Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

31(1).9. Планируемые результаты освоения программы по родному (даргинскому) языку на уровне среднего общего образования

31(1).9. Планируемые результаты освоения программы по родному (даргинскому) языку на уровне среднего общего образования.

31(1).9.1. В результате изучения родного (даргинского) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;

2) патриотического воспитания:

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу;

3) духовно-нравственного воспитания:

осознание духовных ценностей российского народа;

сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов Дагестана;

4) эстетического воспитания:

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;

способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества;

готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по родному (даргинскому) языку;

5) физического воспитания:

сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;

потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;

6) трудового воспитания:

готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения родного (даргинского) языка;

интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей, переводчиков;

умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;

готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;

7) экологического воспитания:

сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;

расширение опыта деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по родному (даргинскому) языку, индивидуально и в группе.

31(1).9.2. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы по родному (даргинскому) языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;

социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учетом собственного речевого и читательского опыта.

31(1).9.3. В результате изучения родного (даргинского) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

31(1).9.3.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения;

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;

вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;

развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учетом собственного речевого и читательского опыта.

31(1).9.3.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

владеть разными видами деятельности по получению нового знания его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов;

владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;

уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем.

31(1).9.3.3. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и ее целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности.

31(1).9.3.4. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;

пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

владеть различными способами общения и взаимодействия;

аргументированно вести диалог, развернуто и логично, излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.

31(1).9.3.5. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;

делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора;

оценивать приобретенный опыт;

стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.

31(1).9.3.6. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов;

использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.

31(1).9.3.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения принятия себя и других людей как части регулятивных универсальных учебных действий:

принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

признавать свое право и право других людей на ошибки;

развивать способность видеть мир с позиции другого человека.

31(1).9.3.8. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по родному (даргинскому) языку;

проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.

31(1).9.4. Предметные результаты изучения родного (даргинского) языка. К концу 10 класса обучающийся научится:

осознавать роль родного языка в жизни общества и государства;

применять в речи формы функционирования современного даргинского языка;

осознавать взаимосвязь родного языка и родной культуры;

соблюдать условия речевого общения; выстраивать речь с учетом речевой ситуации;

осознавать роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека; понимать основные особенности устной и письменной речи, основные причины коммуникативных неудач и пути их преодоления;

осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения;

применять знания по всем видам речевой деятельности в практике;

выявлять особенности разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей;

устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка;

создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, реферат, статья; расписка, доверенность, заявление);

определять признаки текста, типы текста, тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста; выделять микротемы текста, делить его на абзацы; понимать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, средняя часть, концовка);

воспринимать на слух и понимать несложные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации;

владеть умениями осуществлять информационную переработку текста: выделять главную и второстепенную информацию в тексте; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности;

представлять сообщение на заданную тему в виде презентации; представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста;

использовать при создании собственного текста нормы построения текстов, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка, нормы составления текстов, конспекта;

оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря);

распознавать принадлежность слов к определенной лексической категории: однозначные и многозначные, общеупотребительные (нейтральные) и стилистически окрашенные слова, термины и профессионализмы, жаргонизмами, приводить примеры; различать прямое и переносное значения слова;

определять значение профессионализмов, терминов, жаргонизмов по словарю, оценивать роль общеупотребительных и стилистически окрашенных слов в тексте;

употреблять общеупотребительные и стилистически окрашенные слова, избегать лексических повторов, использовать синонимы как средство связи предложений в тексте;

проводить лексический анализ слов;

употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости;

распознавать признаки и значение фразеологизмов их особенности употребления в речи;

характеризовать звуки; понимать различие между звуком и буквой, характеризовать систему звуков;

различать особенности звуков речи;

определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении значения и формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с нормами;

делить слова на слоги и правильно их переносить с одной строки на другую;

проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

свободно использовать алфавит, составлять списки, работать со словарями, искать необходимую информацию, размещать литературу по алфавиту;

проводить фонетический анализ слов;

использовать знания по фонетике, графике и орфоэпии в практике произношения и правописания слов;

распознавать изученные орфограммы;

осознавать важность нормативного произношения для культурного человека, наблюдать за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи;

осознавать морфемику как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования;

распознавать морфемы и делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа;

характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

проводить морфемный разбор слов;

распознавать способы образования слов: особенности словообразования слов различных частей речи;

понимать способы образования слов: образование слов с помощью суффиксов, путем сложения двух основ;

применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания;

распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи;

применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи даргинском языке для решения практико-ориентированных учебных задач;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного; объяснять его роль в речи;

определять лексико-грамматические разряды имен существительных;

распознавать собственные и нарицательные; имена существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа;

определять род, число, падеж и склонение имен существительных;

использовать в письменной и устной речи имена существительные, заимствованные из русского и иностранного языков;

применять нормы правописания собственных имен существительных, сокращенных имен существительных;

находить имена существительные в предложении, обозначать синтаксические функции имени существительного;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного; объяснять его роль в речи;

распознавать качественные, притяжательные, относительные прилагательные; приводить соответствующие примеры;

понимать способы образования имен прилагательных: образование слов с помощью аффикса, путем сложения двух основ;

применять правила правописания сложных слов (раздельное, слитное, через дефис);

образовывать степени сравнения, анализировать составные формы сравнительной и превосходной степени;

применять нормы правописания имен прилагательных;

использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов;

наблюдать за особенностями использования имен прилагательных в разных стилях речи;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки имени числительного;

характеризовать особенности склонения, словообразования и синтаксических функций числительных;

различать разряды имен числительных по значению, по строению;

распознавать количественные, порядковые, собирательные имена числительные; приводить свои примеры;

изменять по падежам сложные и составные имена числительные и употреблять их в речи;

характеризовать роль имен числительных в речи, особенности употребления в научных текстах, деловой речи;

употреблять собирательные имена числительные; соблюдать нормы правописания имен числительных;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи, в публицистических и художественных текстах имена числительные (количественные, порядковые, собирательные, разделительные, приблизительные, дробные);

использовать числительные для структурирования своего высказывания, для связи частей текста, для обозначения дат, перечней;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки местоимений разных разрядов, определять их синтаксическую роль;

распознавать личные, возвратное, притяжательные, указательные, вопросительные, определительные, отрицательные, неопределенные местоимения; склонять местоимения и характеризовать особенности их склонения, словообразования, синтаксических функций, роли в речи;

соблюдать нормы правописания местоимений;

правильно употреблять местоимения в соответствии с требованиями даргинского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица - в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности);

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола; объяснять его роль в словосочетании и предложении, а также в речи;

распознавать инфинитив и личные формы глагола;

определять классные и не классные глаголы;

составлять предложения с переходными и непереходными глаголами;

соблюдать нормы правописание простых, сложных, составных глаголов;

определять тип спряжения глагола и способы образования глаголов;

изменять глаголы в форме настоящего, прошедшего и будущего времени;

определять залоги глаголов, выяснять значение каждого залога глагола, использовать залоги глаголов при составлении текста, правильно образовывать глаголы;

определять способы образования глаголов, выяснять особенности глагольного словообразования;

составлять предложения с глаголами, используя времена, формы и вид глагола;

определять вспомогательные глаголы в тексте; использовать в письменной речи сложные глаголы;

распознавать глаголы изъявительного, повелительного, сослагательного (условного), вопросительного наклонения;

использовать глаголы в форме повелительного наклонения для выражения просьбы, призыва, рекомендации;

соблюдать нормы правописание отрицательных (ахIен, -хIе, -ма) глаголов;

образовывать от глаголов масдар (глагол-существительное) с примерами;

использовать глаголы-синонимы для избежания неоправданных повторов;

определять морфологические и грамматические признаки глагола и прилагательного у причастия его синтаксическую функцию;

распознавать и объяснять образование причастий;

образовывать причастия совершенного и несовершенного вида, настоящего, прошедшего и будущего времени;

согласовывать причастий с существительным в роде, числе и падеже;

употреблять причастия с определяемыми словами; соблюдать видовременную соотнесенность причастий с формой глагола-сказуемого; правильный порядок слов в предложениях с причастными оборотами и в причастном обороте;

