108.6. Содержание обучения в 10 классе
108.6.1. Коммуникативные умения.
Развитие умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи.
Повседневная жизнь семьи. Межличностные отношения в семье, с друзьями и знакомыми.
Внешность и характеристика человека, литературного персонажа.
Здоровый образ жизни и забота о здоровье: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, посещение врача.
Школьное образование, школьная жизнь. Переписка с зарубежными сверстниками. Взаимоотношения в школе.
Современный мир профессий. Проблемы выбора профессии: возможности продолжения образования в высшей школе, в колледже, выбор рабочей специальности. Роль иностранного языка в планах на будущее.
Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи: чтение, кино, театр, музыка, музеи, Интернет, компьютерные игры.
Роль спорта в современной жизни.
Путешествия по России и зарубежным странам. Виды отдыха.
Проблемы экологии. Защита окружающей среды.
Технический прогресс: перспективы и последствия. Современные средства связи.
Родная страна и страна/страны изучаемого языка: географическое положение, столицы и крупные города, регионы; система образования, достопримечательности, культурные особенности (национальные и популярные праздники, традиции, обычаи).
Выдающиеся люди родной страны и страны/стран изучаемого языка, их вклад в науку и мировую культуру.
108.6.2. Виды речевой деятельности.
Развитие коммуникативных умений диалогической речи на базе умений, сформированных на уровне основного общего образования, а именно умений вести разные виды диалога (диалог этикетного характера, диалог - побуждение к действию, диалог-расспрос, диалог - обмен мнениями; комбинированный диалог, включающий разные виды диалогов):
диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор, вежливо переспрашивать; выражать согласие/отказ; выражать благодарность; поздравлять с праздником, выражать пожелания и вежливо реагировать на поздравление;
диалог - побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться/не соглашаться выполнить просьбу; приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться/не соглашаться на предложение собеседника, объясняя причину своего решения;
диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов; выражать свое отношение к обсуждаемым фактам и событиям; запрашивать интересующую информацию; переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот;
диалог - обмен мнениями: выражать свою точку зрения и обосновывать ее; высказывать свое согласие/несогласие с точкой зрения собеседника, выражать сомнение; давать эмоциональную оценку обсуждаемым событиям (восхищение, удивление, радость, огорчение и другие).
Названные умения диалогической речи развиваются/совершенствуются в стандартных ситуациях неофициального и официального общения в рамках тематического содержания речи 10 класса с использованием речевых ситуаций и/или иллюстраций, фотографий, таблиц, диаграмм с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка, с использованием при необходимости уточнения и переспроса собеседника.
Объем диалога - до 7 реплик со стороны каждого собеседника.
Развитие коммуникативных умений монологической речи на базе умений, сформированных на уровне основного общего образования:
создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи: описание (предмета, местности, внешности и одежды человека), характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа); повествование/сообщение; рассуждение;
пересказ основного содержания прочитанного/прослушанного текста с выражением своего отношения к событиям и фактам, изложенным в тексте;
устное представление (презентация) результатов выполненной проектной работы.
Данные умения монологической речи развиваются в рамках тематического содержания речи 10 класса с использованием ключевых слов, плана и/или иллюстраций, фотографий, таблиц, диаграмм или без использования их.
Объем монологического высказывания - 11 - 12 фраз.
Развитие коммуникативных умений аудирования на базе умений, сформированных на уровне основного общего образования: понимание на слух несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления, с использованием языковой и контекстуальной догадки, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания; с пониманием нужной/ интересующей/запрашиваемой информации.
Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему/идею и главные факты/события в воспринимаемом на слух тексте, отделять главную информацию от второстепенной, прогнозировать содержание текста по началу сообщения; игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания.
Аудирование с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации предполагает умение выделять данную информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в воспринимаемом на слух тексте.
Тексты для аудирования: диалог (беседа), интервью, высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера, объявление.
Время звучания текста/текстов для аудирования - до 2 минут.
Развитие сформированных на уровне основного общего образования умений читать про себя и понимать с использованием языковой и контекстуальной догадки аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания; с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации; с полным пониманием содержания текста.
Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умения: определять тему/основную мысль, выделять главные факты/события (опуская второстепенные); прогнозировать содержание текста по заголовку/началу текста; определять логическую последовательность главных фактов, событий; игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания.
Чтение с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации предполагает умение находить в прочитанном тексте и понимать данную информацию, представленную в эксплицитной (явной) и имплицитной (неявной) форме; оценивать найденную информацию с точки зрения ее значимости для решения коммуникативной задачи.
