Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

79.6. Содержание обучения в 10 классе

79.6. Содержание обучения в 10 классе.

79.6.1. Введение.

Марийская литература как составная часть литератур народов России.

Понятие о художественной литературе. Ее особенности как искусства слова, отличие от других видов искусства. Роль художественной литературы в жизни человека. Связь литературы с действительностью. Цели изучения литературы в 10 классе, задачи литературоведения как науки. Значение целостного изучения творческого пути писателя. Место марийской художественной литературы в общественной жизни и культуре России, взаимосвязь с литературами финно-угорских народов. Национальное своеобразие марийского словесного искусства.

79.6.2. Фольклор и художественная литература.

79.6.2.1. Устное народное творчество мари.

Устное народное творчество мари как неоценимый источник в изучении мировоззрения, истории, социальной организации общества, культуры, особенностей экономики, политики, религии, народной педагогики. Способы создания и бытования фольклорных произведений. Устно-поэтический эпос мари. Воплощение в образе легендарных богатырей Онара, Чоткара, Чумбылата национального характера. Понятие фантастического в повествованиях. Событийность. Поучительность и назидательность в легендах. Легенда "Марий 00000672.wmz Ирга" ("Дочь мари Ирга").

Свод устного народного творчества мари. Сборники Г.Л. Леонтьева (Икумарий) "Марий калыкын туштыжо" ("Загадки марийского народа") (1908) и "Марла муро, тушто да йомак-влак" ("Марийские песни, загадки и сказки" (1909), А.А. Аптриева "Сборник черемисских песен, записанных в разных селениях Бирского и Сарапульского уездов в 1905 - 1907 годах" (1908 г.); В.М. Васильева "Марий калыкын мурыжо, туштыжо да йомакше" ("Песни, загадки и сказки марийского народа" (1908). Поэтика народных песен: сюжет и композиция. Сказка Т.С. Семенова "Кузе марий иям ондален" ("Как мариец обманул черта") (1896 г.). Зарождение жанров марийской литературы из поэтики устного народного творчества.

Изучаемые произведения. Мифы "Юмо кузе мландым ыштен" ("Как Бог сотворил землю"), "Кузе Юмо илышым ыштен" ("Как Бог сотворил жизнь"), "Айдеме кузе лийын" ("Как произошел человек"). "Юмо ден апшат" ("Юмо и кузнец"). Легенда "Марий 00000673.png Ирга" ("Дочь мари Ирга").

79.6.2.2. Роль просветителей в становлении марийской литературы. Г.

Создание письменности народов Поволжья в эпоху христианизации. Вениамин Пуцек-Григорович и его "Сочинения, принадлежащие к грамматике марийского языка". Письменные памятники второй половины XVIII века - стихотворения и оды. Миссионерство и его значение в появлении письменных памятников на марийском языке в начале XIX века. Роль Казанской инородческой учительской семинарии и двуклассных инородческих школ (Уньжинской, Кукаркинской) в подготовке марийских кадров. Педагогическая система Николая Ивановича Ильминского. Первые марийские просветители. Издание марийских книг, букварей во второй половине XIX века.

Деятельность марийской интеллигенции в период Первой русской революции 1905 - 1907 годов, ее демократические общественные настроения и устремления, желание способствовать духовному пробуждению родного народа. Составление и издание первых марийских календарей "Марла календарь" ("Марийский календарь") (1907 - 1913 гг.), их роль в становлении марийской литературы.

Павел Петрович Глезденев и Валериан Михайлович Васильев. Педагогические идеи просветителей по проблемам обучения на родном (марийском) языке, заложенные в первоначальных книгах-букварях "00000674.png марла книга" ("Первоначальная марийская книга") (1907 г.) на луговом и восточном наречиях марийского языка и хрестоматии для чтения "Вес марла книга" ("Вторая марийская книга") (1907 г.). Сборник В.М. Васильева "Марла ойлымаш-влак" ("Марийские рассказы") (1909 г.) и его басни "Поян 00000675.png" ("Богатый зять"), "Пырыс ден шыл" ("Кот и мясо"), "Пырыс ден коля" ("Кот и мышь"), "Йыдал" ("Лапоть"). Возвеличивание в них могущества знаний, призыв к чтению и следовать в жизни добрым советам ученых людей. "Кумшо марла книга" ("Третья книга для чтения") С.Г. Чавайна и В.И. Ипатова. Зарождение марийской детской литературы.

Творческая деятельность Г. Эвайна (Г.Г. Кармазина). Его поэма-сказка "Вуверкува" ("Ведьма"), написанная по мотивам сказки "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина. Отражение в ней марийской действительности.

П.П. Ерусланов. Методическая система марийского просветителя по обучению родным языкам детей разных национальностей. Переводные рассказы К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого, опубликованные в его учебнике "Первая учебная книжка для совместного обучения черемис и русских".

79.6.3. Формирование марийского профессионального художественного творчества.

79.6.3.1. Марийская литература начала XX века. Литературно-эстетические поиски в художественном творчестве.

Культурно-общественная и литературная ситуация в начале XX века. Революция 1905 - 1907 годов. Истоки и духовные корни марийской литературы. Роль религиозной, краеведческой и этнографической литературы в создании марийской литературы. Патриотический пафос, связь литературы с фольклором. Тяготение к традициям русской литературы, к национальной и общечеловеческой тематике, акцентированию уникальности бытия человека (экзистенциальные мотивы). Опора основоположников марийской литературы на историю и традицию родного народа. Зарождение литературных жанров. Баллады Ф.Ф. Егорова "Элнет 00000676.png" ("Илетский бор"), Т.Е. Ефремова "00000677.png Тотара" ("Гусляр Тотара") и "Кок Онар" ("Два Онара").

79.6.3.2. Творчество С.Г. Чавайна дооктябрьского периода (до 1917 года).

Разносторонняя творческая одаренность основоположника марийской литературы: поэт, прозаик, драматург, соавтор учебной хрестоматии "Кумшо марла книга" ("Третья книга для чтения на луговом наречии черемисского языка"). Литературное осмысление фольклора. Философские проблемы, поднятые в стихотворении "Ото" ("Роща"). Личность и общество, неволя и свобода, добро и зло, гуманизм, соотношение материальных и духовных ценностей в произведениях "Молан мые шочынам" ("Зачем я рожден"), "Юмо дечын ю патыр" ("Знание сильнее бога"), "Шочмо мландым шонымо" ("Думы о Родине"), "Шылше" ("Беглец"), "Йорло 00000678.png ватыже" ("Жена бедняка"). Отражение героического прошлого народа, воспевание его духовной красоты и призыв хранить и преумножать национальные традиции в произведениях "Тумо" ("Дуб"), "Чоткар патыр" ("Богатырь Чоткар"), "Патыр-влак" ("Богатыри"), "Йыланда". Рисующие сезонные картины природы и жизнь человека в природе, а также привычный крестьянский труд на земле лирические этюды: "Теле" ("Зима"), "Шыже" ("Осень"), "00000679.png" ("Лето"), "Шошым" ("Весной"), "Памаш" ("Родник"), "Шудо" ("Сенокос"), "Паша" ("Труд"). Эстетические идеалы в отображении марийского национального характера. Раздумья писателя о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. Творческий метод С.Г. Чавайна. Сочетание реализма и романтизма в рассказе "Шылше" ("Беглец"), реалистические тенденции в комедии "Кайыклудо" ("Дикая утка").

Изучаемые произведения. Стихотворения "Кугезе кочай" ("Мои предки"), "Кугу тумо" ("Могучий дуб"), "Патыр-влак" ("Богатыри"), "Молан мые шочынам" ("Зачем я рожден"), "Юмо дечын ю патыр" ("Знание сильнее бога"), "Йорло 00000680.png ватыже" ("Жена бедняка"), "Шочмо мландым шонымо" ("Дума о родине"), легенда "Чоткар патыр" ("Богатырь Чоткар"); рассказы "Йыланда", "Шылше" ("Беглец").

79.6.3.3. Творческая деятельность Н.С. Мухина и Г. Микая (Михаил Степанович Герасимов) в начале XX века.

Тематика и идейное содержание творчества поэтов. Приемы аллегории, олицетворения в произведениях поэтов. Воздействие традиций народной поэзии и русской классической литературы на их творчество.

Изучаемые произведения. Н.С. Мухин. "Шошо" ("Весна"), "00000681.png" ("Лето"), "Пудыргышо салтак" ("Раненый солдат"), "Ойго 00000682.png ойго" ("Горе за горем"), "Нимодымын мурыжо" ("Песня бобыля").

Г. Микай. "Рестан" ("Арестант"), 00000683.png ("Век"), "Илыш ой" ("Смысл жизни"), "Илыш корно" ("Жизненный путь"), "Эр кече" ("Утреннее солнце"), "Шем пыл" ("Черные тучи").

