Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

46.8. Планируемые результаты освоения программы по государственному (осетинскому) языку на уровне среднего общего образования

46.8. Планируемые результаты освоения программы по государственному (осетинскому) языку на уровне среднего общего образования.

46.8.1. В результате изучения государственного (осетинского) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;

2) патриотического воспитания:

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу;

3) духовно-нравственного воспитания:

осознание духовных ценностей российского народа;

сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

4) эстетического воспитания:

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;

способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества;

готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по государственному (осетинскому) языку;

5) физического воспитания:

сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;

потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;

6) трудового воспитания:

готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения государственного (осетинского) языка;

интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей, переводчиков;

умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;

готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;

7) экологического воспитания:

сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;

расширение опыта деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по государственному (осетинскому) языку, индивидуально и в группе.

46.8.2. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы по государственному (осетинскому) языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, использовать языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;

социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учетом собственного речевого и читательского опыта.

46.8.3. В результате изучения государственного (осетинского) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

46.8.3.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения;

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;

вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;

развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учетом собственного речевого и читательского опыта.

46.8.3.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов;

владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;

уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем.

46.8.3.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и ее целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности.

46.8.3.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;

пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

владеть различными способами общения и взаимодействия;

аргументированно вести диалог, развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.

46.8.3.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;

делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора;

оценивать приобретенный опыт;

стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.

46.8.3.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов;

использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.

46.8.3.7. У обучающегося будут сформированы сформированы умения себя и других людей как части регулятивных универсальных учебных действий:

принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

признавать свое право и право других на ошибку;

развивать способность видеть мир с позиции другого человека.

46.8.3.8. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по государственному (осетинскому) языку;

проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.

46.8.4. Предметные результаты изучения государственного (осетинского) языка. К концу 10 класса обучающийся научится:

приводить классификацию жанров фольклора;

применять в речи малые жанры народного творчества - пословицы, поговорки, загадки;

понимать художественные приемы сказки, мораль, делить текст на композиционные части;

различать градацию тюркских языков;

вести диалог-расспрос о друзьях;

давать характеристику основным героям произведения;

делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных высказываниях;

рассказывать о себе и о своих друзьях, начинать, поддерживать и завершать разговор, составлять диалоги и устные рассказы, вести диалог-обмен мнениями, диалог-рассуждение;

озаглавливать текст, его отдельные части, передавать содержание, основную мысль прочитанного текста;

выборочно понимать запрашиваемую информацию из несложных аутентичных аудиотекстов различных жанров монологического и диалогического характера в рамках изученной тематики, характеризующихся четким нормативным произношением;

читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей и жанров;

писать личное (электронное) письмо, заполнять анкету;

соблюдать нормы произношения звуков осетинского языка при чтении вслух и в устной речи;

анализировать и характеризовать отдельные звуки речи, особенности произношения и написания слова;

понимать морфему как значимую единицу языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования;

опознавать словообразующие и словоизменительные аффиксы;

различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов;

образовывать новые слова из заданного слова;

применять знания по морфемике при выполнении языкового анализа различных видов и в практике правописания слов с изученными орфограммами;

уместно использовать слова с изученными аффиксами в собственной речи;

определять лексическое значение слова;

распознавать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова; опознавать омонимы, синонимы, антонимы;

использовать в собственной речи синонимы, антонимы, слова одной тематической группы, омонимы и многозначные слова;

понимать роль фразеологизма в оформлении мыслей и чувств, опознавать фразеологизмы, использовать в собственной речи фразеологизмы;

извлекать необходимую информацию из фразеологического словаря;

различать слова самостоятельных и служебных частей речи;

образовывать и употреблять в речи глаголы условного, повелительного, желательного наклонений в утвердительной и отрицательной формах;

образовывать и употреблять в речи временные формы глаголов изъявительного наклонения в утвердительной и отрицательной формах, в формах возможности и невозможности действия;

изменять глаголы по лицам, числам;

образовывать утвердительную и отрицательную форму глаголов настоящего, прошедшего, будущего времени;

называть особенности неспрягаемых форм глагола в балкарском языке по сравнению с русским;

различать и использовать в речи причастия и деепричастия;

распознавать и правильно употреблять в речи местоимения;

изменять местоимения по падежам и числам, без аффиксов принадлежности и с аффиксами принадлежности;

правильно употреблять в речи падежные формы местоимений;

распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение);

анализировать словосочетания и предложения с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

различать качественные и относительные прилагательные;

находить аффиксы, образующие имена прилагательные;

употреблять союзы в простых и сложных предложениях.

46.8.5. Предметные результаты изучения государственного (осетинского) языка. К концу 11 класса обучающийся научится:

аргументировать свои суждения в ходе диалога, высказывать свое мнение;

вести диалоги разного характера - этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и комбинированный диалог;

понимать основное содержание несложных аутентичных аудиотекстов различных стилей и жанров монологического и диалогического характера в рамках изученной тематики с четким нормативным произношением;

читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей и жанров, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи;

отделять в несложных аутентичных текстах различных стилей и жанров главную информацию от второстепенной, выявлять наиболее значимые факты;

составлять несложные связные тексты по изученной тематике;

письменно выражать свою точку зрения в рамках тем, включенных в раздел "Предметное содержание речи", в форме рассуждения, приводя аргументы и примеры;

правильно употреблять в речи падежные формы именных частей речи;

использовать в речи суффиксы;

определять и использовать в речи инфинитив;

подставлять верные суффиксы двух форм будущего времени по значению предложения;

использовать в речи различные формы прошедшего времени;

различать глаголы простого настоящего и настоящего длительного времени;

употреблять деепричастные формы со вспомогательным глаголом в предложениях;

использовать в речи прилагательные в сравнительной и превосходной степени;

использовать в речи местоимение в притяжательной и падежных формах;

правильно употреблять вопросительные слова;

строить предложения в настоящем длительном и будущем длительном временах;

правильно употреблять в речи условные предложения;

строить сложные предложения, используя союзы;

использовать в речи правила речевого этикет-сформированность языковой коммуникативной компетенции, необходимой для успешной социализации;

владение знаниями о социокультурной специфике Осетии и умение строить свое речевое поведение в соответствии с социокультурной спецификой;

достижение порогового уровня владения осетинским языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной форме с носителями осетинского языка, а также людьми, использующими этот язык как средство общения;

сформированность умения использовать осетинский язык как средство получения информации в образовательных и самообразовательных целях;

понимать основное содержание беседы;

высказать свое мнение и интересоваться мнением других в беседе;

четко и ясно выражать основную мысль своего высказывания;

пользоваться простыми языковыми средствами для выражения своей мысли;

поддерживать разговор на простые и знакомые им темы.