Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

50.8. Планируемые результаты освоения программы по родному (удмуртскому) языку на уровне среднего общего образования

50.8. Планируемые результаты освоения программы по родному (удмуртскому) языку на уровне среднего общего образования.

50.8.1. В результате изучения родного (удмуртского) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;

2) патриотического воспитания:

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу;

3) духовно-нравственного воспитания:

осознание духовных ценностей российского народа;

сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

4) эстетического воспитания:

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;

способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества;

готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по родному (удмуртскому) языку;

5) физического воспитания:

сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;

потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;

6) трудового воспитания:

готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения родного (удмуртского) языка;

интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей, переводчиков;

умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;

готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;

7) экологического воспитания:

сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;

расширение опыта деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по родному (удмуртскому) языку, индивидуально и в группе.

50.8.2. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы по родному (удмуртскому) языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, использовать языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;

социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учетом собственного речевого и читательского опыта.

50.8.3. В результате изучения родного (удмуртского) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

50.8.3.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения;

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;

вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;

развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учетом собственного речевого и читательского опыта.

50.8.3.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов;

владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;

уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем.

50.8.3.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и ее целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности.

50.8.3.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;

пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

владеть различными способами общения и взаимодействия;

аргументированно вести диалог, развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.

50.8.3.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;

делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора;

оценивать приобретенный опыт;

стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.

50.8.3.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов;

использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.

50.8.3.7. У обучающегося будут сформированы умения принятия себя и других людей как части регулятивных универсальных учебных действий:

принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

признавать свое право и право других на ошибку;

развивать способность видеть мир с позиции другого человека.

50.8.3.8. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по родному (удмуртскому) языку;

проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.

50.8.4. Предметные результаты изучения родного (удмуртского) языка. К концу 10 класса обучающийся научится:

50.8.4.1. Общие сведения о языке.

Понимать и комментировать роль и функции родного (удмуртского) языка, являющегося государственным языком Удмуртской Республики наряду с русским языком (с использованием статьи 68 Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", статьи 8 Конституции Удмуртской Республики, Закона Удмуртской Республики "О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики" от 06.12.2001 N 60-РЗ).

Осознавать и комментировать роль и значение удмуртского языка как национального языка удмуртского народа, отражение в удмуртском языке российских традиционных духовно-нравственных ценностей.

50.8.4.2. Язык. Речь. Речевая деятельность.

Распознавать основные признаки и особенности устной и письменной речи, диалогической и монологической речи.

Создавать устные и письменные, монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией.

Выступать перед аудиторией с докладом, представлять реферат, исследовательский проект на лингвистическую и другие темы; использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач.

Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров разных стилей с соблюдением языковых норм современного удмуртского языка.

50.8.4.3. Текст.

Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре, способах связи в речевой практике.

Понимать, анализировать и комментировать содержание, основную мысль прочитанных или прослушанных текстов.

Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте.

Иметь представления о функциональных разновидностях языка (разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный стили).

Распознавать, анализировать, комментировать тексты различных функциональных разновидностей.

Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического стилей речи.

Осуществлять информационно-смысловую переработку прочитанных или прослушанных текстов, включая гипертексты, графику, инфографику и другие.

Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, отзыв, рецензию и другие).

Корректировать текст: устранять логические, фактические, этические, грамматические и речевые ошибки.

50.8.4.4. Язык и культура.

Опознавать языковые единицы с национально-культурным значением, лексику, отражающую традиционные духовно-нравственные ценности удмуртского народа в художественных текстах и публицистике; объяснять значения данных единиц с помощью лингвистических словарей.

Осознавать и комментировать взаимодействие национальных культур, взаимообогащение языков народов России с использованием учебно-научных или научно-популярных текстов.

Комментировать фразеологизмы с точки зрения отражения в них истории и культуры народа.

50.8.5. Предметные результаты изучения родного (удмуртского языка) языка. К концу 11 класса обучающийся научится:

50.8.5.1. Общие сведения о языке.

