Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

51.5. Пояснительная записка

51.5. Пояснительная записка.

51.5.1. Программа по родному (удмуртскому) языку на уровне среднего общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

Программа сохраняет преемственность с программой учебного предмета "Родной (удмуртский) язык" (для учащихся, не владеющих удмуртским языком) для уровня основного общего образования и нацелена на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, социокультурной компетенций.

К началу обучения на уровне среднего общего образования у обучающихся уже сформированы коммуникативные умения на родном языке в четырех видах речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо), а также общеучебные умения, необходимые для изучения предмета. На уровне среднего общего образования приобретенные ранее знания, умения и навыки совершенствуются; систематизируется теоретический материал как база для развития практических навыков; увеличивается объем используемых обучающимися языковых и речевых средств, совершенствуется качество владения родным удмуртским языком.

Обучение удмуртскому языку реализуются на основе работы с текстом. В тексте функционируют все лингвистические единицы (фонема, морфема, слово, словосочетание, предложение). Текст является объектом анализа и результатом речевой деятельности на каждом уроке. Практическая работа по составлению текстов различных типов, стилей и жанров, комплексная работа с текстом, его анализ создают условия для закрепления и систематизации имеющихся языковых знаний и норм по графике, орфографии, морфемике, морфологии, синтаксису и пунктуации удмуртского языка, дают возможность лучше увидеть системное устройство языка. Одновременно формируются метапредметные умения анализировать, сравнивать, рассуждать, оценивать языковые явления, формулировать собственные мысли, выбирать эффективные средства и приемы коммуникации в различных ситуациях общения. Тексты для анализа подбираются с учетом их развивающего, воспитательного и эстетического потенциала. Они содержат сведения о реалиях Удмуртской Республики (культуре, науке, литературе, искусстве), традициях, праздниках удмуртского народа, семейных историях, межличностных отношениях в семье и школе, о месте молодежи в современном обществе, здоровом образе жизни и заботе о нем, проблеме выбора будущей профессии, экологических проблемах и другое. Литературное произведение рассматривается как явление словесного искусства; язык художественной литературы изучается в его эстетической функции, уделяется внимание изобразительно-выразительным возможностям удмуртского языка в художественной литературе и умению применять их в речевой практике.

В программу включены понятия уральской языковой семьи и финно-угорской языковой группы, рассматриваются языковые особенности и словарное богатство удмуртского литературного языка, наличие новых слов и терминов в современном удмуртском языке как исторически развивающемся явлении. Значительное место занимают вопросы теории речевой деятельности, стилистики и культуры речи. Учебная мотивация обучающихся при изучении удмуртского языка поддерживается включением в содержание обучения познавательных текстов, увеличением доли творческих компонентов, предоставлением обучающимся самостоятельности в постановке образовательных целей с учетом личных жизненных планов, в самоконтроле и самооценке своих достижений в изучении языка, в поиске и отборе дополнительной информации, в том числе с использованием Интернет-ресурсов.

51.5.2. В содержании программы по родному (удмуртскому) языку выделяются следующие содержательные линии: речь, речевое общение, культура речи, язык, общие сведения о языке, разделы науки о языке, предметное содержание речи.

51.5.3. Изучение родного (удмуртского) языка направлено на достижение следующих целей:

расширение знаний об удмуртском языке как системе, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и стилей;

совершенствование коммуникативных умений и навыков в основных видах речевой деятельности - аудировании, говорении, чтении, письме - в единстве таких составляющих, как речевая, языковая, социокультурная компетенции;

развитие познавательного интереса и любви к родному удмуртскому языку, воспитание отношения к нему как к духовной, нравственной и культурной ценности; воспитание ответственности за языковую культуру как национальное достояние;

расширение представлений о художественном тексте как средстве хранения и передачи культурных ценностей и истории народа; совершенствование текстовой деятельности, умений осуществлять информационный поиск, дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста, умений трансформировать, интерпретировать тексты и использовать полученную информацию в практической деятельности;

воспитание патриотизма и этнического самосознания через освоение родного (удмуртского) языка, знакомство с историей, культурой и художественной литературой удмуртского народа;

воспитание способности и готовности обучающихся к саморазвитию, к самостоятельному и непрерывному изучению родного языка, дальнейшему самообразованию с помощью родного языка, использованию родного языка в других областях знаний.

51.5.4. Программа предполагает интегрированное изучение родного (удмуртского) языка и родной (удмуртской) литературы, обеспечивающее формирование этнокультурных знаний и языковых умений через художественные произведения удмуртской литературы.

Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (удмуртского) языка, - 204 часа: в 10 классе - 102 часа (3 часа в неделю), в 11 классе - 102 часа (3 часа в неделю).