37.8. Планируемые результаты освоения программы по родному (коми) языку на уровне среднего общего образования
37.8. Планируемые результаты освоения программы по родному (коми) языку на уровне среднего общего образования.
37.8.1. В результате изучения родного (коми) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по родному (коми) языку;
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения родного (коми) языка;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей, переводчиков;
умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное непринятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по родному (коми) языку, индивидуально и в группе.
37.8.2. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы по родному (коми) языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, использовать языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учетом собственного речевого и читательского опыта.
37.8.3. В результате изучения родного (коми) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
37.8.3.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;
устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;
вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учетом собственного речевого и читательского опыта;
выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.
37.8.3.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов;
владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями, методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач.
37.8.3.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и ее целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
эффективно запоминать и систематизировать информацию;
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности.
37.8.3.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формант выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков.
37.8.3.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
37.8.3.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.
37.8.3.7. У обучающегося будут сформированы умения принятия себя и других людей как части регулятивных универсальных учебных действий:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других на ошибку;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
37.8.3.8. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по родному (коми) языку;
проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.
37.8.4. Предметные результаты изучения родного (коми) языка. К концу 10 класса обучающийся научится:
осознавать и объяснять роль родного языка в жизни человека, общества, государства; объяснять роль родного (коми) языка в сохранении традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в сохранении духовно-нравственных ценностей своего народа;
осознавать и аргументировать необходимость ответственного отношения к использованию родного коми языка во всех сферах жизни;
иметь представление о языковом многообразии Российской Федерации и республики Коми, проявлять уважительное отношение к национальным культурам и языкам народов России и республики Коми;
осознавать взаимосвязь родного языка и родной культуры, иметь представление о ключевых словах коми культуры и их основных разрядах;
анализировать и комментировать текст с точки зрения употребления в нем ключевых слов коми культуры (в рамках изученного);
оценивать свои языковые и коммуникативные компетенции, будучи носителем двух государственный языков республики Коми - русского и коми, искать и представлять аудитории дополнительную информацию о функционировании коми языка в республике и на других территориях Российской Федерации, о коми ученых-языковедах, писателях и поэтах;
иметь представление о языке как развивающемся явлении; характеризовать процессы актуализации и пассивизации различных разрядов слов и устойчивых словосочетаний в процессе развития общества и культуры народа, приводить соответствующие примеры;
извлекать из словарей различных типов и комментировать информацию об истории и традиционной культуре, особенностях быта и мировоззрения коми народа;
осознавать и комментировать основные причины изменения языковых норм, приводить примеры, иллюстрирующие динамику языковой нормы (в рамках изученного);
иметь представление об основных типах речевой культуры, комментировать основные типы речевой культуры человека;
иметь представление об изменениях лексических норм современного коми литературного языка, осознавать и объяснять причины их изменений;
понимать значение словарных помет в нормативных, толковом словаре коми языка (в рамках изученного);
иметь представление об изменениях грамматических норм современного коми литературного языка;
анализировать и сопоставлять варианты форм имени существительного, местоимения, глагола;
иметь представление об орфографической вариативности в современном коми литературного языке; анализировать орфографические варианты (на отдельных примерах);
анализировать и оценивать с точки зрения соблюдения норм современного коми литературного языка чужую и собственную речь;
корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного коми литературного языка;
использовать толковый словарь, этимологический словарь, словари синонимов, антонимов; орфографические словари, грамматические справочники коми языка;
иметь представление о тексте как средстве передачи и хранения культурных ценностей, опыта и истории народа как памятнике культуры;
иметь представление о типах текстов (художественном, нехудожественном и других);
иметь представление о новых формах текстов, функционирующих в цифровой среде, об их отличиях от традиционных текстов, о возможностях использования в текстах различных знаковых систем, об отражении в этих текстах современных тенденций к визуализации и диалогизации общения;
владеть основными стратегиями, приемами оптимизации процессов чтения и понимания текста, использовать графику как средство упорядочения информации прочитанного или услышанного текста при создании вторичных текстов;
иметь представление о специфике устной речи, осознавать и использовать свой речевой опыт в процессе коммуникации;
соблюдать нормы современного коми литературного языка;
создавать устные и письменные тексты на родном (коми) языке;
редактировать собственные или созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, логический анализ текста - целостность, связность, информативность);
иметь представление о коммуникации в рунете как одной из сфер общения, отражающей современное состояние коми языка и тенденции его развития, владеть культурой электронного общения.