Понимать и комментировать роль удмуртского языка в жизни человека и общества в современном мире, необходимость ценностного отношения к родному языку, актуальные проблемы сохранения и развития удмуртского языка.

Понимать и комментировать значимость культуры речи в общении. Соблюдать в устной и письменной речи нормы современного удмуртского языка. Оценивать собственные и чужие высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

50.8.5.2. Язык. Речь. Речевая деятельность.

Использовать различные виды чтения для извлечения, обобщения информации с учетом поставленных целей; осуществлять информационную переработку прослушанного или прочитанного текста, включая гипертекст, графику, инфографику и другие.

Использовать языковые средства в соответствии с речевой ситуацией. Создавать устные и письменные высказывания разной коммуникативной направленности на основе жизненных наблюдений, чтения учебно-научной или научно-популярной, публицистической, художественной литературы.

Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения правильности использования языковых средств и соответствия языковым нормам.

50.8.5.3. Фонетика. Орфоэпия. Орфография.

Осуществлять фонетический анализ слова.

Определять изобразительно-выразительные средства фонетики в тексте.

Характеризовать особенности произношения гласных и некоторых согласных (аффрикат) звуков, ударения в удмуртском языке.

Соблюдать орфоэпические нормы современного удмуртского языка. Анализировать речевые высказывания с точки зрения соблюдения орфоэпических норм и интонационного оформления.

Иметь представление о принципах удмуртской орфографии. Соблюдать правила орфографии.

Редактировать собственные или созданные другими обучающимися тексты с использованием знаний правил орфографии.

Использовать лингвистические словари, информационно-справочные системы в электронной форме (при их наличии).

50.8.5.4. Лексика и фразеология.

Осуществлять лексический анализ слова. Определять изобразительно-выразительные средства лексики: эпитет, метафора, метонимия, олицетворение и другие.

Оценивать высказывания с точки зрения правильного и уместного использования лексических средств языка.

Использовать лингвистические словари, информационно-справочные системы в электронной форме (при их наличии).

50.8.5.5. Морфемика и словообразование.

Осуществлять морфемный и словообразовательный анализ слова.

Характеризовать особенности морфемного состава удмуртского языка.

Определять способы словообразования в удмуртском языке.

Применять знания и умения по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов и в правописании.

50.8.5.6. Морфология.

Выполнять морфологический анализ слова.

Определять морфологические особенности слов разных частей речи в удмуртском языке.

Соблюдать нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи.

Соблюдать правописание слов разных частей речи.

Определять особенности употребления в тексте слов разных частей речи.

Составлять тексты различных стилей с уместным использованием слов различных частей речи, с соблюдением орфографических норм.

Оценивать собственные и чужие высказывания с точки зрения правильного образования грамматических форм слов разных частей речи.

50.8.5.7. Синтаксис и пунктуация.

Осуществлять синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложения.

Анализировать предложения в различных текстах с точки зрения их структуры, порядка слов, использования изобразительно-выразительных средств синтаксиса удмуртского языка (в рамках изученного).

Употреблять простые и сложные предложения в текстах разных стилей.

Осуществлять пунктуационный анализ предложения.

Анализировать текст с точки зрения постановки знаков препинания.

Соблюдать правила пунктуации; редактировать собственные или созданные другими обучающимися тексты с использованием знаний пунктуационных правил.

Использовать справочники по пунктуации.

Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения правильности использования языковых средств и соответствия языковым нормам.

50.8.5.8. Язык и культура.

Определять речевое поведение с учетом речевой ситуации и требований к речевому этикету в различных сферах общения, включая интернет-коммуникацию.

Понимать и объяснять взаимосвязь языка и культуры с использованием высказываний известных российских писателей, ученых, деятелей культуры.

Рассуждать об удмуртском языке как развивающемся явлении, об актуализации языковых единиц, отражающих традиционный быт и культуру народа, приводить соответствующие примеры.