Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

51.8. Планируемые результаты освоения программы по родному (удмуртскому) языку на уровне среднего общего образования

51.8. Планируемые результаты освоения программы по родному (удмуртскому) языку на уровне среднего общего образования.

51.8.1. В результате изучения родного (удмуртского) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;

2) патриотического воспитания:

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу;

3) духовно-нравственного воспитания:

осознание духовных ценностей российского народа;

сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

4) эстетического воспитания:

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;

способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества;

готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по родному (удмуртскому) языку;

5) физического воспитания:

сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;

потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно- оздоровительной деятельностью;

активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;

6) трудового воспитания:

готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения родного (удмуртского) языка;

интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей, переводчиков;

умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;

готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;

7) экологического воспитания:

сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;

расширение опыта деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по родному (удмуртскому) языку, индивидуально и в группе.

51.8.2. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы по родному (удмуртскому) языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, использовать языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;

социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учетом собственного речевого и читательского опыта.

51.8.3. В результате изучения родного (удмуртского) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

51.8.3.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения;

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;

вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;

развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учетом собственного речевого и читательского опыта.

51.8.3.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов;

владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;

уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем.

51.8.3.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и ее целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности.

51.8.3.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;

пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

владеть различными способами общения и взаимодействия;

аргументированно вести диалог, развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.

51.8.3.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;

делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора;

оценивать приобретенный опыт;

стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.

51.8.3.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов;

использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.

51.8.3.7. У обучающегося будут сформированы умения принятия себя и других людей как части регулятивных универсальных учебных действий:

принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

признавать свое право и право других на ошибку;

развивать способность видеть мир с позиции другого человека.

51.8.3.8. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по родному (удмуртскому) языку;

проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.

51.8.4. Предметные результаты изучения родного (удмуртского) языка. К концу 10 класса обучающийся научится:

51.8.4.1. Речь. Речевое общение и культура речи. Текст.

51.8.4.1.1. Речь. Речевая деятельность. Культура речи.

Распознавать основные признаки и особенности устной и письменной речи, диалогической и монологической речи;

создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты;

использовать правила речевого этикета в различных ситуациях общения;

соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного удмуртского литературного языка;

расширять и совершенствовать словарный запас и усвоенные грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

строить высказывания, соблюдая основные критерии культуры речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств;

осознавать значимость культуры речи в общении.

51.8.4.1.2. Текст.

Выявлять признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность) и его функционально-смысловые типы (повествование, описание, рассуждение);

определять тему, формулировать основную мысль текста, подбирать заголовок текста;

анализировать текст с точки зрения его темы, основной мысли, типа, структуры и языковых особенностей текста;

характеризовать текст по его теме, основной мысли, лексическим и грамматическим средствам связи;

определять типы прочитанных и прослушанных текстов;

объяснять с помощью словаря значения непонятных слов;

составлять план текста, пересказывать текст по плану;

использовать при работе с текстом разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое, просмотровое) и аудирования;

создавать и редактировать собственные устные и письменные тексты разных типов с учетом требований к построению текста, выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

оформлять письменные тексты с соблюдением орфографических и пунктуационных норм.

51.8.4.2. Язык. Общие сведения о языке, разделы науки о языке.

51.8.4.2.1. Фонетика и графика. Орфоэпия. Орфография.

Совершенствовать слухо-произносительные навыки, в том числе применительно к новому языковому материалу;

правильно произносить и различать на слух звуки удмуртского языка;

соблюдать правильное ударение в словах и фразах; соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов (повествовательных, вопросительных, побудительных) простых и сложных предложений;

знать правила чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения;

объяснять различие между написанием и произношением букв удмуртского алфавита;

соблюдать орфографические нормы (в рамках изученных правил);

оформлять письменное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм.

51.8.4.2.2. Морфемика и словообразование.

Иметь представление об особенностях морфемики и словообразования в удмуртском языке;

определять основные способы словообразования в слове;

распознавать в речи и использовать в продуктивном словообразовании суффиксы имен существительных: -он (00000271.wmz), -н (улон, 00000272.wmz, ужан), -эт (-ет) (гожтэт, липет), -чи (арганчи, крезьчи), -лык 00000273.png, чеберлык), -ос (00000274.wmz) (тодос, улос)

00000275.png

владеть приемом морфемного разбора;

образовывать слова, используя формообразующие и словообразующие морфемы.

51.8.4.2.3. Лексикология и фразеология. Лексикография.

Определять, различать и правильно использовать в речи исконно удмуртскую лексику, заимствованную лексику, интернационализмы, неологизмы;

объяснять значение фразеологизмов, пословиц и поговорок;

разъяснять значение слов, пользоваться разными видами словарей;

владеть достаточным словарным запасом и уметь пользоваться ими на практике;

распознавать и употреблять в речи основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);

понимать явления многозначности слов удмуртского языка, синонимии, омонимии и антонимии; распознавать и употреблять в речи различные средства связи для обеспечения ее целостности;

оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного словоупотребления;

проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем незнакомые слова, поэтическую лексику.

51.8.4.2.4. Морфология.

Распознавать и классифицировать части речи; оперировать в процессе устного и письменного общения основными морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей;

распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном и во множественном числе, в различных субъектно-объектных и пространственных падежах, в притяжательном склонении;

распознавать и употреблять в речи местоимения: личные, притяжательные, возвратные, указательные, неопределенные и их производные, относительные, вопросительные;

распознавать и употреблять в речи глаголы в форме единственного и множественного числа, в форме настоящего, будущего, прошедшего времени, в форме изъявительного, повелительного, условного наклонения;

распознавать и употреблять в речи особые формы глагола - деепричастия и причастия;

определять лексико-грамматические признаки частей речи.

51.8.5. Предметные результаты изучения родного (удмуртского) языка. К концу 11 класса обучающийся научится:

51.8.5.1. Речь. Речевое общение и культура речи. Текст.

51.8.5.1.1. Речь. Речевое общение и культура речи.

Анализировать свою речь с точки зрения коммуникативных качеств;

ответственно относиться к своим словам в речевом общении.

51.8.5.1.2. Текст.

Различать функциональные стили удмуртского языка; выделять основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

определять особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового, разговорного стилей, языка художественной литературы;

читать тексты разных стилей и жанров;

производить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей;

объяснять с помощью словаря значения встречающихся в тексте непонятных слов;

создавать письменные тексты делового, научного, публицистического стилей с учетом орфографии и пунктуационных норм современного удмуртского литературного языка;

работать с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации.

51.8.5.2. Язык, общие сведения о языке, разделы науки о языке.

51.8.5.2.1. Общие сведения о языке.

Понимать роль и функции родного (удмуртского) языка как государственного языка Удмуртской Республики;

иметь представление о роли родного языка в жизни человека, общества, государства, способность свободно общаться на родном языке в различных формах и на разные темы;

понимать роль удмуртского языка в жизни человека и общества в современном мире, актуальные проблемы сохранения и развития удмуртского языка.

51.8.5.2.2. Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация.

Распознавать синтаксические единицы удмуртского языка в тексте;

различать изученные виды простых и сложных предложений;

интонационно выразительно читать предложения изученных типов;

объяснять постановку знаков препинания в простых и сложных предложениях;

проводить пунктуационный анализ текста;

соблюдать пунктуационные нормы в письменной речи, использовать знания синтаксиса при постановке знаков препинания в предложениях;

использовать предложения различной структуры в текстах разных стилей и типов;

оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями в соответствии с коммуникативной задачей;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные, вопросительные, побудительные; распознавать и употреблять в речи простые предложения с однородными членами;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи сложные предложения: бессоюзные, сложносочиненные предложения, сложноподчиненные предложения с разными типами придаточных предложений.