Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

22.6. Содержание обучения в 10 классе

22.6. Содержание обучения в 10 классе.

22.6.1. Раздел 1. Язык и культура.

Родной язык в жизни человека, общества, государства. Понятие родного языка, значение родного языка в жизни человека. Родной язык как явление национальной культуры. Русский язык в кругу других родных языков народов Российской Федерации. Культура родной речи как фактор сохранения культурной преемственности поколений.

Русская языковая картина мира и отражение в языке менталитета русского народа. Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Национально-специфическая лексика русского языка и ее основные типы (повторение, обобщение). Особенности русской языковой картины мира (общее представление). Ключевые слова русской культуры, основные разряды ключевых слов и их особенности (повторение, обобщение).

История русского народа и русской культуры сквозь призму лексики и фразеологии русского языка (повторение, обобщение). Актуализация и пассивизация различных разрядов слов и устойчивых словосочетаний в процессе исторического развития общества и культуры русского народа. Переосмысление значений слов.

Старославянская лексика в русском языке: прошлое и настоящее. Роль старославянизмов в формировании лексического состава русского литературного языка и высокого стиля русской речи. Актуализация старославянизмов в русском языке новейшего времени.

Словари русского языка как источники сведений об истории и культуре русского народа (обзор, общее представление). Общие толковые словари русского языка, отражающие прошлые периоды его истории. Специальные исторические и этимологические словари русского языка.

22.6.2. Раздел 2. Культура речи.

Языковая норма и современный русский литературный язык. Основные причины изменения языковых норм. Вариантность нормы как естественное свойство литературного языка.

Типы речевой культуры носителей языка. Речь правильная и речь хорошая (общее представление).

Орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Изменения в ударении и в произношении. Варианты ударения и произношения.

Лексические нормы современного русского литературного языка. Изменения лексических норм. Современные словарные пометы.

Морфологические нормы современного русского литературного языка. Изменения морфологических норм: варианты форм имени существительного, глагольных форм.

Орфографические варианты. Орфографическая вариативность в современном русском языке. Орфографический вариант (общее представление).

Языковая игра. Отступление от языковых норм в языковой игре.

22.6.3. Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.

Текст как средство передачи и хранения культурных ценностей, опыта и истории народа. Тексты как памятники культуры. Отражение в памятниках письменности патриотизма русских людей. Значение труда летописца в истории русской культуры. Библиотеки как культурные центры.

Линейный текст и гипертекст. Гипертекст как разветвленная система текстов, связанных гиперссылками. Использование линейного и нелинейного чтения с целью ознакомления с содержанием текста и его усвоения.

Современные тексты как особое явление в практике общения. Возможности использования в тексте различных знаковых систем. Отражение в текстах современных тенденций к визуализации и диалогизации общения.

Стратегии чтения и понимания текста. Приемы оптимизации процессов чтения и понимания текста. Приемы использования графики как средства упорядочения информации прочитанного и/или услышанного текста.

Русский язык в повседневном устном общении. Специфика устной речи. Речевой опыт. Социальные роли.

Письменная речь в Рунете. Коммуникация в Рунете как отражение современного состояния русского языка и основных тенденций его развития. Коммуникативные площадки Рунета. Культура электронного общения.

Обучающий корпус Национального корпуса русского языка как информационно-справочный ресурс. Состав и структура Национального корпуса русского языка. Возможности работы с Обучающим корпусом Национального корпуса русского языка.