Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

40.5. Пояснительная записка

40.5. Пояснительная записка.

40.5.1. Программа по родному (марийскому) языку на уровне среднего общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

Программа по родному (марийскому) языку обеспечивает межпредметные связи с учебными предметами "Русский язык", "Родная (марийская) литература".

Программа по родному (марийскому) языку может быть адаптирована под обе литературные нормы марийского языка - луговомарийскую и горномарийскую.

На уровне среднего общего образования совершенствуются приобретенные ранее знания, навыки и умения, увеличивается объем используемых обучающимися языковых и речевых средств, улучшается качество практического владения марийским языком, возрастает степень самостоятельности обучающихся и их творческой активности, продолжается развитие коммуникативной компетенции. Родной (марийский) язык расширяет лингвистический кругозор обучающихся, развивает логическое мышление. Также предмет обладает воспитательным потенциалом, формирует у обучающихся чувство патриотизма, любовь к родному краю. В процессе изучения марийского языка у обучающихся вырабатываются уважительное отношение к родному (марийскому) языку, к культуре марийского народа, толерантность к представителям других национальностей и их культуре.

40.5.2. В содержании программы по родному (марийскому) языку выделяются следующие содержательные линии: "Общие сведения о языке. Язык и культура народа" и "Система языка".

В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно связаны и интегрированы. Курс родного (марийского) языка направлен в большей степени на совершенствование умений эффективно пользоваться языком в разных условиях общения, повышение речевой культуры обучающихся, совершенствование их опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка.

В соответствии с принципом преемственности на уровне среднего общего образования обучение основывается на тех знаниях и компетенциях, которые сформированы на предыдущих уровнях общего образования, и предусматривает обобщение знаний о языке как системе, его основных единицах и уровнях; знаний о тексте; обучающиеся совершенствуют свои коммуникативные способности посредством работы над всеми видами речевой деятельности.

40.5.3. Изучение родного (марийского) языка направлено на достижение следующих целей: совершенствование видов речевой деятельности, коммуникативных умений и культуры речи на марийском языке, расширение знаний о специфике марийского языка, основных языковых единицах в соответствии с разделами науки о языке; формирование российской гражданской идентичности в поликультурном обществе, гражданского самосознания, патриотизма, чувства сопричастности к судьбе Отечества, ответственности за его настоящее и будущее; представление о традиционных духовно-нравственных ценностях марийского народа; воспитание познавательного интереса и любви к родному (марийскому) языку; совершенствование умений функциональной грамотности: текстовой деятельности, умений осуществлять информационный поиск, дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста; умение трансформировать, интерпретировать тексты и использовать полученную информацию в практической деятельности.

40.5.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (марийского) языка, - 136 часов: в 10 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе - 68 часов (2 часа в неделю).