Чаша благопожелания"). Пафосное выражение автором искренности и человеческого тепла в благопожелании.

М.Х.-К. Батчаев, пьеса (трагикомедия) "Аймуш" (другое известное название в театральном мире "Теппесине джулдуз тийген"). Освещение темы одиночества, опасности, некоммуникабельности в обществе, где на смену родовому единству приходят волчьи законы приобретательства, престижа; "вечные" вопросы и проблемы человеческого бытия, новые трудности чисто социального плана развиваются согласно определенной логике художественной концепции человека.

74.6.5. Карачаевская литература конца XX - начала XXI веков.

Б.А. Лайпанов, стихотворения "Халкъым деген, халкъча, акъылл" ("Мой народ"), "Бюгюн эталлыгъын тамблагъа къойгъан" ("То, что можно сделать сегодня, на завтра отложивший"), "Мен назму джазгъан сагъатда" ("Когда я пишу стихи"). Выражение поэтом патриотического мотива, пафоса любви к родному краю, преданности и жертвенности по отношению к Отечеству, защитника народа, правды и справедливости, хранителя национальных святынь как символов национального духа.

А.А. Акбаев, стихотворение "Когда произношу слово "Карачай" ("Къарачай десем"). Своеобразное теплое описание темы Родины, истории, судьбы народа.

С.М. Узденов, стихотворение "Алгъыш" ("Благопожелание"). Своеобразное и чуткое благопожелание, высокохудожественно и образно.

Х.М. Акбаев, стихотворения "Минги Тауну теппесинде" ("На вершине Эльбруса"), "Аскерчини тюшю" ("Сон солдата"), "Осият" ("Завещание"), "Къачхы чапыракъ" ("Осенний лист"). Описание поэтом темы Родины, любви к женщине и природе горного края, патриотизма.

Л.Ч. Ахматова, стихотворения "Тилек" ("Мольба"), "Ышанады къанатлы къанатына" ("Птица надеется на свое крыло"), "Джылны терт кезюую барды" ("Четыре времени года"), "Тар ауузда, езенде" ("В ущелье"), "Кергенмисе къарны ариу джаугъанын" ("Красиво идет снег"), "Аманлыкъ" ("Подлость"). Описание поэтом безграничной любови к родным горам, жизни и всему сущему.

Б.А. Берберов, стихотворения "Барды нени да анасы" ("Есть у всего мать"), "Айтама сезюмю" ("Говорю свое слово"), "Ай" ("Луна"), "Кюн таякъча, джарыкъ теге" ("Освещая как луч солнца"). Освещение поэтом волнующих тем синтезом реального и ирреального, этнической конкретикой и философскими обобщениями.