79.6.4. Советский период развития марийской литературы.

79.6.4.1. Марийская литература в 1917 - 1920-е годы.

Революция 1917 года в двойственном восприятии марийской интеллигенции. Возникновение массовой печати на марийском языке и развитие марийской литературы. Литературные произведения на страницах первых марийских газет и журналов: 00000684.png ("Заря"), "Йошкар кече" ("Красный день"), "У илыш" ("Новая жизнь") (1922 - 1927), "Арлан ден кестен" ("Крот и кистень") (1925 - 1927), "Туныктымо паша" ("Педагогическое дело") (1927 - 1931) и "У вий" ("Новая сила"). Вливание в литературу новой, свежей силы: М. Шкетан (Яков Павлович Майоров), О. Шабдар (Иосиф Архипович Шабдаров), И. Ломберский (Илья Михайлович Токмурзин), М. Иванов-Батрак (Михаил Максимович Иванов), П. Ланов (Петр Ильич Лашманов), М.А. Аюпова и другие. Основная тематика литературы этого периода - разрушение старого и рождение нового мира, прославление революции, гражданская война, противостояние старым традициям.

Ведущая роль поэзии. Отражение в ней жизнеутверждающей силы, гражданственности, глубокого оптимизма и веры в светлое будущее. Сочетание национально-фольклорных традиций и опыта русской поэзии в творчестве марийских поэтов (С.Г. Чавайн, Н.С. Мухин, Н.В. Игнатьев, Г. Микай, С.С. Сайпетдинова и другие). Зарождение жанра поэмы: Н.С. Мухин "Илышын

00000685.png

00000686.png

00000687.png

Сравнительно медленное развитие прозы по отношению к поэзии и драматургии, художественно-документальный, публицистический характер. Стремление к исторической конкретности, фактической достоверности и этнографизму. Преобладание в произведениях марийских авторов тесно связанных с общественными проблемами семейно-бытовых вопросов. Критика отсталого быта, борьба с темнотой и невежеством, тяжелая доля марийской женщины (М. Шкетан "Юмын языкше" ("Божьи грехи"), "Чодыра 00000688.png" ("В лесной глуши"), "Вакш агур" ("Мельничный омут"). Зарождение жанра повести (С.Г. Чавайн "Дезертир-влак" ("Дезертиры"), О. Шабдар (Иосиф Архипович Шабдаров) "Акырсаман" ("Гибель мира").

Значение устного народного творчества, русской литературы и литературы народов России в становлении и развитии марийской литературы.

Зарождение марийской литературной критики: В. Сави "Первые шаги марийской литературы", "Марийская литература в 1917 году", "С. Чавайн ден Н.С. Мухин" ("С.Г. Чавайн и Н.С. Мухин").

79.6.4.2. Жизненный и творческий путь самобытного драматурга-просветителя А.Ф. Конакова.

Основные темы его драматических произведений: отражение противоречий старой патриархальной деревни, раскрытие социальных корней деспотизма и тирании в семье, идеи гуманизма и просветительства в пьесах "Поран" ("Буран"), "Тулык 00000689.png" ("Сиротка"), "Кунавий" ("Кунавий"); история народа: "Ику" ("Ику"); призыв к созиданию новой, социалистической культуры: "Илыш ваштареш" ("Против жизни"), "Инспектор". Стремление драматурга обрисовать жизненные явления с реалистических позиций через преодоление бытовизма, сентиментализма, натурализма. Опора на художественно-эстетическое, духовно-нравственное и национально-философское мировосприятие народа. Следование мотивам и идеям русских писателей и драматургов (Н.М. Карамзина, А.Н. Островского), адаптирование сюжетов их произведений марийской действительности.

Роль А.Ф. Конакова в истории марийской драматургии.

79.6.4.3. Марийская литература в 1930-е годы.

Социально-политическая ситуация в стране: процессы индустриализации и коллективизации. Образование Марийской ассоциации пролетарских писателей (МАПП) (1930). Марийская литература в условиях идеологического диктата государства.

Существование двух течений в литературе: защита свободы творчества, его многообразия; стремление к нормативной эстетике, попытки управления литературой, преобладание этой тенденции к началу 1930-х годов. Противоречивое отношение к литературному наследию дооктябрьского периода. Первый всесоюзный съезд советских писателей (1934 г.). Обоснование концепции социалистического реализма как основного, ведущего художественного метода в литературе. Принципы партийности и народности художественного творчества.

Организация Марийского областного отделения Союза писателей СССР (1934). Начало нового творческого взлета марийской литературы, ее успешное развитие в 1930 - 1937 годах. Вливание в литературу нового поколения талантливых писателей: Я. Ялкайн (Яныш Ялкаевич Ялкаев), Ш. Булат (Шаймурат Минлигалиевич Булатов), Н. Лекайн (Никандр Сергеевич Еремеев), И. Олык (Ипатий Степанович Степанов), Иыван Кырля (Кирилл Иванович Иванов), Ал. Эрыкан (Алексей Николаевич Семенов), С. Николаев (Сергей Николаевич Николаев), П. Першут (Петр Григорьевич Першуткин), М. Казаков (Николай Иванович Казаков), В. Элмар (Василий Сергеевич Козырев), А. Мичурин-Азмекей (Александр Степанович Ятманов), Г. Ефруш (Георгий Захарович Ефремов), И. Осмин (Иван Иванович Логинов), В. Чалай (Василий Федорович Чегаев), А. Бик (Анатолий Иванович Бикмурзин) и другие. Освоение марийскими писателями эпических форм и жанров в поэзии, прозе и драматургии. Интерес к современной жизни, поэзии коллективного труда, утверждение нового, передового начала, рождающегося и развивающегося в борьбе со старым. Стремление к отображению значимых событий из жизни родного народа, к глубокому осмыслению его судеб в переломные моменты истории.

00000690.png

00000691.png

Коренные изменения в марийской поэзии. Отражение в ней героики коллективного труда, энтузиазма советских людей. Органичное вплетение в произведениях марийских поэтов пафосной публицистики, ораторской речи, народной песни и исторического документа. Расширение тематики и углубление лиризма, развитие любовной и пейзажной лирики. Философские размышления о вечных темах (жизни, счастье, бытие, смерти). Тема поэта и поэзии в лирике марийских поэтов. Возникновение классических поэтических форм (сонет, октава, терцина, триолет). Развитие жанров баллады (Е. Содорон (Ефрем Сидорович Сидоров) "Аваж ден эргыже" ("Мать и сын"); А. Бик "Изак-шоляк нерген баллада" ("Баллада о братьях") и другие) и поэмы, повести и романа в стихах (С.Г. Чавайн 00000692.png ("Девушки"); О. Шабдар "Трактор"; И. Олык "Яндиар" ("Яндиар"), "Янай - Аргемблатын эргыже" ("Янай - сын Аргемблата"), "Актуган" ("Актуган"), "Илыш" ("Жизнь"); Я. Ялкайн "Эрге" ("Сын"), М. Казаков "Марий АССР" ("Марийская АССР"). Усиленное внимание к поэтике устного народного творчества.

Поэма С.Г. Чавайна, О. Шабдара и И. Олыка "Чоткар патыр мур" ("Песнь о Чоткаре") как яркое выражение достижений и недостатков марийской поэзии 1930-х годов.

Стремление преодолеть натуралистических тенденций в прозе, декларативности и сухого риторизма в поэзии.

Обогащение марийской драматургии новыми жанровыми формами. Поворот от патриархально-бытовых проблем к социальным, общественным конфликтам своего времени, проникновение во внутренний мир человека, индивидуализация характера. Связь драматургии с национальным театром. Роль С. Чавайна и М. Шкетана в развитии марийской драматургии. "Салика" С.Н. Николаева.

Литературоведение и литературная критика. Исследования В. Сави, О. Шабдара, Я. Ялкайна, П.К. Карпова в области художественной литературы. Сильные и слабые стороны их исследований.

Идейно-эстетическое размежевание писателей. Произвол и жестокие репрессии, связанные с культом личности, уничтожение марийской писательской организации. Трагедия марийской литературы в период наивысшего ее расцвета.

79.6.4.4. С.Г. Чавайн (Сергей Григорьевич Григорьев).

Жизненный и творческий путь писателя в 1920 - 1930-ые годы (обзор).

Драматическая повесть "Ямблат 00000693.png" ("Ямблатов мост"). Сюжетно-композиционная основа произведения. Прославление традиции героической освободительной борьбы марийского народа за свою независимость. Образ Ямблата. Сентиментально-романтическая идеализация прошлого. Символический образ моста как напоминание будущему поколению о героической борьбе народа за свою свободу и независимость.

Роман "Элнет" ("Элнет"). История создания и публикации произведения. Проблематика, композиционное и художественное своеобразие, автобиографическая основа произведения. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Образ главного героя - Григория Петровича Веткана. Женские образы в романе. Народ и интеллигенция. Национальные особенности характера. Художественная роль фольклорного материала в произведении. Мастерство писателя в прослеживании процесса становления человеческой личности.

Общечеловеческое и национальное в произведениях С.Г. Чавайна.

Место писателя в марийском литературном процессе.

Для чтения и изучения. Роман "Элнет" ("Элнет").

00000694.png

79.6.4.5. М. Шкетан (Яков Павлович Майоров).

Жизненный и творческий путь писателя (с обобщением ранее изученного).

Социально-психологическая драма "Сардай" ("Сардай") как значительное явление в марийской драматургии 1920-х годов. Тема и проблематика произведения. Интерес к человеку, пристальное внимание к его внутреннему миру, психологии.

Образ Сардая. Сложность и противоречивость характера героя. Процесс моральной и социальной деградации человека под влиянием страсти к стяжательству. Художественные приемы и средства для отображения внутреннего мира, психологической коллизии персонажа. Мастерство автора в создании социально-психологического образа. Следование традициям русского реализма, мотивам и идеям русских писателей и драматургов, в частности, М. Горького. Актуальность драмы М. Шкетана в наше время.

"00000695.png" ("Эренгер") - многогранный, социально-психологический роман как новый этап в творчестве М. Шкетана и в целом в марийской литературе 1930-ых годов. Реалистическое отображение истории марийской деревни периода новой экономической политики Советского государства в первой половине 1920-ых годов во всем ее многообразии и противоречии.

Создание автором ярких, характерных, живых и запоминающихся образов, индивидуализация их черт. Образ Эвай Петра (Петра Эваева). Противоречивость его характера. Типизация и индивидуализация характера главного героя разнообразными художественными приемами.

Типология героев. Психологизм романа, мастерство писателя в раскрытии своеобразия мировоззрения и внутреннего мира персонажей романа.

Художественное своеобразие произведения. Опора писателя на лучшие творческие традиции выдающихся русских писателей М. Горького, А. Серафимовича, Д. Фурманова, А. Фадеева и других.

Роман "00000696.png" ("Эренгер") в оценке критиков и литературоведов.

Роль М. Шкетана в становлении и развитии марийской литературы.

Для чтения и изучения. Драма "Сардай" ("Сардай"), роман "00000697.png" ("Эренгер").

Для самостоятельного чтения. Драма "Ачийжат-авийжат" ("Эх, родители"), юмористические рассказы "Председательын пондашыже" ("Борода председателя"), "Патай Сопром" ("Патай Сопром").

79.6.4.6. Н. Игнатьев (Никон Васильевич Игнатьев).

Жизненный и творческий путь писателя (с обобщением ранее изученного).

"Савик" ("Савик") - социально-сатирический роман. Обличительный пафос произведения. Картины жестокой эксплуатации трудового народа царскими чиновниками, стяжательства и цинизма представителей духовенства. Соотнесенность художественного мира произведения с действительностью, с жизненной позицией и мировоззрением автора.

Савик - типичный герой из народа, защитник угнетенных и обездоленных людей, воплощающий в себе народную мудрость, его неисчерпаемую энергию, веселье. Проявление в его образе общей и особенной, социальной и национальной черт характера.

Язык произведения. Острая сатира, юмор и сарказм как средства художественного приема. Новаторство писателя и его опора на традиции мировой и русской классической литературы при создании жанра авантюрно-приключенческого романа.

Для чтения и изучения. Роман "Савик" ("Савик").

Для самостоятельного чтения. Роман "Вурс мардеж" ("Стальной ветер").

79.6.4.7. Олык Ипай (Ипатий Степанович Степанов).

Жизненный и творческий путь поэта-новатора.

Жанрово-тематическое богатство поэзии И. Олыка. Актуальность тематики произведений, классическое совершенство стихов, живая образность и глубокая эмоциональность поэзии И. Олыка. Реалистические и романтические тенденции в творчестве поэта. Гражданское мировоззрение лирического героя. Любовная лирика поэта. Яркие самобытные образы. Роль тропов в художественной системе И. Олыка.

