Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

103.6. Содержание обучения в 10 классе

103.6. Содержание обучения в 10 классе.

103.6.1. Коммуникативные умения.

Развитие умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи.

Повседневная жизнь семьи. Межличностные отношения в семье, с друзьями и знакомыми. Конфликтные ситуации, их предупреждение и разрешение.

Внешность и характеристика человека, литературного персонажа.

Здоровый образ жизни и забота о здоровье: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, посещение врача. Отказ от вредных привычек.

Школьное образование, школьная жизнь, школьные праздники. Переписка с зарубежными сверстниками. Взаимоотношения в школе. Проблемы и решения. Права и обязанности обучающегося.

Современный мир профессий. Проблемы выбора профессии (возможности продолжения образования вузе, в профессиональном колледже, подработка для обучающегося). Роль иностранного языка в планах на будущее.

Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи: чтение, кино, театр, музыка, музеи, Интернет, компьютерные игры, социальные сети. Любовь и дружба.

Покупки: одежда, обувь и продукты питания. Карманные деньги. Молодежная мода

Деловое общение: особенности делового общения, деловая этика, деловая переписка, публичное выступление.

Туризм. Виды отдыха. Путешествия по России и зарубежным странам. Виртуальные путешествия.

Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Стихийные бедствия. Условия проживания в городской/сельской местности.

Технический прогресс: перспективы и последствия. Современные средства связи (мобильные телефоны, смартфоны, планшеты, компьютеры). Интернет-безопасность.

Проблемы современной цивилизации.

Родная страна и страна/страны изучаемого языка и их географическое положение, столицы и крупные города, регионы; государственное устройство; система образования, достопримечательности, культурные особенности (национальные и популярные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи); страницы истории.

Выдающиеся люди родной страны и страны/стран изучаемого языка, их вклад в науку и мировую культуру: государственные деятели, ученые, писатели, поэты, художники, композиторы, путешественники, спортсмены, актеры и так далее

103.6.2. Виды речевой деятельности.

103.6.2.1. Говорение.

Развитие коммуникативных умений диалогической речи на базе умений, сформированных на уровне основного общего образования, а именно: умений вести разные виды диалога (диалог этикетного характера, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями; комбинированный диалог, включающий разные виды диалогов); умений вести полилог, в том числе в форме дискуссии:

диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор, вежливо переспрашивать; выражать согласие/отказ; выражать благодарность; поздравлять с праздником, выражать пожелания и вежливо реагировать на поздравление;

диалог-побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться/не соглашаться выполнить просьбу; давать совет и принимать/не принимать совет; приглашать собеседника к совместной деятельности, аргументируя свое приглашение; вежливо соглашаться/не соглашаться на предложение собеседника, объясняя причину своего решения;

диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов; выражать свое отношение к обсуждаемым фактам и событиям; запрашивать интересующую информацию; переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот;

диалог-обмен мнениями: выражать свою точку зрения и обосновывать ее, высказывать свое согласие/несогласие с точкой зрения собеседника, выражать сомнение, давать эмоциональную оценку обсуждаемым событиям: восхищение, удивление, радость, огорчение и так далее; выражать эмоциональную поддержку собеседнику;

полилог: запрашивать и обмениваться информацией с участниками полилога; высказывать и аргументировать свою точку зрения; возражать, расспрашивать участников полилога и уточнять их мнения и точки зрения; брать на себя инициативу в обсуждении, внося пояснения/дополнения; выражать эмоциональное отношение к обсуждаемому вопросу; соблюдать речевые нормы и правила поведения, принятые в странах изучаемого языка.

Названные умения диалогической речи, включая умения вести полилог, развиваются в стандартных ситуациях неофициального и официального общения в рамках тематического содержания речи 10 класса с использованием речевых ситуаций, иллюстраций, фотографий, таблиц, диаграмм, схем и без использования их с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка.

Объем диалога - до 10 реплик со стороны каждого собеседника.

Развитие коммуникативных умений монологической речи на базе умений, сформированных на уровне основного общего образования:

создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи: описание (предмета, местности, внешности и одежды человека), характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа); повествование/сообщение; рассуждение. Данные умения монологической речи развиваются в рамках тематического содержания речи 10 класса с использованием ключевых слов, плана и/или иллюстраций, фотографий, таблиц, диаграмм, схем, инфографики и без использования их;

пересказ основного содержания прочитанного/прослушанного текста без опоры на план, ключевые слова с выражением своего отношения к событиям и фактам, изложенным в тексте;

создание сообщений в связи с прочитанным/прослушанным текстом с выражением своего отношения к событиям и фактам, изложенным в тексте;

устное представление (презентация) результатов выполненной проектной работы.

Объем монологического высказывания - до 16 фраз.

103.6.2.2. Аудирование.

