78(1).6 Содержание обучения в 10 классе
78(1).6.1. Устное народное творчество.
Жанровое многообразие устной народной поэзии Дагестана и ее исторические корни. Народная лирика и ее роль в становлении и развитии письменной литературы.
Исторический материал в старинных горских поэтических преданиях, отражение в них многовековой борьбы с иноземными завоевателями. Отражение в нем борьбы народа за свободу и независимость своей родины. Художественные средства создания характеров. Эпичность и лиризм в изображении горцев. Патриотический пафос. Призыв к единению для борьбы против общего врага. Связь эпоса с историческим прошлым Дагестана.
Героические и героико-исторические песни: "Минкюллюню йыры" ("Песня о Минкюллю"), "Анжини гьакъындагъы йыр" ("Песня про Анжи"), "Парту-Патиматны йыры" ("Парту Патима"), "Хочбар" ("Хочбар"), "Кумухлу улан ва Азайналы къыз" ("Парень из Кумуха и девушка из Азайни"), "Таш улан" ("Каменный мальчик").
Теория литературы. Фольклор. Жанры фольклора. Национальный характер.
78(1).6.2. Средневековая литература.
Взаимосвязь фольклора и литературы. Фольклорная образность в литературных произведениях. Художественный образ - как выразительное средство. Переход от мифологии и устно-поэтических форм творчества к индивидуальному творчеству в поэзии и от него к литературе. Появление промежуточной между фольклором и литературой сферы устной литературы, ее расширение за счет переводов восточных дастанов, притч и сказок из "Тысячи и одной ночи" и других произведений восточной литературы и фольклора. Культурно-исторические условия создания письменности и письменной литературы. Арабские завоевания, распространение ислама в Дагестане. Распространение и расцвет арабоязычной литературы в Дагестане.
Исторические хроники "Анжини гьакъындагъы йыр" ("Песня про Анжи"), "Дербент-намэ" ("Дербенд-намэ"), малые хроники "Къарабудахкент-намэ" ("Карабудахкент-намэ") и другие. Элементы художественности и легендарность содержания памятников. Историко-культурные условия появления аджама (письменности на арабской графической основе) и литературы на родных языках (XVI - XVIII века). Устные и письменные формы литературы. Ашугская поэзия и ее историко-культурные и социальные корни. Раннее просветительство в Дагестане, его своеобразие. Приоритетное развитие духовной литературы. Произведения Умму Камала.
Умму Камал "Гьар эрке сезде дагьни олмаз" ("В каждом слове есть доля правды"), "Гьашыкъ эллерине ким гетер?" ("Кто бы посетил родные места?").
Хазар таварихлер (Хазарские летописи), "Анжини гьакъындагъы йыр" ("Песня про Анжи").
Теория литературы: культурно-исторические условия появления письменности и письменной литературы. Устные и письменные формы литературы.
Произведение для самостоятельного чтения: Баммат Атаев "Шавхалны гиччи уланы" ("Младший сын Шавхала").
78(1).6.3. Литература XIX века.
Исторические условия развития культуры в XIX веке. Присоединение Дагестана к России. Идеология имамата и проблемы культуры народов Дагестана. Раннее просветительство в Дагестане, его своеобразие. Общественно-политическая обстановка в крае после падения имамата Шамиля. Проникновение капиталистических отношений в Дагестан. Ослабление позиций арабоязычной литературы. Просветительское движение в Дагестане: его своеобразие, истоки, национальный характер, цели, этапы. Связь просветительства с арабоязычной и русской культурами.
Новый этап просветительства (М.-Э. Османов, Г. Гузунов, Г. Алкадари, Али-Гаджи из Инхо, Ю.Л. Муркелинский, М. Алибеков и другие).
Ирчи Казак "Кеклеге тик улуй гетген окъ йимик" ("Как острая стрела, выпущенная в небо"), "Ябагъалы къара алаша минсем де" ("Если даже сяду на черного лохматого стригуна"), "Уцуму уллу Хасайбек" ("Хасайбек Уцумуев"), "Яхсайланы яйнап чыкъгъан булагъы" ("Родник аксаевцев").
