Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

68.5. Пояснительная записка

68.5. Пояснительная записка.

68.5.1. Программа по родной (башкирской) литературе разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

68.5.2. Основная задача учебного предмета "Родная (башкирская) литература" на уровне среднего общего образования - повышение общекультурного уровня учащихся, дальнейшее расширение эстетического кругозора, углубление нравственных ориентаций, совершенствование разговорной речи.

Основную концепцию программы по башкирской литературе составляет совместное изучение литературы и культуры, рассмотрение их в качестве духовного богатства, воспроизводящего оригинальный менталитет башкирского народа. Воспитательные возможности родной литературы в плане привития башкирским детям, обучающимся на русском языке, уважения к родной литературе, культуре, ознакомление с историей родного народа.

Произведения для чтения подобраны из ярких образцов башкирской литературы, размещены на основе хронологии развития истории башкирской литературы. Наряду с образцами башкирской художественной литературы включены краткие сведения об авторах.

При подборе литературных текстов учтены их возможности для подачи информации о родной (башкирской) литературе, гуманистическое содержание, ценность, возможность положительного влияния на личность обучающегося. Основу программы составляют известные произведения башкирской литературы. Важное место в программе отведено произведениям, имеющим отношение к народному менталитету, истории, культуре.

68.5.3. В содержании программы по родной (башкирской) литературе выделяются следующие содержательные линии:

в 10 классе: "Башкирское словесное искусство", "Периоды башкирской литературы. Древнетюркская литература. (IX - XI веков)", "Булгарский период. (XII - первая половина XIII века)", "Кипчакский период. (Вторая половина XIII века и первая половина XVI века)", "Башкирская литература Российского периода. (Вторая половина XVI века - XVIII век)", "Башкирская литература XIX века", "Башкирская литература XX века", "Литературный процесс Советского периода. Историко-революционная тема в башкирской литературе", "Историческая тема в башкирской литературе", "Тема Великой Отечественной войны в башкирской литературе", "Тема мирного труда в башкирской литературе";

в 11 классе: "Введение. Современная башкирская литература", "Историко-революционная тема в башкирской литературе", "Тема культа личности и репрессии в башкирской литературе", "Тема Великой Отечественной войны в современной башкирской литературе", "Философские проблемы в башкирской литературе", "Современная башкирская литература конца XX - начала XXI веков (поэзия, проза, драматургия)".

68.5.4. Изучение родной (башкирской) литературы направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и культуре;

развитие представлений о специфике литературы, читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса;

развитие образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса, развитие устной и письменной речи обучающихся.

68.5.5. Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (башкирской) литературы, - 68 часов: в 10 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе - 34 часа (1 час в неделю).