Разработка силлабо-тонического стихосложения для национальной поэзии, введение классических форм (сонеты, октава, триолеты, терцины, газели) и трехстопных размеров стиха (дактиль, анапест, амфибрахий) в марийскую поэзию.

Вклад поэта в развитие жанра поэмы в марийской литературе. Использование фольклорного материала в поэмах-сказках "Айдар" ("Айдар") и "Пире" ("Волк") и в исторической поэме "Актуган" ("Актуган"). Отражение в них пробуждения сознания народа в борьбе за свою свободу. Новые веяния в поэме "Янай - Аргемблатын эргыже" ("Янай - сын Аргемблата"), в рассказах, написанных ритмической прозой, близкой к раешнику (рассказчику) из русского поэтического фольклора.

Поэма "Илыш" ("Жизнь"). Творческий замысел поэта о создании романа в стихах. Поэма "Яндиар" ("Яндиар"). Изображение реалистической картины жизни марийского народа в конце XIX - начале XX века. Прием контраста в создании образов. Лиризм произведения. Образ свирели, символизирующий талантливость, необычайную музыкальность народа, его близость к природе, его слитность с окружающей действительностью. Место драматических и трагических картин в произведении. Художественная роль картины природы. Мастерство поэта в использовании материалов устного народного творчества.

Значение творчества И. Олыка в развитии марийской литературы.

Для чтения и изучения. Поэма "Яндиар" ("Яндиар").

Для самостоятельного чтения. Стихотворения "Поэт", "Шыже кечын" ("Осенним днем"), "Аван вучымыжо" ("Ожидание матери"); поэмы "Айдар" ("Айдар"), "Янай - Аргемблатын эргыже" ("Янай - сын Аргемблата"), "Актуган" ("Актуган") - по выбору обучающихся.

79.6.4.8. Шабдар Осып (Иосиф Архипович Шабдаров).

Жизненный и творческий путь поэта, прозаика и литературоведа О. Шабдара (с обобщением ранее изученного).

"00000698.png корно" ("Доля женская") - социально-психологический роман. Основная тема и идея произведения. Мастерство писателя в правдивом изображении жизни и быта, традиции народа. Развертывание действия произведения в семейно-бытовом и социальном плане. Влияние явлений общественной жизни на характеры, психологию героев.

Образ Марины. Изображение писателем истории возрождения марийской женщины и превращение ее в значимую общественную силу в условиях переломного периода развития страны.

Стройность, чеканность художественной формы, глубокий лиризм и психологизм произведения, этнографические элементы в нем. Опора автора на богатство марийского языка, основные элементы повествования (разговорно-бытовой и лирико-патетический).

Значение творчества О. Шабдара в развитии марийской литературы и литературоведения.

Для чтения и изучения. Роман "00000699.wmz корно" ("Доля женская").

Для внеклассного чтения. Стихотворения "Кандывуй пеледыш" ("Васильки"), "Вий" ("Сила"), статья "Сергей Григорьевич Чавайн".

79.6.4.9. С. Николаев (Сергей Николаевич Николаев).

Краткий очерк жизни и творчества драматурга.

Музыкальная комедия "Салика" ("Салика") как воплощение лучших традиций марийской музыкальной драматургии. Сценическая судьба произведения. Главная проблема комедии. Наполнение драматургом традиционной фабулы оригинальными живыми характерами, воспроизведение жизненного материала яркими специфическими национальными красками и приемами. Использование приемов контраста, сатиры и юмора в создании образов. Фольклорные мотивы в образе главных героев.

Для чтения и изучения. Музыкальная комедия "Салика" ("Салика").

Для самостоятельного чтения. Драма "Айвика" ("Айвика").

79.6.4.10. Марийская литература конца 1930 - 1950-х годов.

Годы Великой Отечественной войны как новый этап в развитии марийской художественной литературы. Основные образы, мотивы и поэтика поэзии, прозы и драматургии военных лет, особенность развития основных жанров.

Поэзия как самый оперативный жанр. Выдвижение на передний план полной возвышенного пафоса, суровой патетики поэзии. Тематика и проблематика, идея поэтических произведений военного времени. Использование марийскими поэтами различных поэтических жанров и форм: стихотворения-клятвы, стихотворения-раздумья, стихотворения-послания, стихотворения в форме письма, лирические излияния души, пейзажные стихи, стихотворные фельетоны, сатирические стихотворения. Сочетание фольклорных и литературных традиций, простота и выразительность, лиризм в творчестве марийских поэтов-фронтовиков (М. Казаков, В. Рожкин (Василий Яковлевич Рожкин), С. Вишневский (Семен Алексеевич Вишневский), Н. Ильяков (Никандр Филиппович Ильяков), М. Майн (Максим Степанович Степанов), Г. Матюковский (Геннадий Иванович Матюков).

Развитие жанра эпической поэмы на основе документального материала и фольклорных традиций (М. Казаков "Герой-пулеметчик" ("Герой-пулеметчик"); И. Стрельников (Илья Николаевич Стрельников), "Рядовой йолташ" ("Товарищ рядовой"), М. Майн. "Айдеме-богатырь" ("Человек-богатырь"), И. Осмин. "Пасу патыр-влак" ("Богатыри полей"), Г. Матюковский. "00000700.png корныдон" ("Победной дорогой").

Активизация малых жанров прозы. Сближение рассказа с очерком, расширение эстетических рамок жанра рассказа. Усиление публицистического пафоса. Творчество молодых марийских писателей К. Беляева (Константин Иванович Беляев), С. Вишневского, В. Иванова (Вениамин Михайлович Иванов), А. Мичурина-Азмекея, Н. Лекайна, Н. Ильякова, Дим. Орая (Дмитрий Федорович Богословский), К. Васина (Ким Кириллович Васин) и другие. Воспевание героического подвига солдат и тружеников тыла, любовь к родине и своему народу (Н. Лекайн. "Касвелыш корно" ("Дорога на запад"); М. Большаков (Мирон Николаевич Большаков), "Сергей Суворов"; Дим. Орай "Онар калык" ("Народ-исполин").

Воспевание патриотического духа советского народа (повесть Дим. Орая "Чолга 00000701.png" ("Немеркнущая звезда"), роман Н. Лекайна "Кугу сарын тулыштыжо" ("В огне великой войны").

Возросшее внимание к исторической тематике. Повести и рассказы К. Васина "00000702.png" ("Ветлуга шумит"), "Курган" ("Курган"), "Муро апшат" ("Кузнец песен") и другие. Отражение в произведениях переломных этапов истории марийского народа, его светлых идеалов. Введение автором в структуру реалистических произведений сказочных, романтических элементов, использование национальных фольклорных элементов.

00000703.png

00000704.png

Художественные достижения в поэзии (М. Казаков, А. Бик, С. Вишневский, Г. Матюковский, И. Осмин, М. Якимов (Михаил Иванович Якимов), В. Чалай (Василий Федорович Чегаев), Н.Ф. Ильяков).

Развитие в драматургии жанров музыкальной драмы и комедии: А. Волков (Арсений Афанасьевич Волков), "Ксения" ("Ксения"), С. Николаев "У саска" ("Новые плоды"). Н. Арбан (Николай Михайлович Деревяшкин) "00000705.png 00000706.png" ("Летняя ночь").

Выход марийской поэзии и драматургии на всесоюзную арену (М. Казаков. "Поэзия - любимая подруга", А. Волков "Ксения").

Теория "бесконфликтности". Слабость марийской литературной критики. Урон марийскому литературному процессу, нанесенный культом личности Сталина.

79.6.4.11. Н. Лекайн (Никандр Сергеевич Еремеев).

Жизненный и творческий путь писателя (с обобщением ранее изученного).

Роман "Кугезе мланде" ("Земля предков") - изображение жизни марийского народа дооктябрьского (1917 г.) периода. Творческая история романа, этапы работы писателя над произведением. Тематика и проблематика, жанровое своеобразие, сюжет, композиция, система образов. Реалистическое отображение в образе Эчана извечную тягу крестьян-марийцев к труду хлебороба, их любовь к земле-кормилице, думы и чаяния трудового народа. Символический образ земли. Глубина реализма писателя.

Своеобразие языка романа. Мастерство писателя в изображении народной традиции, в использовании фольклорного материала.

Единая сюжетная основа романов Н. Лекайна "00000707.png вий" ("Железная воля"), "Кугу сарын тулыштыжо" ("В огне великой войны"), "Кугезе мланде" ("Земля предков"). Зарождение в марийской литературе трилогии.

Для чтения и изучения. Роман "Кугезе мланде" ("Земля предков").

Для самостоятельного чтения. Роман "00000708.png вий" ("Железная воля"), очерк "Калинин колхоз" ("Колхоз имени Калинина").

79.6.4.12. Н. Арбан (Николай Михайлович Деревяшкин). Жизненный и творческий путь драматурга.