Омарла Батырай "Сююв гьакъда" ("О любви"), "Батырайны ахырынчы йыры" ("Последнее песня Батырая"), "Игит гьакъда йыр" ("О герое").
Етим Эмин "Насипли" ("Счастье"), "Бизин яшав" ("Наша жизнь"), "Дюнья" ("Мир"), "Бу дюньяны гьакъылсызсызлыкъ къуршагъан" ("Этот мир полон невежеством"), "Кемек тилейген тавуш" ("Просьба о помощи"), "Эгер дослар сораса" ("Если спросят друзья"), "Гермеймисен, къыйналаман мен нечик?" ("Не видишиь, как страдаю я?"), "Оьлюмню алдында сез" ("Слово умирающего Эмина").
Магомед-Эфенди Османов "Яхсайланы арзасы" ("Жалобы аксайцев"), "Гюлкъыз" ("Гюлкыз"), "Эренлер деген булан эр болмас" ("Мужчиной быть - не значит им назваться").
Манай Алибеков "Рус-япон даву" ("Русско-японская война"), "Кавказ тавланы арз гьалы" ("Жалоба Кавказских гор").
Теория литературы. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа. Деталь. Символ. Стиль. Психологизм. Народность. Историзм. Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур. Проза и поэзия.
78(1).6.4. Литература начала XX века.
Общая характеристика социально-политической и культурной жизни дагестанских народов вначале XX века. Особенности литературного процесса. Основные тенденции развития поэзии. Духовная и светская поэзия. Активизация поэзии под влиянием революционных событий. Появление рабочей поэзии, поэзии поэтов-отходников. Эволюция поэзии от просветительского реализма и романтизма к критическому реализму. Зарождение книгоиздательского дела в Дагестане. Основные тенденции развития дагестанской прозы в начале XX века. Первая русская революция и передовая дагестанская интеллигенция. Революционно-демократические мотивы в поэзии З. Батырмурзаева. Его публицистическая деятельность. Зарождение дагестанской журналистики. "Заря Дагестана". Просветительские тенденции и призыв к равноправию женщин в творчестве Нухая Батырмурзаева ("Бедная Габибат").
Абусуфьян Акаев "Къылыкъ китап" ("Нравственная книга"), "Магьмуз тав" ("Гора Магмуз").
Нухай Батырмурзаев "Кавказны ва гьам Россияны гьалы" ("О Кавказе и России"), "Гьарун булан Зубайдат" яда "Насипсиз Жанбике ("Гарун и Зубайдат или несчастная Джанбийке").
Произведения для самостоятельного чтения: Нухай Батырмурзаев "Гьарун булакъ" ("Родник Гаруна").
Махмуд из Кахаб-Россо "Марьям" ("Марьям"), "Ерлени байрамы" ("Земной праздник"), "Казармадан кагъыз" ("Письмо из казармы").
Теория литературы. Историко-литературный процесс. Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
Абдулгусейн Ибрагимов "Аманхор" ("Аманхор").
Сулейман Стальский "Молла Рамазанны гьакъында сез?" ("Слово о мулле Рамазане"), "Байлар - гьакимлер" ("Знатные богачи"), "Россиягъа" ("России"), "Ватанны гьакъында ойлар" ("Мысли о Родине").
Гамзат Цадаса "Ашхананы гьакъында йыр" ("Стихи о харчевне"), "Чуткъу" ("Чохто"), "Советлеге кимлени сайлама герек" ("За кого надо голосовать в Советы").
Эффенди Капиев "Шайр" ("Поэт"), "Поэзияны гьакъында лакъыр" ("Разговор о поэзии").
Абуталиб Гафуров "Юрегимни досларыма аманат этемен" ("Сердце посвящаю"), "Шогъар тамаша болмайман" ("Не удивлюсь я этому").
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей