Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

83(1).7. Содержание обучения в 11 классе

83(1).7. Содержание обучения в 11 классе.

83(1).7.1. Вторая половина XX века (обзор).

Основные темы и жанры литературы народов Дагестана послевоенных лет. Выдвижение на первый план темы борьбы за мир, мирного труда. Выход областных газет и журналов на родных языках.

Характеристика поэзии, прозы, драматургии, литературной критики последних десятилетий, раскрепощение литературы, отход от риторики, углубление философского постижения мира, аналитичности. Жанровое обогащение дагестанской поэзии (элегии, сонеты, венки сонетов). Усиление роли малых жанров (надписи, четверостишия, восьмистишия, циклизация стихотворных жанров). Развитие жанра поэмы.

Нравственный поиск литературы народов Дагестана на современном этапе. Социально-нравственные конфликты эпохи застоя и их отражение в литературе, интерес к истории Дагестана. Повышение внимания к детской литературе. Задачи литературной критики и науки о литературе в новых условиях.

Демократический этап развития. Многообразие направлений в периодической печати. Характер современной публицистики.

Приоритет общечеловеческих ценностей в литературе и искусстве. Возрождение интереса к духовной литературе. Восстановление "белых пятен" в истории литературы. Расширение и углубление литературных связей.

Зарождение литературно-критической мысли Дагестана. Критика как барометр развития литературы, объяснения ею литературных явлений, их оценка. Значение литературоведческих и критических статей Э. Капиева, Г. Гаджибекова, Н. Капиевой, А. Тахо-Годи, Ш. Микаилова, А. Назаревича, К. Султанова в становлении дагестанской литературной критики. Литературно-критическая деятельность А. Агаева, К. Абукова, темы их статей. Роль литературно-критических работ Г. Гамзатова, А. Абдулатипова, А. Вагидова, Г. Гашарова, З. Акавова, С. Ахмедова, С. Хайбуллаева в истории литературы на национальных языках.

Писатели и поэты о литературном труде и творческом процессе, о творчестве своих коллег, значение этих работ для понимания истории и теории литературы.

Абумуслим Джафаров "Накьвдиъ концерт" ("Концерт в могиле"), "Таригъули" ("Тарикули"), "Дарч1иди кивур" ("Живых не хоронят"), "Чйир" ("Сестры") "Эреллер" ("Тайна Дюрка").

М. Шамхалов "Азадвалин ахсрарикк" ("Зори свободы"), "Дагълариъ" ("В горах"), "Чулаф кайи гьар" ("Поврежденное дерево"), "Ватан бадали, азадвал бадали" ("За Родину, за свободу"), "Дих ап1баз" ("На зов"), "Дагълариъ т1урк1бар" ("Взрывы в горах").

Ибрагим Шахмарданов "Уьзденарин женг" ("Борьба свободных крестьян"), "Бахтнан хяд" ("Звезда счастья"), "Гвач1индин рякъ" ("Утренняя дорога"), "Жилиз икрам" ("Поклон земле").

Муталиб Митаров "Симар кьат1ар гъабши чюнгюр" ("Чунгур с оборванными струнами"), "Ифдин гъарзар" ("Кровавые скалы") "Икрам ап1урхьа гюмбтариз" ("Покланися обелискам"), "Гранитдиин али кюкйир" ("Цветы на граните"). Казиахмед Рамазанов. Уьмрин жилгъйир" ("Жизненнные тропы").

Шамиль Казиев "Къабпи аьср" ("Двадцатый век"), "Гъач к1урарзуз" ("Зовут меня"), "Гум'арин гим" ("Годекан гуминцев"), "Инсанвалин пай" ("Доля человеческая").

Шахвелед Шахмарданов "Жилгъа" ("Тропа"), "Йишван нивк1" ("Ночной сон"), "Узу ккалакьури лицуру, к1ур" ("Я хожу, качаясь"), "Йишв" ("Ночь"), "Операйиъ" ("В опере"), "Жихрин гьар" ("Грушевое дерево").

Юсуф Базутаев "Гъала" ("Крепость").

Аткай Аджаматов "Миршран к1арчар" ("Оленьи рога").

Кияс Межидов "Дагълариъ гъибтнайи юк1в" ("Сердце, оставленное в горах").

Хизгил Авшалумов "Кьисас" ("Месть").

Расул Гамзатов "Дагълу риш" ("Горянка"), "Йиз Дагъустан" ("Мой Дагестан" отрывок из книги).

Юсуп Хаппалаев "Йиз бализ" ("Моему сыну"), "Гуржйириз" ("Грузинам"), "Кодор гъалайин харабйриин" ("На развалинах крепости Кодор").

Рашид Рашидов "Ригьдиз икрам" ("Поклон солнцу"), "Инсандиз гимн" ("Гимн человеку").

Ахмедхан Абу-Бакар "Жавли билкьан" ("Чегери"), "Лизи сайгак" ("Белый сайгак").

Теория литературы. Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

Фазу Алиева "Сихлин лишан" ("Родовое пятно"), "Йиц1имиржибпи хьадукар" ("Восемнадцатая весна").

Кадрия "Мюгьюббатдикан кьиса" ("Легенда о любви").

83(1).7.2. Современная литература.

Багир Раджабов "Игитар йихтар" ("Герои не умирают"), "Намуснан сир" ("Тайна чести").

Шамиль Казиев "Амрар ва Лук1ар" ("Рабы и Господа"), "Хазна" ("Клад"), "К1арчар али Дажи" ("Рогатый Осел"), "К1ару арс" ("Черное серебро"), "Руг ва рюкъ" ("Земля и пепель").

Шахвелед Шахмарданов "Чюнгюр" ("Чунгур"), "Солдтин дада", ("Мать солдата"), "Сессуз хулаъ" ("В тихом доме").

Юсуф Базутаев "Гъала" ("Крепость"), "Хулур" ("Дома").

Пирмагомед Касимов "Шадлу бахтнан уьмур" ("Счастливая жизнь").

Абдурахман Гусейнов "Чувккер" ("Чувекцы").

Пирмагомед Асланов "Аьхюр" ("Главный"), "Уву - дада, узу - яв бай" ("Ты - мать, я твой сын").

Сувайнат Кюребекова "Кьямш" ("Соперница").

Эльмира Ашурбекова "Лизи ваз" ("Белая Луна").

Муслим Курбанов "Бализ васият" ("Завещание сыну").

Кюребег Мурсалов "Т1улан мургул" ("Веник из хвороста").

Теория литературы Проза и поэзия. Основы стихосложения. Литературная критика.