наблюдать за особенностями употребления причастий в различных функциональных стилях и языке художественной литературы и анализировать их;

использовать причастия в тексте в речи;

распознавать деепричастия, определять их значение, морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении;

объяснять образование деепричастий, находить деепричастие и деепричастный оборот в предложениях;

различать деепричастие и причастие, деепричастие и наречие;

расставлять знаки препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах, правильно образовывать предложение с деепричастными оборотами, интонировать их;

составлять простые предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами;

правильно записывать деепричастия, исправлять ошибки в употреблении и правописании деепричастий, использовать их в тексте в речи;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические функции наречий;

различать разряды наречий по значению; характеризовать особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в речи;

соблюдать нормы правописания наречий, образованных от существительных, прилагательных, числительных;

склонять наречия по местным падежам и характеризовать особенности склонения;

производить морфологический разбор наречия;

употреблять имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, прилагательные, причастия, деепричастия и наречия с учетом стилистических норм современного даргинского языка;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи служебные части речи (послелоги, союзы, частицы, модальные слова, междометия, звукоподражательные слова);

давать общую характеристику служебных частей речи; объяснять их отличия от самостоятельных частей речи;

распознавать послелоги, определять их по значению и роли в предложении, отличать послелоги от других служебных частей речи;

определять разряды послелогов по строению;

образовывать послелоги от наречий, от существительных;

соблюдать нормы правописания послелогов;

использовать послелоги для усиления выразительности речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями;

осуществлять морфологический разбор послелога;

характеризовать союз как служебную часть речи; различать разряды союзов по значению, по строению; объяснять роль союзов в тексте, в том числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного предложения;

употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями;

соблюдать нормы правописания союзов, постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях, постановки знаков препинания в предложениях с союзами;

проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в речевой практике;

характеризовать частицу как служебную часть речи; различать разряды частиц по значению, по составу; объяснять роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола;

понимать интонационные особенности предложений с частицами;

употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской; соблюдать нормы правописания частиц;

характеризовать модальные слова как особую группу слов, различать группы модальных слов по значению; объяснять роль модальных слов в речи; характеризовать особенности модальных слов и их употребление в разговорной речи, в художественной литературе;

проводить морфологический разбор частиц;

характеризовать междометия как особую группу слов, различать группы междометий по значению; объяснять роль междометий в речи; характеризовать особенности звукоподражательных слов и их употребление в разговорной речи, в художественной литературе;

соблюдать пунктуационные нормы оформления предложений с междометиями;

проводить морфологический разбор междометий.

31(1).9.5. Предметные результаты изучения родного (даргинского) языка. К концу 11 класса обучающийся научится:

определять объект изучения и предмет синтаксиса;

распознавать виды связи слов в предложении (сочинительная связь, подчинительная связь), указывать типы синтаксической связи слов в предложении (согласование, управление, примыкание);

характеризовать интонационные и смысловые особенности предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, определять языковые формы выражения побуждения в побудительных предложениях;

распознавать предложения по наличию главных и второстепенных членов, полные и неполные (понимать особенности употребления неполных предложений в диалогической речи, соблюдения в устной речи интонации неполного предложения);

выделять главные члены предложения, анализировать порядок слов в предложении в даргинском и русском языках;

определять виды сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное) и способы его выражения;

применять привила постановки знака тире между подлежащим и сказуемым; опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

выделять второстепенные члены предложения, указывать однородные и неоднородные члены, анализировать их функциональную особенность, использовать второстепенные члены предложения в речи в соответствии с их функциями;

определять структурные и функциональные особенности односоставных и двусоставных предложений, нераспространенных и распространенных предложений, использовать их в устной и письменной речи для достижения коммуникативных целей;

выявлять в тексте простые и сложные предложения, определять их различия;

характеризовать основные признаки сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, выявлять в тексте их типы; распознавать в тексте сложные синтаксические конструкции, понимать коммуникативную функцию данных конструкций;

определять структурную и коммуникативную особенности прямой и косвенной речи и правильно использовать их в устной и письменной речи;

применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами; нормы постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах;

различать функции знаков препинания.

(п. 31(1) введен Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171)