Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

79.5. Пояснительная записка

79.5. Пояснительная записка.

79.5.1. Программа по родной (марийской) литературе разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

79.5.2. Родная (марийская) литература как учебная дисциплина способствует формированию: духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями, уважительного отношения к культуре своего народа и сокровищам отечественной и мировой культуры; чувства ответственности и понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа и как особого способа познания жизни.

79.5.3. В содержание учебного предмета вошли произведения марийской литературы, способствующие пониманию разных реалий и фактов жизни народа: культурных и исторических событий, традиций, обрядов, обычаев, религиозных представлений. Литературное произведение, являясь само по себе фактом духовной культуры народа, аккумулирует и в отраженном виде представляет факты иных культурных сфер - философии, истории, этнопедагогики, этнопсихологии, музыки, живописи. Оно способствует восприятию и пониманию самых разнообразных реалий и фактов жизни народа: освещает факты его истории, знакомит с его обрядами, обычаями, с его религиозными представлениями. Культуроведческая информация при этом имеет не чисто иллюстративный характер, а сохраняет свою значимость именно как явление художественной литературы, поскольку культурные реалии, включенные в образную систему, рассматриваются не сами по себе, а в соотнесенности со всей образной системой, являются органической частью этой системы.

79.5.4. Как часть образовательной области "Родной язык и родная литература" родная (марийская) литература тесно связана с учебным предметом "Родной (марийский) язык". Взаимосвязь марийской литературы и марийского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение марийского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию обучающимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью. Специфика учебного предмета "Родная (марийская) литература" определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

79.5.5. Литературное образование в национальной школе строится на бикультурной основе, что предполагает изучение предметов "Литература" и "Родная (марийская) литература". Оба предмета (родная и русская литературы) изучаются параллельно, образуя единую систему литературного образования в национальной школе. В этой связи одним из важнейших вопросов преподавания литературы в национальной школе является необходимость сравнительного анализа своеобразного видения мира писателями как родной (марийской), так и русской литератур, характерного для них арсенала духовно-нравственных ценностей, своеобразия образной системы родной и русской литературы. Для обнаружения типологической общности, свойственной обеим литературам, включения обучающихся в другую (неродную) для них культуру, возникает необходимость выявления национального своеобразия, как в родной, так и в русской литературах. При этом приобщение к другой культуре, естественно, накладывается на уже существующий образ родной культуры. Приобретенные в процессе изучения родной литературы духовный опыт и эстетический кругозор обучающихся расширяются и обогащаются благодаря знакомству с лучшими произведениями русской литературной классики. Так формируется личность, способная идентифицировать себя с родной марийской этнокультурой и в то же время полноценно самореализоваться в современном российском обществе, ощутить себя гражданином единого многонационального государства.

79.5.6. В содержании программы по родной (марийской) литературе выделяются следующие содержательные линии:

1) фольклор и художественная литература;

2) формирование марийского профессионального художественного творчества в начале XX века;

3) советский период развития марийской литературы: марийская литература в 1917 - 1920 годы, марийская литература в 1930-е годы, марийская литература конца 1930 - 1950-х годов, марийская литература конца 1950-х - середины 1980-х годов;

4) современный период развития марийской литературы (вторая половина 1980-х - 2000-е годы);

5) литература народов России (в том числе финно-угорская литература).

79.5.7. Изучение родной (марийской) литературы направлено на достижение следующих целей:

формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся;

завершение формирования отношения к чтению художественной литературы как к деятельности, имеющей личностную и социальную ценность, как к средству самопознания и саморазвития;

постижение обучающимися вершинных произведений марийской литературы, литературы народов России (в том числе финно-угорской);

совершенствование речевой деятельности обучающихся на родном (марийском) языке: умений и навыков, обеспечивающих владение литературным языком и его изобразительно-выразительными средствами;

овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию в ресурсах библиотек, музеев, архивов, в том числе в цифровых и виртуальных).

79.5.8. Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (марийской) литературы, - 68 часов: в 10 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе - 34 часа (1 час в неделю).