Лирическая музыкальная комедия "00000709.png 00000710.png" ("Летняя ночь"). Основная проблема комедии. Рождение конфликта на фоне любовной коллизии. Наполнение драматургом традиционной фабулы оригинальными живыми характерами, воспроизведение жизненного материала яркими специфическими национальными красками и приемами.

Художественная особенность произведения. Эмоциональная направленность драматической коллизии, лирическая окрашенность персонажей, поэтичность стиля монологов и диалогов, повышенная значимость монологов в общей структуре произведения. Использование приемов контраста, сатиры и юмора в создании образов. Приемы гротеска, шаржирования, иронии. Сцены в интермедиях. Фольклорные мотивы в образе главных героев. Песня как значимый художественный элемент, ее идейная нагрузка. Близость пьесы к оперетте. Способы создания национального колорита и изображения национального характера.

Сценическая судьба музыкальной комедии (переложение в жанры оперетты и мюзикла).

Значение творчества драматурга для формирования национального театра.

Для чтения и изучения. Музыкальная комедия "00000711.png 00000712.png" ("Летняя ночь").

Для самостоятельного чтения. Драма "Янлык Пасет" ("Черный волк").

79.6.4.13. А. Волков (Арсений Афанасьевич Волков).

Жизненный и творческий путь драматурга.

Социально-историческая драма "Алдиар" ("Алдиар"). Система образов. Показ героизма и самоотверженности главного героя через проблему социальных, идейных и национальных истоков. Представление широкой панорамы народной жизни в период восстания Степана Разина, причины столкновения, расстановка противоборствующих сил. Социальный и межличностный характер конфликтов пьесы. Особенности композиции. Опора автора на историко-этнографический материал и фольклорные источники: старинные предания, легенды и песни. Значение массовых сцен в драме. Героический пафос произведения, тесная связь лирического и эпического начал.

Сценическая судьба драмы (опера "Алдиар" Э.А. Архиповой, либретто Г.Г. Гадиатова).

Влияние классика марийской литературы С.Г. Чавайна на творчество А. Волкова, схожесть художественной стилистики драм "Алдиар" и "Акпатыр".

Для чтения и изучения. Драма "Алдиар" ("Алдиар").

Для самостоятельного чтения. Комедия "00000713.wmz мелна" ("Свадебные блины").

79.6.4.14. Литература народов Урало-Поволжского региона первой половины XX века.

Переводы произведений разных народов на марийский язык. Общее и национально-особенное в литературе. Традиции и новаторство марийских писателей в переводах произведений с других языков. Основные тенденции в развитии национальных литератур первой половины XX века.

Особенности развития татарской литературы в начале XX века, ее связь с восточной культурой. М. Джалиль (Муса Мустафович Залилов). Стихотворение "К смерти".

Зарождение национального самосознания в чувашской литературе. К.В. Иванов. Поэма "Нарспи" ("Нарспи").

Творчество удмуртских писателей в начале XX века. Связь удмуртской литературы с финно-угорской культурой. К. Герд (Кузьма Павлович Чайников). Стихотворение "Ме 00000714.png" ("Мы сеем").

Зарождение художественного творчества в мордовской культуре.

Творческий опыт коми писателей в начале XX века.

79.6.5. Теория литературы.

Литературоведение. Историко-литературный процесс, романтизм и реализм как литературные направления.

Народность в литературе. Нравственно-философская проблематика.

Система образов произведения, сюжет и композиция, характер в литературе. Антитеза. Интерьер. Художественная деталь. Художественная интерпретация, литературно-критическая интерпретация произведения. Действие в эпическом произведении, сюжет, эпизод. Психологизм в литературе. Типическое в литературе, искусстве.

Лиро-эпические жанры: баллада, лирическая и эпическая поэма, роман в стихах. Стихотворные формы: октава, триолет, терцина.

Рассказ, очерк, хроникальное повествование. Лирическая и драматическая проза.

Роман как литературный жанр, реалистический роман, социально-сатирический, социально-психологический роман, роман в стихах. Мемуары. Трилогия.

Драма как род литературы. Драматические жанры: комедия, трагедия, драма, музыкальная комедия. Оперетта, мюзикл. Конфликт в драматическом произведении, этапы развития действия. Монолог, диалог, речевая характеристика персонажа. Образ-символ. Авторская позиция в драме и средства ее выражения.

Тематика, проблематика, пафос.