Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

78(2).7. Содержание обучения в 11 классе

78(2).7. Содержание обучения в 11 классе.

78(2).7.1. Вторая половина XX века (обзор).

Основные темы и жанры литературы народов Дагестана послевоенных лет. Выдвижение на первый план темы борьбы за мир, мирного труда. Выход областных газет и журналов на родных языках.

Характеристика поэзии, прозы, драматургии, литературной критики последних десятилетий, раскрепощение литературы, отход от риторики, углубление философского постижения мира, аналитичности. Жанровое обогащение дагестанской поэзии (элегии, сонеты, венки сонетов). Усиление роли малых жанров (надписи, четверостишия, восьмистишия, циклизация стихотворных жанров). Развитие жанра поэмы.

Нравственный поиск литературы народов Дагестана на современном этапе. Социально-нравственные конфликты эпохи застоя и их отражение в литературе, интерес к истории Дагестана. Повышение внимания к детской литературе. Задачи литературной критики и науки о литературе в новых условиях.

Демократический этап развития общества. Многообразие направлений в периодической печати. Характер современной публицистики.

Приоритет общечеловеческих ценностей в литературе и искусстве. Возрождение интереса к духовной литературе. Восстановление "белых пятен" в истории литературы. Расширение и углубление литературных связей.

Зарождение литературно-критической мысли Дагестана. Критика как барометр развития литературы, объяснения ею литературных явлений, их оценка. Значение литературоведческих и критических статей Э. Капиева, Г. Гаджибекова, Н. Капиевой, А. Тахо-Годи, Ш. Микаилова, А. Назаревича, К. Султанова в становлении дагестанской литературной критики. Литературно-критическая деятельность А. Агаева, К. Абукова, темы их статей. Роль литературно-критических работ Г. Гамзатова, А. Абдулатипова, А. Вагидова, Г. Гашарова, З. Акавова, С. Ахмедова, С. Хайбуллаева, М.-З. Аминова в истории национальной литературы.

Писатели и поэты о литературном труде и творческом процессе, о творчестве своих коллег, значение этих работ для понимания истории и теории литературы.

Аткай Аджаматов "На пахрулий бура" ("Я горжусь"), "Бюрунттул хъиртту" ("Оленьи рога").

Кияс Меджидов "Зунттаву кьариртсса къюк!" ("Сердце, оставленное в горах").

Юсуп Хаппалаев "Ва пула бупал кIанай" ("На моей Родине"), "Мюрщи щаращал щинну" ("Воды мелких родников").

Хизгил Авшалумов "Кьисас" ("Возмездие").

Теория литературы Понятие о сатире.

Абакар Мудунов "Оьттуву лархъсса цIу" ("Огонь в крови").

Муталиб Митаров "Чугурданиясса бусала" ("Сказание о чунгуре").

Абачара Гусейнаев "Городу Кумуху" ("Гъумучиял шагьрулухь"), "Бадрижат" ("Бадрижат").

Мирза Магомедов "Ккуллалул цIалцiи" ("Осколок снаряда"), "Солдатнал гьапай" ("На могиле солдата").

Расул Гамзатов "Ттул Дагъуспан" ("Мой Дагестан").

Ахмедхан Абу-Бакар "КIяласса сайгак" ("Белый сайгак").

Фазу Алиева "Къалин" ("Калым").

Зияутин Айдамиров "Кьалкьи" ("Старая шерсть").

Магомедзагид Аминов "Баврув, авчитал" ("Охотники"), "Вассалам, вакалам" ("Вассалам, вакалам").

Теория литературы. Понятие о юморе.

Кадрия "Ччавриясса бусала" ("Сказание о любви").

Казбек Мазаев "Удрида" ("Удрида").

78(2).7.2. Современная литература:

Сугури Увайсов "Бупал шяравалу" ("Родное село").

Мирза Давыдов "Душман ва дус" ("Друг и враг").

Ахмед Джачаев "Ппухълу" ("Отцы").

Сулейман Рабаданов "Ниттихъал яру" ("Глаза матерей").

Хизри Ильясов "Зана шаву" ("Возвращение").

Миясат Муслимова "Ниттихь" ("Матери").