В ходе чтения с полным пониманием аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления, формируются и развиваются умения полно и точно понимать текст на основе его информационной переработки (смыслового и структурного анализа отдельных частей текста, выборочного перевода); устанавливать причинно-следственную взаимосвязь изложенных в тексте фактов и событий.
Чтение несплошных текстов (таблиц, диаграмм, графиков и другие) и понимание представленной в них информации.
Тексты для чтения: диалог (беседа), интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения, статья научно-популярного характера, сообщение информационного характера, объявление, памятка, электронное сообщение личного характера, стихотворение.
Объем текста/текстов для чтения - 400 - 600 слов.
Развитие умений письменной речи на базе умений, сформированных на уровне основного общего образования:
заполнение анкет и формуляров в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка;
написание резюме (CV) с сообщением основных сведений о себе в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка;
написание электронного сообщения личного характера в соответствии с нормами неофициального общения, принятыми в стране/странах изучаемого языка. Объем сообщения - до 120 слов;
создание небольшого письменного высказывания (рассказа, сочинения и другие) с использованием образца, плана, иллюстраций, таблиц, диаграмм и/или прочитанного/прослушанного текста. Объем письменного высказывания - до 140 слов;
заполнение таблицы: краткая фиксация содержания прочитанного/прослушанного текста или дополнение информации в таблице;
письменное предоставление результатов выполненной проектной работы, в том числе в форме презентации. Объем - до 140 слов.
108.6.3. Языковые знания и навыки.
108.6.3.1. Фонетическая сторона речи.
Различение на слух (без ошибок, ведущих к сбою в коммуникации), произношение слов с соблюдением правильного ударения и фраз/предложений с соблюдением основных ритмико-интонационных особенностей, в том числе правил и liaison внутри ритмических групп.
Чтение вслух аутентичных текстов, построенных в основном на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрирующее понимание текста.
Тексты для чтения вслух: сообщение информационного характера, отрывок из статьи научно-популярного характера, рассказ, диалог (беседа), интервью.
Объем текста для чтения вслух - до 120 слов.
108.6.3.2. Орфография и пунктуация.
Правильное написание изученных слов.
Правильная расстановка знаков препинания в письменных высказываниях: запятой при перечислении, обращении и при выделении вводных слов; апострофа; точки, вопросительного, восклицательного знака в конце предложения, отсутствие точки после заголовка.
Пунктуационно правильное оформление электронного сообщения личного характера в соответствии с нормами речевого этикета, принятыми в стране/странах изучаемого языка: постановка запятой после обращения и завершающей фразы; точки после выражения надежды на дальнейший контакт; отсутствие точки после подписи.
108.6.3.3. Лексическая сторона речи.
Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, в том числе многозначных; словосочетаний; речевых клише; средств логической связи), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи 10 класса, с соблюдением существующей во французском языке нормы лексической сочетаемости.
Объем - 1100 лексических единиц для продуктивного использования (включая 900 лексических единиц, изученных ранее) и 1300 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 1100 лексических единиц продуктивного минимума).
Основные способы словообразования:
глаголов при помощи префиксов -/des-/dis-, re-/-/r-/res-, en-/em-, -, a-;
имен существительных при помощи префиксов in-, im-, il-, ir-, - и суффиксов -ence/-ance, -esse, -ure, -issement, -age, -issage, -er/-, -eur/-euse, -ien/-ienne, -aire, -erie, -ette, -ique, -iste, -isme, -tion/-ation/-ion, -oir/-oire, -, -ude, -aison, -esse, -ure, -ment, -ise, -age;
имен прилагательных при помощи префиксов in-, im-, il-, ir-, -, inter и суффиксов -el/-elle, -al/-ale, -eux/-euse, -ien/-ienne, -ain/-aine, -ais/-ise, -ois/-oise, -ile, -il/-ille, -able/-ible, -atif/-ative, -ique, -ant;
наречий при помощи префиксов in-/im- и суффиксов -ment, -emment/-amment;
числительных при помощи суффиксов -ier/-, -;
сложных существительных путем соединения основ существительных ();
сложных существительных путем соединения основы прилагательного с основой существительного ();
сложных существительных путем соединения основы/основ существительного с предлогом (, sous-sol);
сложных существительных путем соединения основы глагола с местоимением (rendez-vous);
сложных существительных путем соединения наречия с основой глагола (couche-tard);
сложных существительных путем соединения существительного с основой глагола (passe-temps);
имен существительных от неопределенной формы глаголов (lever - un lever, - un );
имен существительных от имен прилагательных (rouge - un rouge , petit - c'est mon petit);
имен прилагательных от имен существительных (une orange - les gants orange, le - une ).
Синонимы. Антонимы. Интернациональные слова. Сокращения и аббревиатуры.
Различные средства связи для обеспечения целостности и логичности устного/письменного высказывания.
108.6.3.4. Грамматическая сторона речи.
Распознавание в письменном и звучащем тексте и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций французского языка.
Различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (утвердительные, отрицательные), вопросительные (общий, специальный, альтернативный вопросы с прямым порядком слов и инверсией, вопросительным прилагательным quel/quels/quelle/quelles, с вопросительным наречием comment), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме).
Предложения простые нераспространенные, в том числе с оборотами c'est и ce sont, и распространенные, в том числе с несколькими обстоятельствами.
Предложения с неопределенно-личным местоимением on.
Сложносочиненные предложения с союзами et, mais, ou.
Сложноподчиненные предложения с подчинительными союзами si, que, quand, parce que, puisque, car, comme.
Основные временные формы изъявительного наклонения , futur simple, , , futur , imparfait, plus-que-parfait.
Временная форма изъявительного наклонения futur simple в сложноподчиненном предложении для выражения гипотезы при наличии реального условия.
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в косвенной речи в настоящем и прошедшем времени; согласование времен в рамках сложного предложения.
Косвенная речь в настоящем и прошедшем времени (в утвердительных и отрицательных повествовательных предложениях).
Средства текстовой связи для обеспечения целостности текста.
Глаголы в повелительном наклонении, в том числе образующие нерегулярные формы (, avoir, savoir).
Временная форма условного наклонения conditionnel в независимом предложении для выражения пожелания, предложения, вежливого вопроса и долженствования и в сложноподчиненном предложении с обстоятельственным придаточным условия для выражения гипотезы при наличии нереального условия.
Временная форма условного наклонения conditionnel .
Временная форма subjonctif правильных и неправильных глаголов.
Наиболее частотные глаголы и безличные конструкции, требующие употребления subjonctif, дифференциация между ними и "объективными" глаголами и глагольными конструкциями (affirmer, constater и другие; il est certain, il est , il est и другие).
Глаголы в страдательном залоге forme passive с предлогами par и de, используемыми в страдательном залоге.
Неличные формы глагола (infinitif, , participe , participe ).
Имена существительные и имена прилагательные в единственном и множественном числе, образованные по правилу, и исключения.
Определенный, неопределенный, нулевой, частичный, слитный артикли.
Указательные и притяжательные прилагательные.
Имена прилагательные в единственном и множественном числе, образованные по правилу, и исключения.
Имена прилагательные и наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях сравнения, образованные по правилу, и исключения.
Наречия времени и образа действия, количественные наречия.
Личные местоимения в функции прямых и косвенных дополнений; ударные и безударные формы личных местоимений.
Неопределенные местоимения on, tout, , personne, aucun(e), certain(e)(s), quelqu'un.
Простые относительные местоимения qui, que, dont, и сложные относительные местоимения lequel, lesquels, laquelle, lesquelles и их производные с предлогами и de.
Указательные местоимения celui/celle/ceux.
Притяжательные местоимения le mien/la mienne/les miens/les miennes и другие.
Количественные и порядковые числительные, числительные для обозначения дат и больших чисел (100 - 1 000 000).
Предлоги места, времени, направления.
108.6.4. Социокультурные знания и умения.
Осуществление межличностного и межкультурного общения с использованием знаний о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка и основных социокультурных элементов речевого поведенческого этикета во франкоязычной среде в рамках тематического содержания 10 класса.
Знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики и реалий родной страны и страны/стран изучаемого языка при изучении тем: система образования, страницы истории, национальные и популярные праздники, проведение досуга, этикетные особенности общения и другие.
Владение основными сведениями о социокультурном портрете и культурном наследии страны/стран, говорящих на французском языке.
Понимание речевых различий в ситуациях официального и неофициального общения в рамках тематического содержания речи и использование лексико-грамматических средств с их учетом.
Развитие умения представлять родную страну/малую родину и страну/страны изучаемого языка (культурные явления и события; достопримечательности; выдающиеся люди: государственные деятели, ученые, писатели, поэты, художники, спортсмены, актеры и другие).
108.6.5. Компенсаторные умения.
Овладение компенсаторными умениями, позволяющими в случае сбоя коммуникации, а также в условиях дефицита языковых средств использовать различные приемы переработки информации: при говорении - переспрос; при говорении и письме - описание/перифраз/толкование; при чтении и аудировании - языковую и контекстуальную догадку.
Развитие умения игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного/прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей