Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

103.5. Пояснительная записка

103.5. Пояснительная записка.

103.5.1. Программа по испанскому языку на уровне среднего общего образования разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в ФГОС СОО, а также на основе федеральной рабочей программы воспитания.

103.5.2. Иностранный язык в общеобразовательной организации изучается на двух уровнях: базовом и углубленном. Названные уровни имеют общее содержательное ядро, что позволяет реализовывать углубленное изучение иностранного языка в рамках учебных заведений, отдельных классов и индивидуальных образовательных траекторий, реализуя принципы дифференциации и индивидуализации обучения в большей степени, чем на базовом уровне.

103.5.3. Углубленный уровень усвоения учебного предмета "Иностранный язык" ориентирован как на формирование целостных представлений обучающихся о мире, об общечеловеческих ценностях, о важности общения с целью достижения взаимопонимания и о языке как средстве межличностного и межкультурного общения, так и на формирование определенного объема систематических научных знаний и способов учебных/познавательных действий, позволяющего решать коммуникативные задачи более высокого уровня, в ситуациях неофициального и официального общения. Соответственно углубленный уровень позволяет не только более детально изучить содержание курса базового уровня, но и овладеть большим объемом языковых средств (лексики и грамматики), выйти на более высокий уровень развития коммуникативных умений в устной и письменной речи, овладеть более обширным набором коммуникативных и познавательных действий.

103.5.4. Программа по испанскому языку для углубленного уровня является ориентиром для составления рабочих программ по предмету: она дает представление о целях образования, развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне среднего общего образования, путях формирования системы знаний, умений и способов деятельности у обучающихся на углубленном уровне средствами учебного предмета "Иностранный (испанский) язык"; определяет инвариантную (обязательную) часть содержания учебного курса по испанскому языку как учебному предмету, за пределами которой остается возможность выбора вариативной составляющей содержания образования в плане порядка изучения тем, некоторого расширения объема содержания и его детализации.

103.5.5. Программа по испанскому языку для углубленного уровня устанавливает распределение обязательного предметного содержания по годам обучения; предусматривает примерный ресурс учебного времени, выделяемого на изучение тем/разделов курса, учитывает особенности изучения испанского языка, исходя из его лингвистических особенностей и структуры родного (русского) языка обучающихся, межпредметных связей испанского языка с содержанием других учебных предметов, изучаемых в 10 - 11 классах, а также с учетом возрастных особенностей обучающихся. В программе по испанскому языку для уровня среднего общего образования предусмотрено дальнейшее совершенствование и развитие сформированных иноязычных речевых умений обучающихся и использование ими языковых средств, представленных в программах по испанскому языку начального общего и основного общего образования, что обеспечивает преемственность между уровнями общего образования по испанскому языку. При этом содержание программы по испанскому языку среднего общего образования имеет особенности, обусловленные задачами развития, обучения и воспитания обучающихся заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств, предметным содержанием системы среднего общего образования, а также возрастными психологическими особенностями обучающихся 16 - 17 лет.

103.5.6. Личностные, метапредметные и предметные результаты представлены в программе с учетом особенностей преподавания испанского языка на углубленном уровне на основе отечественных методических традиций построения школьного курса испанского языка и в соответствии с новыми реалиями и тенденциями развития общего образования.

103.5.7. Учебному предмету "Иностранный (испанский) язык (углубленный уровень)" принадлежит важное место в системе среднего общего образования и воспитания современного обучающегося в условиях поликультурного и многоязычного мира. Изучение иностранного языка направлено на формирование коммуникативной культуры обучающихся, осознание роли языка как инструмента межличностного и межкультурного взаимодействия, способствует их общему речевому развитию, воспитанию гражданской идентичности, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций.

103.5.8. Предметные знания и способы деятельности, осваиваемые обучающимися при изучении иностранного языка, находят применение в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, становятся значимыми для формирования положительных качеств личности. Таким образом, они ориентированы на формирование как метапредметных, так и личностных результатов обучения.

103.5.9. Владение иностранным языком обеспечивает быстрый доступ к передовым международным научным и технологическим достижениям, расширяет возможности образования и самообразования. Чтение и обсуждение текстов из разных предметных областей способствует развитию учебно-исследовательских умений и формированию навыков профессионального общения.

Владение иностранным языком является преимуществом для достижения успеха в будущей профессии. Поэтому иностранный язык можно считать универсальным предметом, который привлекает внимание современного обучающегося независимо от выбранных им профильных предметов (математика, история, физика и другие). Таким образом, владение иностранным языком становится одним из важнейших средств социализации, самовыражения и успешной профессиональной деятельности выпускника общеобразовательной организации.

103.5.10. Возрастание значимости владения иностранными языками приводит к переосмыслению целей и содержания обучения предмету на углубленном уровне.

103.5.11. Цели иноязычного образования становятся более сложными по структуре, формулируются на ценностном, когнитивном и прагматическом уровнях и соответственно воплощается в личностных, метапредметных и предметных результатах. Иностранный язык признается как ценный ресурс личности для социальной адаптации и самореализации (в том числе в профессии), инструмент развития умений поиска, обработки и использования информации в познавательных целях; одно из средств воспитания качеств гражданина, патриота, развития национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных стран и народов.

103.5.12. На прагматическом уровне целью иноязычного образования на уровне среднего общего образования провозглашено развитие и совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся, сформированной на предыдущих уровнях общего образования, в единстве таких ее составляющих, как речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная и метапредметная компетенции:

речевая компетенция - развитие на углубленном уровне коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письменной речи), а также формирование умения перевода с иностранного (испанского) на родной язык (как разновидность языкового посредничества), которое признается важнейшей компетенцией в плане владения иностранным языком;

языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, пунктуационными, лексическими, грамматическими) в соответствии с отобранными темами общения; освоение знаний о языковых явлениях испанского языка, разных способах выражения мысли в родном и испанском языках;

социокультурная/межкультурная компетенция - приобщение к культуре, традициям испаноговорящих стран в рамках тем и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся на уровне среднего общего образования; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;

компенсаторная компетенция - развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств испанского языка при получении и передаче информации;

метапредметная/учебно-познавательная компетенция - развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

103.5.12. Наряду с иноязычной коммуникативной компетенцией в процессе овладения иностранным языком формируются ключевые универсальные учебные компетенции, включающие образовательную, ценностно-ориентационную, общекультурную, учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую и компетенцию личностного самосовершенствования.

103.5.14. В соответствии с личностно ориентированной парадигмой образования, основными подходами к обучению иностранным языкам признаются компетентностный, системно-деятельностный, межкультурный и коммуникативно-когнитивный. Совокупность перечисленных подходов предполагает возможность реализовать поставленные цели иноязычного образования на уровне среднего общего образования, добиться достижения планируемых результатов на углубленном уровне в рамках содержания обучения, отобранного для данного уровня общего образования при использовании новых педагогических технологий и возможностей цифровой образовательной среды.

103.5.15. Иностранный язык входит в предметную область "Иностранные языки" наряду с предметом "Второй иностранный язык", изучение которого происходит при наличии потребности у обучающихся и при условии, что в образовательной организации имеется достаточная кадровая, техническая и материальная обеспеченность, позволяющая достигнуть предметных результатов, заявленных во ФГОС СОО.

103.5.16. Общее число часов, рекомендованных для изучения Иностранного языка - 340 часов: в 10 классе - 170 часов (5 часов в неделю), в 11 классе - 170 часов (5 часов в неделю).

103.5.17. Требования к предметным результатам для среднего общего образования констатируют необходимость к окончанию 11 класса владения умением общаться на иностранном (испанском) языке в разных формах (устно и письменно, непосредственно и опосредованно, в том числе через Интернет) на уровне, превышающем пороговый уровень, достаточном для делового общения в рамках выбранного профиля.

103.5.18. Достижение уровня владения иностранным (испанским) языком, превышающего пороговый, позволяет выпускникам российской школы использовать его для общения, в том числе и для делового общения в рамках выбранного профиля, в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного (испанского) языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения. Кроме того, владение иностранным (испанским) языком на уровне, превышающем пороговый, позволяет использовать иностранный (испанский) язык как средство для поиска, получения и обработки информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях; использовать словари и справочники на иностранном языке, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме.

103.5.19. Углубленный уровень нацелен на расширение знаний обучающихся в других предметных областях средствами предмета "Иностранный (испанский) язык" с целью подготовки к последующему профессиональному образованию. Углубленный уровень овладения иностранным языком может рассматриваться как основа для профориентационной траектории обучения, предполагающей продолжение образования в соответствующих организациях профессионального образования, например, лингвистического профиля.

103.5.20. Программа по испанскому языку состоит из трех разделов: пояснительная записка; содержание учебного предмета "Иностранный (испанский) язык. Углубленный уровень" по годам обучения (10 и 11 классы); планируемые результаты (личностные и метапредметные результаты изучения учебного предмета "Иностранный (испанский) язык. Углубленный уровень" на уровне среднего общего образования; предметные результаты по испанскому языку по годам обучения (10 и 11 классы).