37.8.5. Предметные результаты изучения родного (коми) языка. К концу 11 класса обучающийся научится:
иметь представление о языке как составной части культуры и ее орудия;
иметь представление о динамических процессах и новых тенденциях в развитии коми языка новейшего периода и комментировать их (в рамках изученного), приводить примеры, иллюстрирующие основные тенденции в развитии коми языка;
иметь представление о цифровой коммуникации на коми языке и ее формах, комментировать ее основные особенности;
характеризовать основные отличия устно-письменной речи (в рамках изученного), анализировать фрагменты устно-письменной речи разных жанров;
иметь представление и уметь комментировать активные процессы в развитии лексики коми языка XXI века, характеризовать особенности процесса заимствования из русского языка и из других языков через русский и основные способы освоения коми языком в новейший период его развития (в рамках изученного);
определять значения новейших лексических заимствований (с использованием словарей), оценивать целесообразность их употребления;
иметь представление об актуальных способах создания неологизмов в коми языке новейшего периода (в рамках изученного), приводить соответствующие примеры;
объяснять причины появления новых фразеологизмов, характеризовать основные тенденции в развитии фразеологии коми языка новейшего периода, определять значения новых фразеологизмов, характеризовать их с точки зрения происхождения (на отдельных примерах, в рамках изученного), принадлежности к определенному тематическому разряду, особенностей употребления;
иметь представление об активных процессах в грамматике коми языка;
иметь представление об изменениях синтаксических норм современного коми литературного языка, современных вариантах синтаксической нормы;
анализировать и сопоставлять варианты форм, связанные с глагольным управлением, координацией сказуемого с подлежащим;
обосновывать постановку знаков пунктуации, иметь представление о факультативных знаках препинания, анализировать примеры использования факультативных и альтернативных знаков препинания в текстах;
иметь представление о специфике устной и письменной речи в сфере профессионально-делового общения;
характеризовать основные виды делового общения (в рамках изученного);
анализировать речевое поведение человека, участвующего в деловой беседе, телефонных деловых разговорах с учетом речевой ситуации, с позиции требований к речевому этикету делового общения, делать выводы об особенностях эффективного делового речевого взаимодействия;
характеризовать языковые особенности, функции, виды делового письма (в рамках изученного);
анализировать деловое письмо как текст официально-делового стиля; создавать текст делового письма в соответствии с целью, речевой ситуацией и стилистическими нормами официально-делового стиля (в рамках изученного);
характеризовать особенности учебно-научного общения, анализировать речевое поведение человека, участвующего в учебно-научном общении, с учетом речевой ситуации, норм научного стиля, требований к речевому этикету учебно-научного общения;
самостоятельно составлять учебно-научные тексты;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении на учебно-научные темы;
понимать особенности употребления языковых средств в учебно-научных текстах;
анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения уместного использования языковых средств в соответствии с условиями и сферой общения; создавать монологические и диалогические высказывания с учетом особенностей делового и учебно-научного общения;
осознавать и характеризовать речевую агрессию как нарушение экологии языка, анализировать речевое поведение человека в ситуации противостояния речевой агрессии;
использовать толковый словарь, словари синонимов, антонимов, орфографические словари, справочники по грамматике и пунктуации коми языка;
иметь представление о прецедентных текстах как средстве культурной связи поколений, распознавать прецедентные тексты, высказывания, ситуации, имена, характеризовать их место в культурном наследии;
характеризовать различия в представлении информации в сплошных и несплошных текстах, выявлять роль иллюстративного материала в содержательном наполнении несплошных текстов разных видов;
распознавать тексты инструктивного типа, характеризовать их с точки зрения назначения, осуществлять информационную переработку вербальных и невербальных инструкций;
владеть приемами работы с тексами публицистического стиля, характеризовать способы выражения оценочности, диалогичности в текстах публицистического стиля;
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;
характеризовать традиции новаторства в художественных текстах, иметь представление о стилизации;
проводить лингвистический анализ прозаических и поэтических текстов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей