Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

83(1).6. Содержание обучения в 10 классе

83(1).6. Содержание обучения в 10 классе.

83(1).6.1. Устное народное творчество народов Дагестана.

Жанровое многообразие устной народной поэзии Дагестана и ее исторические корни. Народная лирика и ее роль в становлении и развитии письменной литературы.

Исторический материал в старинных горских поэтических преданиях, отражение в них многовековой борьбы с иноземными завоевателями. Отражение в нем борьбы народа за свободу и независимость своей родины. Художественные средства создания характеров. Эпичность и лиризм в изображении горцев. Патриотический пафос. Призыв к единению для борьбы против общего врага. Связь эпоса и историческим прошлым Дагестана.

Героические и героико-исторические баллады: "Парту Пат1има" ("Парту Патима"), "Надир-шагьдихъди дяви" ("Сражение с Надиршахом").

"Хочбар" ("Хочбар"), "Гъумугълу бай ва Азайни гъулан риш" ("Парень из Кумуха и девушка из Азайни"), "Айгъази" ("Айгазки").

Эпос: "Гъван бай" ("Каменный мальчик"). Героическое сражение народов Дагестана с грозными полчищами хромого Тимура. Патриотическое звучание легенды. Образ юного чабана.

Теория литературы. Фольклор. Жанры фольклора. Культурно-исторические условия появления письменности и письменной литературы. Устные и письменные формы литературы. Национальный характер.

83(1).6.2. Литература XVII - XVIII веков.

Взаимосвязь фольклора и литературы. Фольклорная образность в литературных произведениях. Художественный образ как выразительное средство. Переход от мифологии и устно-поэтических форм творчества к индивидуальному творчеству в поэзии и от него к литературе. Появление промежуточной между фольклором и литературой сферы устной литературы, ее расширение за счет переводов восточных дастанов, притч и сказок из "Тысячи и одной ночи" и других произведений восточной литературы и фольклора. Культурно-исторические условия создания письменности и письменной литературы. Арабские завоевания, распространение ислама в Дагестане. Распространение и расцвет арабоязычной литературы в Дагестане.

Исторические хроники "Дербент-намэ" ("Дербент-намэ"), "Тарихи Дагъустан" ("История Дагестана") и другие. Элементы художественности и легендарность содержания памятников. Историко-культурные условия появления аджама (письменности на арабской графической основе) и литературы на родных языках (XVII - XVIII веков.). Устные и письменные формы литературы. Ашугская поэзия и ее историко-культурные и социальные корни. Раннее просветительство в Дагестане, его своеобразие. Приоритетное развитие духовной литературы. Произведения Мирзы Калухского, Саида Кючхюрского.

Калухский Мирза "Хандиз жаваб" ("Ответ хану"), "Кегьер" ("Вороной"), "Халкьдиз дих" ("Зов народу"), "Ашукь бюлбюл" ("Ашуг соловей").

Кючхюр Саид "Мурсал хандиз нянат" ("Проклятия Мурсал хану").

83(1).6.3. Литература XIX века.

Исторические условия развития культуры в XIX веке. Присоединение Дагестана к России. Идеология имамата и проблемы культуры народов Дагестана. Раннее просветительство в Дагестане, его своеобразие. Общественно-политическая обстановка в крае после падения имамата Шамиля. Проникновение капиталистических отношений в Дагестан. Ослабление позиций арабоязычной литературы. Просветительское движение в Дагестане: его своеобразие, истоки, национальный характер, цели, этапы. Связь просветительства с арабоязычной и русской культурой.

Новый этап просветительства (О. Батырай, И. Казак, Е. Эмин, И. Алигаджи, Д. Уруж, К. Жигер, З. Гаджисаид и другие).

Даттил Уруж "Фици дубхьна замана" ("Как стал мир"), "Я касиб" ("Эй бедняк"), "Гьякьсуз дюн'я" ("Несправедливый мир").

Жигер Кандикский "Читин вахтна" ("В тяжелое время"), "Аьхир диван шул паччагьдин" ("Наконец будет суд над царем").

Сарухандин Навруз "Мициб зулум гъябкъюб дарзуз" ("Не видел такого гнета").

Гаджисаид Зюрдагский "Наан садакьа" ("Где будет жертвоприношение").

Омарла Батырай "Игитрикан" ("О герое"), "Кар ярквраъ рякъ яв игит" ("В глухом лесу твоя дорога, герой"), "Мюгьюббатнакан" ("О любови"), "Агь, шулин узхьан мяъли пуз" ("Смогу ли я спеть песню"), "Ярквраъ гьарарт1ан гизаф" ("В лесу больше, чем деревья"), "Лап алмазди гюзгюси" ("Острее, чем алмаз"), "Лик дивушваъ гьяйвни яв" ("Куда наступила нога коня"), "Мухриъ бегьем ц1а айиз" ("В груди моей горит огонь"), "Сифтейин ихь ккунивал" ("Первая наша любовь"), "Пагь йиз беден дерди" ("Ах моя бедная душа"), "Удуч1виш хул'ан уву" ("Если выйдешь ты из дома").

Ирчи Казак "Жара вахтар" ("Другие времена"), "Мягьяммедэфенди Уьсмановдиз кагъаз" ("Письмо Могомедэфенди Усманову"), "Бахт" ("Счастье"), "Жилижви фицир духьну ккун" ("Какой должен быть мужчина"), "Игитрихъди дуст йихь" ("Дружи с героем"), "Аькьюллуйи аькьюл дубгудар" ("Умный ум не теряет"), "Гамшар хъаърурин мяъли" ("Песня погонщика буйволов").

Етим Эмин "Бюлбюл" ("Соловей"), "Гьарай эллер" ("О, люди"), "Дюнь'я гургьагур" ("Разгромленный мир"), "Бахтсузвал" ("Несчастье"), "Дустариз" ("Друзьям").

Теория литературы. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория. Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа. Деталь. Символ. Стиль. Психологизм. Народность. Историзм. Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур.

83(1).6.4. Литература начала XX века (обзор).

Общая характеристика социально-политической и культурной жизни дагестанских народов в начале XX века. Особенности литературного процесса. Основные тенденции развития поэзии. Духовная и светская поэзия. Активизация поэзии под влиянием революционных событий. Появление рабочей поэзии, поэзии поэтов-отходников. Эволюция поэзии от просветительского реализма и романтизма к критическому реализму. Зарождение книгоиздательского дела в Дагестане. Основные тенденции развития дагестанской прозы в начале XX века. Первая русская революция и передовая дагестанская интеллигенция. Зарождение дагестанской журналистики. "Заря Дагестана". Просветительские тенденции и призыв к равноправию женщин в творчестве Нухая Батырмурзаева ("Бедная Габибат").

Махмуд из Кахаброссо "Казармайиан кагъаз" ("Письмо из казармы"), "Марьям" ("Марьям"), "Йикьрар ч1ур ап1уб" ("Нарушить обещания"), "Йиз ккунирикан" ("Про мою любимую"), "Ккунирихьна гьягьюб" ("Идти к любимой").

Сулейман Стальский "Жвувкан ихтилат" ("Рассказ о себе"), "Старшина" ("Старшина"), "Ватандикан хиялар" ("Надежды о Родине").

Гамзат Цадаса "Ашханайикан гаф" ("Стихи о харчевне"), "Дибир ва хомяк" ("Дибир и хомяк"), "Марччлихъникан вуйи кьиса" ("Легенда о чабане").

Абуталиб Гафуров "Гьадму вхтна" ("В то время"), "Узуз аьгью гъабхьунзуз" ("Я узнал"), "Дагълар" ("Горы"), "Ватан бадали" ("Ради Родины"), "Чюнгрихъди ва винтовкайихъди сюгьбат" ("Беседа с чюнгуром и винтовкой"), "Узуз ляхин гьамци дубхьну ккундузуз" ("Я хочу, чтобы дело было так"), "Писвализ писвал" ("Злу зло"), "Дагълу солдат" ("Горец-солдат").

Алим-Паша Салаватов "Айгъази" ("Айгази").

Эффенди Капиев "Шайр" ("Поэт").

Абумуслим Джафаров "Думуган ва гьамус" ("Тогда и сейчас"), "Муч1увалиан акувализ" ("От тьмы - к свету"), "Шад сесер" ("Счастливые голоса").

Багаутдин Митаров "Багьишламиш уву ап1ин" ("Прости ты меня"), "Гьаз мици ишрихъа, гъазабнан кьаза" ("Почему так стала моя судьба"), "Гьаму гюрчег вуйи хьадукран йигъан" ("В этот прекрасный весенний день"), "Гьаз к1ваин шулу хъана ц1ийик1улт1ан" ("Почему вспоминаю снова").

Теория литературы. Историко-литературный процесс. Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.