Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

80.7. Содержание обучения в 11 классе

80.7. Содержание обучения в 11 классе.

80.7.1. Прогрессивные тенденции развития мордовской литературы в 1960-е - первой половине 1980-х годов.

80.7.1.1. Задачи изучения родной литературы в 11 классе.

Общий обзор развития художественной литературы в 1960-е - первой половине 1980-х годов. Совершенствование индивидуального авторского стиля, постановка актуальных проблем, освоение новых жанров и жанровых форм, расширение знаний о человеке и обществе в целом - основные показатели улучшения художественных достоинств создаваемых произведений. Достижения мордовских писателей, проявившиеся в освоении жанровых форм историко-биографического, историко-социального и социально-психологического романа, в усилении психологизма рассказов и повестей, повышении интереса к духовной сфере, оценке событий на основе принципов народной этики и морали, обогащении поэтики. Наиболее яркие мордовские писатели этого периода: К.Г. Абрамов, И.М. Девин, А.К. Мартынов, Ю.Ф. Кузнецов, С.С. Ларионов, П.И. Левчаев, В.К. Радаев, Н.Л. Эркай.

Теория литературы: критерии художественно-эстетической ценности произведений.

80.7.1.2. К.Г. Абрамов, наиболее яркий и признанный писатель-романист.

Общая характеристика трилогий "Найман" (в издании 2004 года "Исяк якинь Найманов" - "Вчера ходил в Найманы"): "Найман", "Ломаттне арасть малацекс" (мокшанский), "Ломантне теевсть малацекс" (эрзянский) ("Люди стали близкими"), "Качамонь пачк" ("Дым над землей") (том 1 - на мокшанском, эрзянском языках), "Эрзянь цера" ("Сын эрзянский") (том 2 - на мокшанском, эрзянском языках), "Степан Эрьзя" (том 3 - на русском языке). Отражение в "Наймане" диалектики развития мордовского народа в эпоху революционных преобразований, обусловивших серьезные перемены в психологии людей, изображение героев и событий с использованием традиций национального фольклора, идей патриотизма, проникнутого гуманистическим пафосом и лиризмом мировосприятия. Оригинальность историко-биографического романа о мордовском скульпторе с мировым именем С.Д. Эрьзе (Нефедове) "Сын эрзянский".

Исторический роман-сказание "Пургаз", его художественные достоинства. Система образов в романе. Пургаз как национальный герой, реализация им идеи объединения мокшанских и эрзянских племен. Отображение в романе особенностей национального характера, традиций и обычаев древней мордвы.

Теория литературы: исторический роман, историко-биографический роман, роман-сказание.

80.7.1.3. И.М. Девин, известный мордовский поэт и прозаик.

Общая характеристика его поэзии (на примере сбоника "Шобдавань заря" (мокшанский), "Валскень зоря" (эрзянский) ("Утренняя заря") и "Ичкоздень ки" (мокшанский), "Васолдонь ки" (эрзянский) ("Далекий путь"). Вклад писателя в развитие мордовской романистики. Поэтизация человека-труженика в произведении "Нардише" (мокшанский), "Нартикше" (эрзянский) ("Трава-мурава"), художественное исследование в нем проблем преемственности поколений, чистоты нравственных отношений, продолжения трудовых традиций, судьбы родной земли.

Теория литературы: понятие о системе образов произведения.

80.7.1.4. Эркай Никул (Н.Л. Иркаев), известный мордовский поэт и прозаик.

Эркай как поэт философского склада. Тема детства в его творчестве. Повесть "Алешка", ее значение в воспитании у подрастающего поколения трудолюбия, правдивости, бережного отношения к природе. Постановка нравственно-этических проблем в повести "Келу ведь" (мокшанский), "Килей ведь" (эрзянский) ("Березовая вода"). Система образов в произведении, идейно-художественная направленность, язык и стиль.

Теория литературы: язык и стиль художественного произведения, общее и особенное в понятиях.

80.7.1.5. П.И. Левчаев, его вклад в развитие мордовской прозы.

Художественное изображение красоты и несметных богатств Енисейского Заполярья, трудолюбия и профессиональных навыков охотников-рыболовов в повести "Тайгань кит-ятт" (мокшанский), "Тайгань кить-янт" (эрзянский) ("Таежные пути-дороги").

80.7.1.6. Ю.Ф. Кузнецов.

Повесть "Ожудова, вишке коволхт..." (мокшанский), "Учомизь, эряза пельть..." (эрзянский) ("Подождите, быстрые облака..."), изображение в ней современных морально-нравственных конфликтов, противоборства человечности и безнравственности. Христианско-библейская сущность символики "белых облаков", "дома" и "путей-дорог", связанных с родным очагом.

80.7.1.7. П.К. Любаев, его вклад в развитие мордовской литературы.

Военно-патриотическая лирика поэта. Сборник "Толмаронь цяткт" (мокшанский), "Толбандянь сяткт" (эрзянский) ("Искры костра"). Поэма-баллада "Лихтипря" (мокшанский), "Лисьмапря" (эрзянский) ("Родник"), изображение в ней подвига героев-солдат.

80.7.2. Мордовская литература на рубеже XX - XXI веков (вторая половина 1980-х - начало 2020-х годов).

80.7.2.1. Особенности мордовской литературы рубежа XX - XXI веков.

Расширение идейно-тематического диапазона, усиление аналитического начала, модификация жанрово-стилевых разновидностей, актуализация морально-нравственной и философской проблематики, освоение новых жанров и жанровых форм, обогащение поэтики - отличительные признаки мордовской литературы обозначенного периода. Основные направления развития национальной прозы, драматургии и поэзии. Мордовские писатели, получившие широкое признание: А.В. Арапов, М.И. Брыжинский, А.М. Доронин, Н.И. Ишуткин, С.В. Кинякин, И.Н. Кудашкин, В.И. Мишанина, Г.И. Пинясов, А.И. Пудин, Л.А. Рябова.

80.7.2.2. Г.И. Пинясов - признанный мастер психологической прозы в мордовской литературе.

Повесть "Пси киза" (мокшанский), "Пси кизэ" (эрзянский) ("Жаркое лето") - одно из лучших произведений на тему войны. Правдивое изображение тягот первых лет войны на полях сражений и в тылу (в мордовском селе). Главный герой Илья Кужин, особенности его характера, раскрываемые в наиболее драматические моменты жизни. Показ его внутреннего мира как фронтовика и сельского труженика.

Теория литературы: психологизм, способы и методы психологизма в литературе. Автор-повествователь. Герой-повествователь. Герой-рассказчик.

80.7.2.3. А.М. Доронин - известный мордовский поэт, прозаик и публицист.

Общая характеристика его поэзии и очерковой прозы. Исторический роман "Пайгонь цильфт" (мокшанский), "Баягань сулейть" (эрзянский) ("Тени колоколов"), воссоздание в нем событий, происходивших в России XVII века, через осмысление судьбы и деятельности представителя мордовского народа патриарха Никона. Колоритность образов, изображенных в романе, умение автора передавать особенности национального характера.

Теория литературы: очерк как публицистический и литературно-художественный жанр.

80.7.2.4. С.В. Кинякин - известный мордовский поэт, переводчик, автор слов Гимна Республики Мордовия. Стихотворение "Надиямань вал" (мокшанский), "Кемемань вал" (эрзянский) ("Слово надежды"), актуальность поставленных в нем проблем, выражение безграничной любви к Родине - России. Лирическая поэма "Шумбранят, тядяй!" (мокшанский), "Шумбрат, авай!" (эрзянский) ("Здравствуй, мама!"), ее идейно-художественное содержание.

Теория литературы: гимн как жанр лирики.

80.7.2.5. А.В. Арапов - наиболее яркий и самобытный поэт Мордовии, создававший произведения на родном и русском языках.

Постановка в его поэзии насущных проблем бытия в соответствии с морально-этическими воззрениями мордовского народа - представлениями о чести, достоинстве, порядочности, добре и справедливости. Специфика элегий, литературных песен, романсов и верлибров А.В. Арапова. Умение автора транслировать любовь к родной природе, ее красоте и неповторимости в произведении "Цефксонь мора" (мокшанский), "Цековонь моро" (эрзянский) ("Соловьиная песня"). Стихотворение "Од кизонь карша кемаматне эреклайхть..." (мокшанский), "Од иенть каршо кемематне вельмить..." (эрзянский) ("Перед Новым годом оживают надежды..."), отражение в нем рефлексии лирического героя, испытавшего разочарования. Традиции русских писателей XX века С.А. Есенина и Б.Л. Пастернака в лирике А.В. Арапова.

Теория литературы: элегия, романс, литературная песня.

80.7.2.6. В.И. Мишанина - признанный мордовский прозаик, драматург.

Рассказ "Сокор веле" (мокшанский, эрзянский) ("Слепая деревня"): актуальность тематики, психологизм, четкость обрисовки характеров и умелая передача нравственной атмосферы современности. Раскрытие злободневных проблем в драме "Озкс тумоть тарадонза" (мокшанский), "Озксонь тумонть тарадонзо" (эрзянский) ("Ветви священного дуба"), выявление причин духовной деградации молодежи. Богатство внутреннего мира главной героини.

Теория литературы: трагическое и комическое в литературе.

80.7.2.7. М.И. Брыжинский - талантливый прозаик, эссеист и переводчик.

Этнофантастическая повесть "Фкя кизонь" (мокшанский), "Кирдажт" (эрзянский) ("Ровесники"), художественное воссоздание в ней древнейшей истории мордовского народа, методов воспитания подрастающего поколения, обучения искусству выживания, мастерству охотника и рыболова.

Теория литературы: фантастика, этнофантастика, жанр эссе.