51.8. Планируемые результаты освоения программы по родному (удмуртскому) языку на уровне среднего общего образования
51.8. Планируемые результаты освоения программы по родному (удмуртскому) языку на уровне среднего общего образования.
51.8.1. В результате изучения родного (удмуртского) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по родному (удмуртскому) языку;
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно- оздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения родного (удмуртского) языка;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей, переводчиков;
умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по родному (удмуртскому) языку, индивидуально и в группе.
51.8.2. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы по родному (удмуртскому) языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, использовать языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учетом собственного речевого и читательского опыта.
51.8.3. В результате изучения родного (удмуртского) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
51.8.3.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;
устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;
вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учетом собственного речевого и читательского опыта.
51.8.3.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов;
владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем.
51.8.3.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и ее целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности.
51.8.3.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
51.8.3.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
51.8.3.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.
51.8.3.7. У обучающегося будут сформированы умения принятия себя и других людей как части регулятивных универсальных учебных действий:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других на ошибку;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
51.8.3.8. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по родному (удмуртскому) языку;
проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.
51.8.4. Предметные результаты изучения родного (удмуртского) языка. К концу 10 класса обучающийся научится:
51.8.4.1. Речь. Речевое общение и культура речи. Текст.
51.8.4.1.1. Речь. Речевая деятельность. Культура речи.
Распознавать основные признаки и особенности устной и письменной речи, диалогической и монологической речи;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты;
использовать правила речевого этикета в различных ситуациях общения;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного удмуртского литературного языка;
расширять и совершенствовать словарный запас и усвоенные грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
строить высказывания, соблюдая основные критерии культуры речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств;
осознавать значимость культуры речи в общении.
Выявлять признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность) и его функционально-смысловые типы (повествование, описание, рассуждение);
определять тему, формулировать основную мысль текста, подбирать заголовок текста;
анализировать текст с точки зрения его темы, основной мысли, типа, структуры и языковых особенностей текста;
характеризовать текст по его теме, основной мысли, лексическим и грамматическим средствам связи;
определять типы прочитанных и прослушанных текстов;
объяснять с помощью словаря значения непонятных слов;
составлять план текста, пересказывать текст по плану;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое, просмотровое) и аудирования;
создавать и редактировать собственные устные и письменные тексты разных типов с учетом требований к построению текста, выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
оформлять письменные тексты с соблюдением орфографических и пунктуационных норм.
51.8.4.2. Язык. Общие сведения о языке, разделы науки о языке.
51.8.4.2.1. Фонетика и графика. Орфоэпия. Орфография.
Совершенствовать слухо-произносительные навыки, в том числе применительно к новому языковому материалу;
правильно произносить и различать на слух звуки удмуртского языка;
соблюдать правильное ударение в словах и фразах; соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов (повествовательных, вопросительных, побудительных) простых и сложных предложений;
знать правила чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения;
объяснять различие между написанием и произношением букв удмуртского алфавита;
соблюдать орфографические нормы (в рамках изученных правил);
оформлять письменное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм.
51.8.4.2.2. Морфемика и словообразование.
Иметь представление об особенностях морфемики и словообразования в удмуртском языке;
определять основные способы словообразования в слове;
распознавать в речи и использовать в продуктивном словообразовании суффиксы имен существительных: -он (), -н (улон, , ужан), -эт (-ет) (гожтэт, липет), -чи (арганчи, крезьчи), -лык , чеберлык), -ос () (тодос, улос)
владеть приемом морфемного разбора;
образовывать слова, используя формообразующие и словообразующие морфемы.
51.8.4.2.3. Лексикология и фразеология. Лексикография.
Определять, различать и правильно использовать в речи исконно удмуртскую лексику, заимствованную лексику, интернационализмы, неологизмы;
объяснять значение фразеологизмов, пословиц и поговорок;
разъяснять значение слов, пользоваться разными видами словарей;
владеть достаточным словарным запасом и уметь пользоваться ими на практике;
распознавать и употреблять в речи основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
понимать явления многозначности слов удмуртского языка, синонимии, омонимии и антонимии; распознавать и употреблять в речи различные средства связи для обеспечения ее целостности;
оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного словоупотребления;
проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем незнакомые слова, поэтическую лексику.
Распознавать и классифицировать части речи; оперировать в процессе устного и письменного общения основными морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей;
распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном и во множественном числе, в различных субъектно-объектных и пространственных падежах, в притяжательном склонении;
распознавать и употреблять в речи местоимения: личные, притяжательные, возвратные, указательные, неопределенные и их производные, относительные, вопросительные;
распознавать и употреблять в речи глаголы в форме единственного и множественного числа, в форме настоящего, будущего, прошедшего времени, в форме изъявительного, повелительного, условного наклонения;
распознавать и употреблять в речи особые формы глагола - деепричастия и причастия;
определять лексико-грамматические признаки частей речи.
51.8.5. Предметные результаты изучения родного (удмуртского) языка. К концу 11 класса обучающийся научится:
51.8.5.1. Речь. Речевое общение и культура речи. Текст.
51.8.5.1.1. Речь. Речевое общение и культура речи.
Анализировать свою речь с точки зрения коммуникативных качеств;
ответственно относиться к своим словам в речевом общении.
Различать функциональные стили удмуртского языка; выделять основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
определять особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового, разговорного стилей, языка художественной литературы;
читать тексты разных стилей и жанров;
производить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей;
объяснять с помощью словаря значения встречающихся в тексте непонятных слов;
создавать письменные тексты делового, научного, публицистического стилей с учетом орфографии и пунктуационных норм современного удмуртского литературного языка;
работать с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации.
51.8.5.2. Язык, общие сведения о языке, разделы науки о языке.
51.8.5.2.1. Общие сведения о языке.
Понимать роль и функции родного (удмуртского) языка как государственного языка Удмуртской Республики;
иметь представление о роли родного языка в жизни человека, общества, государства, способность свободно общаться на родном языке в различных формах и на разные темы;
понимать роль удмуртского языка в жизни человека и общества в современном мире, актуальные проблемы сохранения и развития удмуртского языка.
51.8.5.2.2. Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация.
Распознавать синтаксические единицы удмуртского языка в тексте;
различать изученные виды простых и сложных предложений;
интонационно выразительно читать предложения изученных типов;
объяснять постановку знаков препинания в простых и сложных предложениях;
проводить пунктуационный анализ текста;
соблюдать пунктуационные нормы в письменной речи, использовать знания синтаксиса при постановке знаков препинания в предложениях;
использовать предложения различной структуры в текстах разных стилей и типов;
оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями в соответствии с коммуникативной задачей;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные, вопросительные, побудительные; распознавать и употреблять в речи простые предложения с однородными членами;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи сложные предложения: бессоюзные, сложносочиненные предложения, сложноподчиненные предложения с разными типами придаточных предложений.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей