86.8. Планируемые результаты освоения программы по родной (удмуртской) литературе на уровне среднего общего образования
86.8. Планируемые результаты освоения программы по родной (удмуртской) литературе на уровне среднего общего образования.
86.8.1. В результате изучения родной (удмуртской) литературы на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических, демократических ценностей, семейных ценностей, в том числе в сопоставлении с жизненными ситуациями, изображенными в литературных произведениях;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного (удмуртского) языка и родной (удмуртской) литературы, истории, культуры Российской Федерации, своего края в контексте изучения произведений удмуртской литературы, а также русской и мировой (в том числе - финно-угорской) литературы;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, внимание к их воплощению в удмуртской литературе, а также к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде, отраженным в художественных произведениях;
идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу, в том числе воспитанные на примерах из литературы;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки персонажей художественной литературы;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России и в том числе с использованием литературных произведений;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том числе литературы;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и устного народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по родной (удмуртской) литературе;
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью, в том числе с соответствующей оценкой поведения и поступков литературных героев;
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие в том числе при чтении произведений о труде и тружениках, а также на основе знакомства с профессиональной деятельностью героев отдельных литературных произведений;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность в процессе литературного образования;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, в том числе ориентируясь на поступки литературных героев;
готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной читательской деятельности на протяжении всей жизни;
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем, представленных в удмуртской литературе;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества, с учетом осмысления опыта литературных героев;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе показанных в литературных произведениях;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности, в том числе представленной в литературных произведениях;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира с использованием изученных и самостоятельно прочитанных литературных произведений;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность индивидуально и в группе, в том числе на литературные темы.
86.8.2. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования, в том числе литературного образования, у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учетом собственного читательского опыта.
86.8.3. В результате изучения родной (удмуртской) литературы на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
86.8.3.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных героев, художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения литературных фактов;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе при изучении литературных произведений;
вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учетом собственного читательского опыта.
86.8.3.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе литературного материала, навыками разрешения проблем с использованием художественных произведений, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания по родной (удмуртской) литературе, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов;
владеть научной терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами современного литературоведения;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях с учетом собственного читательского опыта;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения и изучения литературных произведений, в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем.
86.8.3.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками получения информации, в том числе литературоведческой, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления при изучении той или иной темы по родной (удмуртской) литературе;
создавать тексты в различных форматах и жанрах с учетом назначения информации и ее целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность литературной и другой информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности.
86.8.3.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни, в том числе на уроке родной (удмуртской) литературы;
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, развернуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения свою точку зрения с использованием языковых средств.
86.8.3.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, включая изучение литературных произведений, и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении родной (удмуртской) литературы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с использования читательского опыта;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора;
оценивать приобретенный опыт с учетом литературных знаний;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, в том числе в вопросах удмуртской литературы, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
86.8.3.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.
86.8.3.7. У обучающегося будут сформированы умения принятия себя и других людей как части регулятивных универсальных учебных действий:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности, в том числе в процессе чтения литературы и обсуждения литературных героев и проблем, поставленных в художественных произведениях;
признавать свое право и право других на ошибку в дискуссиях на литературные темы;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека, используя знания по литературе.
86.8.3.8. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по родной (удмуртской) литературе;
проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.
86.8.4. Предметные результаты изучения родной (удмуртской) литературы. К концу обучения в 10 классе обучающийся научится:
осознавать причастность к культурным традициям своего народа и исторической преемственности поколений на основе установления связей удмуртской литературы с фактами социальной жизни, идеологическими течениями и особенностями культурного развития страны в конкретную историческую эпоху;
понимать взаимосвязь между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности в контексте осмысления произведений удмуртской литературы;
осознавать важность чтения как средства познания культуры своего народа и других культур, уважительного отношения к ним, уметь внимательно, выразительно читать, понимать и самостоятельно интерпретировать художественный текст;
понимать содержание, ключевые проблемы и осознавать историко-культурное и нравственно-ценностное взаимовлияние произведений удмуртской, русской и мировой (в том числе финно-угорской) литературы;
уметь определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов, выявлять связь литературных произведений со временем написания, с современностью и традицией, уметь раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание художественных произведений удмуртской литературы;
выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях, участвовать в дискуссии на литературные темы;
эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное отношение к нему, передавать читательские впечатления;
анализировать и интерпретировать художественные произведения удмуртской литературы в единстве формы и содержания с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным на уровне основного общего образования): конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя, народность, историзм, основные факты жизни и творчества выдающихся удмуртских писателей XX века, художественное время и пространство, содержание и форма, художественный вымысел, фантастика, историко-литературный процесс, литературные направления и течения: романтизм, реализм, модернизм, жанры удмуртской литературы, авторская позиция, тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия кульминация, развязка, лирическое отступление, конфликт, автор-повествователь, герой-рассказчик, герой-повествователь, образ автора, персонаж, характер, национальный характер, тип, лирический герой, система образов, деталь, символ, портрет, психологизм, трагическое и комическое, сатира, юмор, ирония, сарказм, гротеск, язык художественного произведения, изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, гипербола, аллегория, стиль, проза и поэзия, системы стихосложения, стихотворные размеры, ритм, рифма, строфа, твердые формы стиха, литературная критика, художественный перевод, межкультурный и межлитературный диалог;
сопоставлять художественные произведения и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств;
осознавать литературное произведение как явление словесного искусства, воспринимать язык художественной литературы в его эстетической функции, понимать изобразительно-выразительные возможности удмуртского языка в художественной литературе и уметь применять их в речевой практике;
владеть современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного в устной и письменной форме, информационной переработки текстов в виде докладов и рефератов, а также написание эссе, сочинений различных жанров, редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания с учетом норм удмуртского литературного языка;
работать с различными информационными источниками, использовать ресурсы традиционных библиотек, электронных библиотечных систем, Интернет-ресурсы.
86.8.5. Предметные результаты изучения родной (удмуртской) литературы. К концу обучения в 11 классе обучающийся научится:
осознавать причастность к культурным традициям своего народа и исторической преемственности поколений на основе установления связей удмуртской литературы с фактами социальной жизни, идеологическими течениями и особенностями культурного развития страны в конкретную историческую эпоху, раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества, понимать ценность литературы как неотъемлемой части культуры;
понимать взаимосвязь между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности в контексте осмысления произведений удмуртской литературы и собственного интеллектуально-нравственного роста;
осознавать значимость литературного наследия удмуртского народа и через него приобщаться к традиционным ценностям и достижениям отечественной и мировой культуры, понимать роль и место удмуртской литературы в отечественном и мировом культурном процессе;
понимать содержание, ключевые проблемы и осознавать историко-культурное и нравственно-ценностное взаимовлияние произведений удмуртской, русской и мировой (в том числе финно-угорской) литературы;
уметь определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов, выявлять связь литературных произведений со временем написания, с современностью и традицией, выявлять "сквозные темы" и ключевые проблемы удмуртской литературы;
выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях, участвовать в дискуссии на литературные темы, свободно владеть устной и письменной речью в процессе чтения и обсуждения художественных произведений;
самостоятельно осмыслять художественную картину жизни, созданную автором в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
уметь внимательно, выразительно читать, понимать и самостоятельно интерпретировать художественный текст;
анализировать и интерпретировать художественные произведения удмуртской литературы в единстве формы и содержания с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным на уровне основного общего образования): конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя, народность, историзм, основные факты жизни и творчества выдающихся удмуртских писателей XX века, художественное время и пространство, содержание и форма, художественный вымысел, историко-литературный процесс, литературные направления и течения: романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм, этнофутуризм, жанры удмуртской литературы, тематика и проблематика, авторская позиция, фабула, система образов, деталь, символ, портрет, психологизм, трагическое и комическое, виды тропов и фигуры речи, внутренняя речь, стиль, подтекст, система стихосложения, "вечные темы" и "вечные образы" в литературе, взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур, художественный перевод, литературная критика;
сопоставлять художественные произведения и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств;
осознавать литературное произведение как явление словесного искусства, воспринимать язык художественной литературы в его эстетической функции, понимать изобразительно-выразительные возможности удмуртского языка в художественной литературе и уметь применять их в речевой практике;
владеть современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного в устной и письменной форме, информационной переработки текстов в виде докладов, рефератов и отзывов, а также написание эссе, сочинений различных жанров, редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания с учетом норм удмуртского литературного языка;
работать с разными информационными источниками, в том числе Интернет-ресурсами, оптимально использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей