Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

33.8. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому) языку на уровне среднего общего образования

33.8. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому) языку на уровне среднего общего образования.

33.8.1. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;

2) патриотического воспитания:

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу;

3) духовно-нравственного воспитания:

осознание духовных ценностей российского народа;

сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

4) эстетического воспитания:

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;

способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества;

готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по родному (кабардино-черкесскому) языку;

5) физического воспитания:

сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;

потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;

6) трудового воспитания:

готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения родного (кабардино-черкесского) языка;

интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей, переводчиков;

умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;

готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;

7) экологического воспитания:

сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;

расширение опыта деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по родному (кабардино-черкесскому) языку, индивидуально и в группе.

33.8.2. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы по родному (кабардино-черкесскому) языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, использовать языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;

социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учетом собственного речевого и читательского опыта.

33.8.3. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

33.8.3.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения;

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;

вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;

развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учетом собственного речевого и читательского опыта.

33.8.3.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов;

владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;

уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем.

33.8.3.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и ее целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности.

33.8.3.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;

пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

владеть различными способами общения и взаимодействия;

аргументированно вести диалог, развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.

33.8.3.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;

делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора;

оценивать приобретенный опыт;

стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.

33.8.3.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов;

использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.

33.8.3.7. У обучающегося будут сформированы умения принятия себя и других людей как части регулятивных универсальных учебных действий:

принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

признавать свое право и право других на ошибку;

развивать способность видеть мир с позиции другого человека.

33.8.3.8. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по родному (кабардино-черкесскому) языку;

проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.

33.8.4. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу 10 класса обучающийся научится:

характеризовать кабардино-черкесский язык как государственный язык Кабардино-Балкарской Республики, объяснять значение родного языка и расширение его функций;

определять понятия языка и речи, описывать виды речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение, письмо), характеризовать монологическую и диалогическую речь;

описывать единство понятий "человек - язык - культура";

рассуждать о кризисе языка, о развитии и сохранении родного языка;

объяснять взаимосвязь речевого этикета и благопожеланий, употреблять благопожелания в своей речи;

распознавать в устной и письменной речи орфографические нормы, объяснять их в рамках изученных ранее тем по разделу;

рассуждать о любви к Родине и обеспечении ее безопасности;

различать однозначные и многозначные слова, употреблять их в речи;

опознавать прямое и переносное значение слов, объяснять способы появления переносного значения слова, фразеологизмов, употреблять их в речи;

находить в художественной литературе слова с переносным значением;

распознавать синонимы в тексте и уместно использовать их в речи;

рассуждать о знаменитых представителях народа, об их роли в мировой истории, о личностях, творивших историю народа, об адыгах в современной истории страны и мира;

извлекать необходимую информацию из различных источников о словарях кабардино-черкесского языка;

рассуждать о роли семьи в сохранении родного языка;

поддерживать разговор о культуре семейных отношений, об основах семейного воспитания, о позиции "старший-младший", "мужчина-женщина", о семье - как хранителе народных традиций;

характеризовать состав слова и словообразование, формообразующие и словообразующие аффиксы;

развивать умения и навыки использования этимологических словарей;

рассуждать о духовно-нравственной культуре адыгов;

извлекать необходимую информацию из различных источников об основах адыгства, этических принципах адыгства, адыгском этикете в связи с миром современной молодежи;

анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения морфологических норм;

рассуждать о мире культуры народа: о народных промыслах как неповторимом богатстве культуры, о музыкальной культуре народа, о театре и кино;

анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения морфологических норм;

выступать с устным сообщением о взаимосвязи языка, культуры и истории адыгского народа;

рассуждать, извлекать необходимую информацию из различных источников о мире прекрасных чувств: красоте души, любви, мечте;

освещать устно и письменно темы: "Молодежь и здоровый образ жизни. Молодежь в образовании и науке. Любовь к родине и долг перед отечеством";

обобщать ранее приобретенные знания по пунктуации;

соблюдать постановку знаков препинания в простом предложении, в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях, в предложениях с прямой речью;

распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол) по грамматическому значению и морфологическим признакам;

распознавать служебные части речи;

определять грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль существительного (число, принадлежность, падеж), прилагательного, числительного, местоимения, и наречия;

определять собственные и нарицательные имена существительные;

образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных.

33.8.5. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу 11 класса обучающийся научится:

Обучающийся научится:

рассуждать о культуре речи, использовать в письменной и устной речи изречения писателей о языке и речи;

сравнивать образцы диалогической и монологической речи;

употреблять средства выразительности при устном общении (интонация, темп речи, мимика, жесты);

корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам, допустимым вариантам норм современного литературного языка;

рассуждать о личности как о человеке-мыслителе и человеке-деятеле: индивидуальность и "человек толпы", становление личности: детство, отрочество, первая любовь, судьба человека, конфликт долга и чести, личность и мир, личность и Высшие начала;

развивать умения и навыки употребления числительных в речи и художественной литературе;

рассуждать о семейных ценностях, о взаимоотношениях поколений, о традиции и культуре повседневности на основе предложенных текстов;

активно пользоваться лексикой о любви к родине и долге перед отечеством;

правильно определять склонения личных местоимений по падежам;

различать и употреблять в речи личные, притяжательные, указательные, вопросительные, относительные, определительные, неопределенные и отрицательные местоимения;

рассуждать о влиянии социальной среды на личность человека, о законах морали на основе предложенных текстов;

вести диалог об экологии, о влиянии новых технологий на экологическое состояние вселенной, рассуждая о проблемах современной цивилизации;

высказывать свое мнение о роли личности в истории, о человеке в прошлом, в настоящем и проектах будущего на основе текстов;

аргументировать свои суждения об отношении к историческому прошлому и настоящему;

определять и употреблять причастия и деепричастия в речи;

распознавать и использовать одноличные и многоличные глаголы, категории лица и числа;

различать неопределенную форму глагола от других форм глагола и отличать ее от существительных;

извлекать необходимую информацию из различных источников информации о знаменитых представителях народа;

работать с текстами из фольклора и литературного творчества адыгов зарубежья;

анализировать текст с точки зрения наличия в нем наречий;

выполнять индивидуальные проекты под руководством учителя и представлять их.