Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

36.6. Содержание обучения в 10 классе

36.6. Содержание обучения в 10 классе.

36.6.1. Тематическое содержание речи.

Повседневная жизнь семьи. Межличностные отношения в семье, с друзьями и знакомыми. Конфликтные ситуации, их предупреждение и разрешение. Внешность и характеристика человека, литературного персонажа. Здоровый образ жизни и забота о здоровье: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, посещение врача. Отказ от вредных привычек. Школьное образование, школьная жизнь, школьные праздники. Переписка со сверстниками. Взаимоотношения в школе. Проблемы и решения. Права и обязанности обучающегося. Современный мир профессий. Проблемы выбора профессии (возможности продолжения образования в вузе, в профессиональном колледже, выбор рабочей специальности, подработка для обучающегося). Роль родного языка в планах на будущее. Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи: чтение, кино, театр, музыка, музеи, Интернет, компьютерные игры. Любовь и дружба. Покупки: одежда, обувь и продукты питания. Карманные деньги. Молодежная мода. Туризм. Виды отдыха. Путешествия по России и зарубежным странам. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Стихийные бедствия. Условия проживания в городской (сельской) местности. Технический прогресс: перспективы и последствия. Современные средства связи (мобильные телефоны, смартфоны, планшеты, компьютеры). Родная страна: географическое положение, столица, крупные города, регионы, система образования, достопримечательности, культурные особенности (национальные и популярные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории. Малая родина. Выдающиеся люди родной страны, их вклад в науку и мировую культуру: государственные деятели, ученые, писатели, поэты, художники, композиторы, путешественники, спортсмены, актеры и так далее.

36.6.2. Коммуникативные умения.

Говорение.

Развитие коммуникативных умений диалогической речи на базе умений, сформированных на уровне основного общего образования, а именно умений вести разные виды диалога. Диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор, вежливо переспрашивать, выражать согласие (отказ), выражать благодарность, поздравлять с праздником, выражать пожелания и вежливо реагировать на поздравление. Диалог - побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться (не соглашаться) выполнить просьбу, давать совет и принимать (не принимать) совет, приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться (не соглашаться) на предложение собеседника, объясняя причину своего решения. Диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов, выражать свое отношение к обсуждаемым фактам и событиям, запрашивать интересующую информацию, переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот. Диалог - обмен мнениями: выражать свою точку зрения и обосновывать ее, высказывать свое согласие (несогласие) с точкой зрения собеседника, выражать сомнение, давать эмоциональную оценку обсуждаемым событиям (восхищение, удивление, радость, огорчение и так далее). Названные умения диалогической речи совершенствуются в стандартных ситуациях неофициального и официального общения в рамках тематического содержания речи 10 класса с использованием речевых ситуаций и (или) иллюстраций, фотографий, таблиц, диаграмм с соблюдением норм речевого этикета, при необходимости уточняя и переспрашивая собеседника. Объем диалога - 8 реплик со стороны каждого собеседника. Развитие коммуникативных умений монологической речи на базе умений, сформированных на уровне основного общего образования: создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи: описание (предмета, местности, внешности и одежды человека), характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа), повествование (сообщение), рассуждение, пересказ основного содержания прочитанного (прослушанного) текста с выражением своего отношения к событиям и фактам, изложенным в тексте, устное представление (презентация) результатов выполненной проектной работы. Данные умения монологической речи развиваются в рамках тематического содержания речи 10 класса с использованием ключевых слов, плана и (или) иллюстраций, фотографий, таблиц, диаграмм или без их использования. Объем монологического высказывания - до 14 фраз.

Аудирование.

Развитие коммуникативных умений аудирования на базе умений, сформированных на уровне основного общего образования: понимание на слух аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления, с использованием языковой и контекстуальной догадки, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации. Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему (идею) и главные факты (события) в воспринимаемом на слух тексте, отделять главную информацию от второстепенной, прогнозировать содержание текста по началу сообщения, игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания. Аудирование с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации предполагает умение выделять данную информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в воспринимаемом на слух тексте. Тексты для аудирования: диалог (беседа), интервью, высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера, объявление. Время звучания текста (текстов) для аудирования - до 2,5 минуты.

Смысловое чтение.

Развитие сформированных на уровне основного общего образования умений читать про себя и понимать с использованием языковой и контекстуальной догадки аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащих отдельные неизученные языковые явления, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации, с полным пониманием содержания текста. Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умения: определять тему (основную мысль), выделять главные факты (события) (опуская второстепенные), понимать структурно-смысловые связи в тексте, прогнозировать содержание текста по заголовку (началу текста), определять логическую последовательность главных фактов, событий, игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания. Чтение с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации предполагает умение находить в прочитанном тексте и понимать данную информацию, представленную в эксплицитной (явной) и имплицитной (неявной) форме, оценивать найденную информацию с точки зрения ее значимости для решения коммуникативной задачи. В ходе чтения с полным пониманием аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления, формируются и развиваются умения полно и точно понимать текст на основе его информационной переработки (смыслового и структурного анализа отдельных частей текста, выборочного перевода), устанавливать причинно-следственную взаимосвязь изложенных в тексте фактов и событий. Чтение несплошных текстов (таблиц, диаграмм, графиков и так далее) и понимание представленной в них информации. Тексты для чтения: диалог (беседа), интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения, статья научно-популярного характера, сообщение информационного характера, объявление, памятка, электронное сообщение личного характера, стихотворение. Объем текста (текстов) для чтения - 500 - 700 слов.

Письменная речь.

Развитие умений письменной речи на базе умений, сформированных на уровне основного общего образования: заполнение анкет и формуляров, написание резюме (CV) с сообщением основных сведений о себе, написание электронного сообщения личного характера в соответствии с принятыми в языковой среде нормами неофициального общения. Объем сообщения - до 130 слов. Создание небольшого письменного высказывания (рассказа, сочинения и так далее) на основе плана, иллюстрации, таблицы, диаграммы и (или) прочитанного (прослушанного) текста с использованием образца. Объем письменного высказывания - до 150 слов. Заполнение таблицы: краткая фиксация содержания прочитанного (прослушанного) текста или дополнение информации в таблице, письменное предоставление результатов выполненной проектной работы, в том числе в форме презентации. Объем - до 150 слов.

36.6.3. Языковые знания и навыки.

Фонетическая сторона речи.

Различение на слух (без ошибок, ведущих к сбою в коммуникации) произношение слов с соблюдением правильного ударения и фраз (предложений) с соблюдением основных ритмико-интонационных особенностей. Чтение вслух аутентичных текстов, построенных в основном на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрирующее понимание текста. Тексты для чтения вслух: сообщение информационного характера, отрывок из статьи научно-популярного характера, рассказ, диалог (беседа), интервью. Объем текста для чтения вслух - до 140 слов.

Орфография и пунктуация.

Правильное написание изученных слов. Правильная расстановка знаков препинания в письменных высказываниях. Пунктуационно правильное оформление прямой речи в соответствии с нормами изучаемого языка. Пунктуационно правильное оформление электронного сообщения личного характера в соответствии с нормами речевого этикета.

Лексическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, в том числе многозначных, словосочетаний, речевых клише, средств логической связи), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи 10 класса, с соблюдением существующей в карельском языке (собственно карельское наречие) нормы лексической сочетаемости. Объем - 1300 лексических единиц для продуктивного использования (включая 1200 лексических единиц, изученных ранее) и 1400 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 1300 лексических единиц продуктивного минимума). Основные способы словообразования: аффиксация (суффиксы имен существительных -nti: tuonti, vienti, tupakointi, 00000059.wmz, 00000060.wmz: 00000061.wmz, 00000062.wmz, 00000063.wmz, суффиксы имен прилагательных - maton, 00000064.wmz: tuntematon, 00000065.wmz, глагольные суффиксы -ttu-, -tty-: janottua, 00000066.wmz, -htu-, -hty-: 00000067.wmz, 00000068.wmz, суффиксы наречий: 00000069.wmz, -mpah, 00000070.wmz, 00000071.wmz: 00000072.wmz, aivompah, 00000073.wmz, 00000074.wmz), словосложение. Многозначные лексические единицы. Синонимы. Антонимы. Интернациональные слова. Сокращения и аббревиатуры. Различные средства связи для обеспечения целостности и логичности устного (письменного) высказывания.

Грамматическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций родного (карельского) языка (собственно карельское наречие):

распознавание и употребление в речи различных коммуникативных типов предложений: повествовательных, вопросительных (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы), побудительных (в утвердительной и отрицательной формах);

распознавание и употребление в речи распространенных и нераспространенных простых предложений;

распознавание и употребление в речи сложносочиненных и сложноподчиненных предложений: Internettikahviloja 00000075.wmz kaupunkiloista ta ne ollah mukavat ta 00000076.wmz., Lukuvuosi loppuu 00000077.wmz, 00000078.wmz uuvvet ylioppilahat 00000079.wmz valkiet lakit.;

распознавание и употребление в речи всех типов склонения имен карельского языка во всех падежных формах единственного и множественного числа: kaunis 00000080.wmz - kaunehella 00000081.wmz - kaunehilla 00000082.wmz;

распознавание и употребление в речи так называемых "редких падежных форм": комитатива (komitatiivi) muamo 00000083.wmz, инструктива (instruktiivi) jalan, абессива (abessiivi) kuritta;

распознавание и употребление в речи взаимного местоимения toini (resiprokkipronomini) в различных падежных формах: toini toiseh;

распознавание и употребление в речи глаголов карельского языка из списка лексического минимума для уровня среднего общего образования с учетом их управления;

распознавание и употребление в речи форм перфекта и плюсквамперфекта (indikatiivin perfekti ta pluskvamperfekti): on paistu, ei ole paistu, oli paistu, ei ollun paistu;

распознавание и употребление в речи различных предлогов и послелогов (pre- ta postpositiot): пространственных предлогов и послелогов joukkoh, 00000084.wmz, 00000085.wmz, puolella, puolelta, tilalla, tilalta, 00000086.wmz, kohtah, временных предлогов и послелогов 00000087.wmz, причинных предлогов и послелогов 00000088.wmz, заместительных предлогов и послелогов 00000089.wmz, puoleh, предлоги и послелоги образа действия 00000090.wmz, 00000091.wmz;

распознавание и употребление в речи различных союзов: сочинительные союзы (00000092.wmz) ta, tahikka, tahi, подчинительные союзы (00000093.wmz) niin jotta, ennen kuin, niin kuin, 00000094.wmz kohta, 00000095.wmz;

распознавание и употребление в речи различных междометий современного карельского языка (interjektiot);

распознавание и употребление в речи активных форм инессива II инфинитива (2. infinitiivin inessiivi): 00000096.wmz;

распознавание и употребление в речи форм инструктива II инфинитива (2. infinitiivin instruktiivi): pannen;

распознавание и употребление в речи форм адессива-аллатива и абессива III инфинитива (3. infinitiivin adessiivi-allatiivi ta abessiivi): laulamalla, nauramatta;

распознавание и употребление в речи различных диалогических частиц (dialogipartikkelit);

распознавание и употребление в речи различных присоединительных частиц с учетом их прагматических характеристик (liitehpartikkelit).

36.6.4. Социокультурные знания и умения.

Осуществление межличностного и межкультурного общения с использованием знаний о национально-культурных особенностях своей страны, своего региона и основных социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания 10 класса. Знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики и реалий родной страны и родного региона при изучении тем: государственное устройство, система образования, страницы истории, национальные и популярные праздники, проведение досуга, этикетные особенности общения, традиции в кулинарии и так далее. Владение основными сведениями о социокультурном портрете и культурном наследии родной страны и родного региона. Понимание речевых различий в ситуациях официального и неофициального общения в рамках тематического содержания речи и использование лексико-грамматических средств с их учетом. Развитие умения представлять родную страну, малую родину (культурные явления и события, достопримечательности, выдающиеся люди: государственные деятели, ученые, писатели, поэты, художники, композиторы, музыканты, спортсмены, актеры и так далее).

36.6.5. Компенсаторные умения.

Овладение компенсаторными умениями, позволяющими в случае сбоя коммуникации, а также в условиях дефицита языковых средств использовать различные приемы переработки информации: при говорении - переспрос, при говорении и письме - описание (перифраз, толкование), при чтении и аудировании - языковую и контекстуальную догадку. Развитие умения игнорировать информацию, не являющуюся необходимой, для понимания основного содержания прочитанного (прослушанного) текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.