Развитие коммуникативных умений аудирования на базе умений, сформированных на уровне основного общего образования: понимание на слух аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления, с использованием языковой и контекстуальной догадки, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания; с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации; с полным и точным пониманием всей информации.

Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умения определять основную тему/идею и главные факты/события в воспринимаемом на слух тексте; отделять главную информацию от второстепенной; прогнозировать содержание текста по началу сообщения; игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания.

Аудирование с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации предполагает умение выделять данную информацию, представленную в эксплицитной (явной) и имплицитной (неявной) форме, в воспринимаемом на слух тексте.

Аудирование с полным и точным пониманием всей информации, данной в тексте, предусматривает умения понимать взаимосвязь между фактами, причинами, событиями; устанавливать последовательность фактов и событий; определять отношение говорящего к предмету обсуждения; догадываться из контекста о значении незнакомых слов.

Тексты для аудирования: диалог (беседа), интервью, высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера, объявление, реклама, лекция.

Время звучания текста/текстов для аудирования - до 3 минут.

103.6.2.3. Смысловое чтение.

Развитие сформированных на уровне основного общего образования умений читать про себя и понимать с использованием языковой и контекстуальной догадки аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащих неизученные языковые явления, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания; с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации; с полным и точным пониманием содержания прочитанного текста.

Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умения: определять тему/основную мысль, выделять главные факты/события; прогнозировать содержание текста по заголовку/началу текста; определять логическую последовательность главных фактов, событий; игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания.

Чтение с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации предполагает умение находить в прочитанном тексте и понимать данную информацию, представленную в эксплицитной (явной) и имплицитной (неявной) форме; оценивать найденную информацию с точки зрения ее значимости для решения коммуникативной задачи.

В ходе чтения с полным пониманием содержания аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления, формируются и развиваются умения полно и точно понимать текст на основе его информационной переработки (смыслового и структурного анализа отдельных частей текста, выборочного перевода); устанавливать причинно-следственную взаимосвязь изложенных в тексте фактов и событий.

Чтение несплошных текстов (таблиц, диаграмм, графиков, схем, инфографики и так далее) и понимание представленной в них информации.

Тексты для чтения: диалог (беседа), интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения, статья научно-популярного характера, сообщение информационного характера, статья публицистического характера, объявление, памятка, инструкция, электронное сообщение личного характера, стихотворение.

Объем текста/текстов для чтения - 700 - 800 слов.

103.6.2.4. Письменная речь.

Развитие умений письменной речи на базе умений, сформированных на уровне основного общего образования:

заполнение анкет и формуляров в соответствии с нормами речевого этикета, принятыми в стране/странах изучаемого языка;

написание резюме (CV) с сообщением основных сведений о себе в соответствии с нормами речевого этикета, принятыми в стране/странах изучаемого языка;

написание электронного сообщения личного характера в соответствии с нормами речевого этикета, принятыми в стране/странах изучаемого языка. Объем сообщения - до 140 слов;

написание официального (делового) письма, в том числе и электронного, в соответствии с нормами официального общения, принятыми в стране/странах изучаемого языка. Объем официального (делового) письма - до 140 слов;

создание небольшого письменного высказывания (в том числе аннотации, рассказа, рецензии, статьи и так далее) на основе плана, иллюстрации/иллюстраций и/или прочитанного/прослушанного текста с использованием или без использования образца. Объем письменного высказывания - до 160 слов;

заполнение таблицы: краткая фиксация содержания прочитанного/прослушанного текста или дополнение информации в таблице;

создание письменного высказывания с элементами рассуждения на основе таблицы, графика, диаграммы и письменного высказывания типа "Мое мнение", "За и против". Объем письменного высказывания - до 250 слов;

письменное предоставление результатов выполненной проектной работы, в том числе в форме презентации. Объем - до 250 слов.

103.6.2.5. Перевод как особый вид речевой деятельности.

Предпереводческий анализ текста, выявление возможных переводческих трудностей и путей их преодоления.

Сопоставительный анализ оригинала и перевода и объективная оценка качества перевода.

Письменный перевод с испанского языка на русский аутентичных текстов научно-популярного характера с использованием грамматических и лексических переводческих трансформаций.

103.6.3. Языковые знания и навыки.

103.6.3.1. Фонетическая сторона речи.

Различение на слух (без ошибок, ведущих к сбою в коммуникации) произношение слов с соблюдением правильного ударения и фраз/предложений с соблюдением основных ритмико-интонационных особенностей, в том числе правила отсутствия фразового ударения на служебных словах.

Чтение вслух аутентичных текстов, построенных в основном на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрирующее понимание текста.

Тексты для чтения вслух: сообщение информационного характера, отрывок из статьи научно-популярного характера, рассказ, диалог (беседа), интервью. Объем текста для чтения вслух - до 160 слов.

103.6.3.2. Орфография и пунктуация.

Правильное написание изученных слов с соблюдением правил графического ударения.

Правильная расстановка знаков препинания в письменных высказываниях: запятой при перечислении и при выделении вводных слов; точки в конце предложения, вопросительного и восклицательного знака в начале и в конце предложения, отсутствие точки после заголовка.

Пунктуационно правильное оформление прямой речи в соответствии с нормами изучаемого языка: использование двоеточия после слов автора перед прямой речью, тире для выделения слов автора, заключение прямой речи в кавычки.

Пунктуационно правильное оформление электронного сообщения личного характера в соответствии с нормами речевого этикета, принятыми в стране/странах изучаемого языка: постановка запятой перед обращением и после завершающей фразы, двоеточия после обращения/выделение обращения восклицательными знаками; постановка точки после выражения надежды на дальнейший контакт; отсутствие точки после подписи.

Пунктуационно правильное оформление официального (делового) письма, в том числе электронного, в соответствии с принятыми в стране/странах изучаемого языка нормами официального общения.

103.6.3.3. Лексическая сторона речи.

Распознавание в письменном и звучащем тексте и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, в том числе многозначных; фразовых глаголов; словосочетаний; речевых клише; средств логической связи), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи 10 класса, с соблюдением существующей в испанском языке нормы лексической сочетаемости.

Объем - 1400 лексических единиц для продуктивного использования (включая 1300 лексических единиц, изученных ранее) и 1550 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 1400 лексических единиц продуктивного минимума).

Основные способы словообразования:

аффиксация: образование

глаголов при помощи префиксов re-, de-/des-/dis-, pro-, en(m)-, a-, trans-/tras-, pre-, co(n)-, contra-, inter- и суффиксов -ar/-ecer/-ear/-izar;

имен существительных при помощи префиксов в ante-, ex-, vice-, super-, pre-, entre-, multi-, sub-, sin-, de-/des-/dis-, in-/im-/i- перед согласными "l", "r" и суффиксов -dor/-tor/-or, -ista, 00001991.wmz, -icio/-icia, -dad/-tad, -eza, 00001992.wmz, -ero, -ito/-illo, 00001993.wmz, -ta/-isa, -ismo, -miento, -azo, -a/-o/-e, -dura, -ada, -ido, 00001994.wmz;

00001995.png

наречий при помощи суффикса -mente;

словосложение: образование

количественных числительных от 16 до 29 и разряд сотен;

порядковых числительных от 11 до 29 (00001996.wmz, vigesimonoveno);

имен существительных путем соединения основ глагола и существительного (rascacielos);

имен существительных путем соединения основ двух существительных (bocacalle);

имен существительных путем соединения основ прилагательного и существительного (medianoche);

имен прилагательных путем соединения основ двух прилагательных (sordomudo);

имен прилагательных путем соединения основ существительного и прилагательного (pelirrojo);

конверсия: образование имен существительных путем соединения

определенного/неопределенного артикля и прилагательного (viejo - el/un viejo);

нейтрального артикля lo и прилагательного (alto - lo alto);

определенного артикля и неопределенной формы глагола (poder - el poder);

наречий от прилагательных в мужском роде единственного числа (00001997.wmz - corren 00001998.wmz);

усечение: foto (00001999.wmz), peli (00002000.wmz).

Многозначные лексические единицы. Наиболее частотные фразовые глаголы. Синонимы. Антонимы. Интернациональные слова. Сокращения и аббревиатуры.

Различные средства связи для обеспечения целостности и логичности устного/письменного высказывания.

103.6.3.4. Грамматическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций испанского языка.

Различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (утвердительные, отрицательные), вопросительные (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме).

Нераспространенные и распространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке (Ayer vino a casa muy tarde.).

Предложения с безличным оборотом для описания погоды (Hoy hace buen tiempo).

Предложения с безличной формой hay.

00002001.png

Предложения, содержащие глаголы-связки ser/estar.

Предложения с конструкцией acusativo con infinitivo.

Сложносочиненные предложения с сочинительными союзами y/e, pero/sino, o/u.

Сложноподчиненные предложения с союзами que, porque, si, cuando, como, quien, cuyo, el/la que, mientras, antes de que, para que, aunque, sin que, como si.

Придаточные предложения (дополнительные, подлежащные, временные, уступительные, определительные, целевые, образа действия) с глаголом в сослагательном наклонении (Modo Subjuntivo).

Условные предложения реального типа (I) в плане настоящего и прошедшего и условные предложения нереального типа (II, III).

Условные предложения нереального типа (II, III), в которых используются речевые конструкции с условным значением в процессе устного (Yo que 00002002.wmz) и письменного (Yo en tu lugar) общения.

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в косвенной речи в настоящем и прошедшем времени; согласование времен в рамках сложного предложения в плане настоящего и прошедшего.

Побудительные предложения в утвердительной (00002003.wmz alto!) и отрицательной (00002004.wmz grites!) формах.

Предложения с перифрастическими конструкциями

с инфинитивом: ir a + inf., tener que + inf., hay que + + inf., deber + inf., acabar de + inf., empezar a + inf., ponerse a + inf., terminar de + inf., deber de + inf., volver a + inf;

с причастием: estar + participio;

с герундием: estar + gerundio, seguir/continuar + ge-rundio.

Инфинитив: простая (el infinitivo simple) и сложная (el infinitivo compuesto) формы инфинитива (Quiero ir a la fiesta/Estoy contenta de haber ido a la fiesta).

Конструкции с инфинитивом: al + inf., 00002005.wmz de + inf., antes de + inf.

Правильные и неправильные глаголы во временных формах действительного залога изъявительного наклонения (Presente, Futuro Simple, 00002006.wmz Perfecto, 00002007.wmz Indefinido, 00002008.wmz Imperfecto, 00002009.wmz Pluscuamperfecto) и страдательного залога.

00002010.png

Глаголы в формах простого условного наклонения (Condicional Simple) с временным значением будущего в плане прошедшего; со значением нереального желаемого действия, вежливой просьбы, совета в плане настоящего; в модальном значении неуверенности, предположения в плане прошедшего времени (Cuando 00002011.wmz a casa, serian las doce de la noche.).

Глаголы (правильные и неправильные) во временных формах сослагательного наклонения (Presente de Subjuntivo, 00002012.wmz Perfecto Compuesto de Subjuntivo, 00002013.wmz Imperfecto de Subjuntivo, 00002014.wmz Pluscuamperfecto de Subjuntivo).

Глаголы в формах сослагательного наклонения (Modo Subjuntivo) после модальных наречий tal vez, 00002015.wmz, acaso, puede que, междометия 00002016.wmz, союза que.

Возвратные, правильные и неправильные глаголы в положительной и отрицательной форме повелительного наклонения в формах 00002017.wmz, vosotros, Usted, Ustedes.

Местоимение se для выражения безличности и пассивного залога.

Неличные формы глагола: инфинитив, герундий, причастие (Infinitivo, Gerundio, Participio Pasado).

Определенный/неопределенный артикль, отсутствие артикля, слитные формы al, del; артикль el/un с существительными женского рода, начинающимися на ударное a/ha; артикль перед именами собственными.

Имена существительные во множественном числе, образованные по правилу, и исключения.

Согласование собирательных имен существительных с формой глагола в 3 л. единственного числа (00002018.wmz la gente es muy amable).

Неисчисляемые имена существительные.

Имена прилагательные; положение прилагательного до или после существительного.

Имена прилагательные и наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях сравнения, образованные по правилу, и исключения.

00002019.png

Личные местоимения, ударные и безударные, выполняющие функцию прямого и косвенного дополнения; притяжательные местоимения, ударные и безударные; указательные местоимения, в функции прилагательного и самостоятельные; возвратные местоимения; неопределенные местоимения, в функции прилагательного и самостоятельные; вопросительные местоимения.

Количественные и порядковые числительные.

Предлоги места, времени, направления и цели; предлог por, употребляемый в страдательном залоге.

103.6.4. Социокультурные знания и умения.

Осуществление межличностного и межкультурного общения с использованием знаний о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка и основных социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в англоязычной среде в рамках тематического содержания речи 10 класса.

Знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики и реалий родной страны и страны/стран изучаемого языка при изучении тем: государственное устройство, законодательная и исполнительная власть, система образования, здравоохранение, страницы истории, литературное наследие, национальные и популярные праздники, проведение досуга, сфера обслуживания, этикетные особенности общения и так далее.

Владение основными сведениями о социокультурном портрете и культурном наследии Испании и испаноязычных стран Латинской Америки.

Понимание речевых различий в ситуациях официального и неофициального общения в рамках тематического содержания речи и использование лексико-грамматических средств с их учетом.

Развитие умения представлять родную страну/малую родину и страну/страны изучаемого языка (культурные явления и события; достопримечательности; выдающиеся люди: государственные деятели, ученые, писатели, поэты, художники, композиторы, музыканты, спортсмены, актеры и так далее).

103.6.5. Компенсаторные умения.

Овладение компенсаторными умениями, позволяющими в случае сбоя коммуникации, а также в условиях дефицита языковых средств использовать различные приемы переработки информации: при говорении - переспрос; при говорении и письме - описание/перифраз/толкование; при чтении и аудировании - языковую и контекстуальную догадку;

Развитие умения игнорировать информацию, не являющуюся необходимой, для понимания основного содержания прочитанного/прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.