41.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (калмыцкому) языку на уровне начального общего образования

41.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (калмыцкому) языку на уровне начального общего образования.

41.10.1. В результате изучения родного (калмыцкого) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (калмыцкого) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (калмыцкого) языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе родного (калмыцкого) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (калмыцкого) языка).

41.10.2. В результате изучения родного (калмыцкого) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

41.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (калмыцкого) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

41.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

41.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

41.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

41.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

41.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

41.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.

41.10.3. Предметные результаты изучения родного (калмыцкого) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

различать слово и предложение, слово и словосочетания, выделять слова из предложений;

делить речь на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем;

00000480.png

определять отличия калмыцкого алфавита от русского;

различать гласные и согласные звуки;

различать звонкие и глухие согласные звуки;

различать понятия "звук" и "буква";

00000481.png

характеризовать звуки речи с использованием схемы;

соотносить изучаемые звуки калмыцкого языка со звуками русского языка;

определять количество слогов в слове, делить слова на слоги (простые случаи);

правильно называть буквы калмыцкого алфавита, использовать знание последовательности букв калмыцкого алфавита для упорядочения небольшого списка слов;

писать прописные и строчные буквы, соединения буквы, слова;

писать специфические буквы калмыцкого языка 00000482.png, слова с буквами л, н, д, т;

определять функции букв я, ю, е, 00000483.wmz;

раздельно писать слова в предложении, ставить знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки, писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных), переносить слова по слогам;

правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объемом не более 25 слов;

писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3 - 5 слов, тексты объемом не более 15 - 20 слов, правописание которых не расходится с произношением;

понимать функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса;

находить и исправлять ошибки по изученным правилам;

понимать прослушанный текст;

00000484.png

читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;

находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;

составлять предложение из набора форм слов;

восстанавливать деформированные предложения;

читать схемы предложения, соотносить предложения и его схемы, составлять предложения по схеме и с заданными словами;

устно составлять текст из 3 - 5 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям;

распознавать русские заимствования в текстах на калмыцком языке;

использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач;

считать от 1 до 10 и десятками.

41.10.4. Предметные результаты изучения родного (калмыцкого) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

осознавать язык как основное средство общения;

использовать наблюдение и анализ как методы познания языка;

определять количество слогов в слове, делить слово на слоги;

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава;

находить однокоренные слова;

выделять в слове корень (простые случаи);

выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение многозначных слов по учебным словарям, случаи употребления синонимов и антонимов;

распознавать слова, отвечающие на вопросы "Кен?" ("кто?"), "Юн?" ("что?");

распознавать слова, отвечающие на вопросы "Ю 00000485.png?" ("что делает?"), распознавать слова, отвечающие на вопросы "Ямаран" ("какой"), 00000486.png? ("чей?");

определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

писать прописную букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях, раздельно писать предлоги с именами существительными;

правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объемом не более 35 слов;

писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объемом не более 25 - 35 слов с учетом изученных правил правописания;

пользоваться словарем в учебнике;

строить устное диалогическое и монологическое высказывания (5 - 6 предложений на определенную тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;

00000487.png

составлять устный рассказ по репродукции картины;

формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1 - 2 предложения);

выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;

составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;

обсуждать особенности жанра поздравления в ходе анализа предложенных примеров поздравлений, анализ структуры текстов поздравлений;

определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;

составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;

объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия.

41.10.5. Предметные результаты изучения родного (калмыцкого) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

объяснять значение калмыцкого языка как языка национального общения;

характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, различать однокоренные слова и синонимы;

выявлять случаи употребления синонимов и антонимов, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;

распознавать слова, употребленные в прямом и переносном значении;

определять значение слова в тексте;

различать твердые и мягкие звуки, сомнительные гласные, согласные;

использовать старокалмыцкую письменность "Тодо бичиг";

различать особенности национальных праздников;

употреблять глаголы в устной и письменной форме: настоящее и прошедшее время;

наблюдать за ролью личных местоимений в тексте;

наблюдать за ролью наречий в тексте;

употреблять личные местоимения в речи;

наблюдать за ролью имен существительных в тексте;

распознавать имена существительные, определять грамматические признаки существительных: класс, число, падеж;

распознавать имена прилагательные, определять грамматические признаки прилагательных: класс, число, падеж;

находить главные и второстепенные члены предложения;

распознавать распространенные и нераспространенные предложения;

правильно списывать слова, предложения, тексты объемом не более 40 слов;

писать под диктовку тексты объемом не более 40 слов с учетом изученных правил правописания;

понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;

формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно и письменно (1 - 2 предложения);

строить устное диалогическое и монологическое высказывания (7 - 10 предложений на определенную тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2 - 4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;

00000488.png

00000489.png

определять ключевые слова в тексте;

определять тему текста и основную мысль текста;

корректировать текст;

объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия;

понимать основное содержание текстов в учебнике;

уточнять значение слова с помощью словаря;

участвовать в проектной деятельности.

41.10.6. Предметные результаты изучения родного (калмыцкого) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа;

осознавать роль языка как основного средства общения;

понимать роль калмыцкого языка как государственного языка Республики Калмыкия;

осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека;

подбирать к предложенным словам синонимы, антонимы;

выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту;

находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, окончание;

проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами, составлять схему состава слова;

устанавливать принадлежность слова к определенной части речи (в объеме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;

склонять имена существительные;

определять грамматические признаки имен прилагательных: число, падеж, форму;

распознавать и употреблять имена числительные, определять количественные и порядковые имена числительные;

устанавливать (находить) неопределенную форму глагола, определять время глагола;

определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо, число;

различать предложение, словосочетание и слово;

классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

различать распространенные и нераспространенные предложения;

распознавать предложения с однородными членами, составлять предложения с однородными членами, использовать предложения с однородными членами в речи;

понимать значимость вклада творческих личностей в развитие калмыцкой культуры: Джангарчи, художники, писатели, поэты;

правильно списывать тексты объемом не более 50 слов;

писать под диктовку тексты объемом не более 45 слов с учетом изученных правил правописания;

находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки по изученным правилам;

осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение), выбирать языковые средства в ситуации общения;

строить устное диалогическое и монологическое высказывания (11 - 15 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия;

начинать и поддерживать разговор в типовых ситуациях общения: "00000490.wmz 00000491.png, шовун далвагар" ("Человек держится помощью, птица - крыльями"), "00000492.png медсн - цецн" ("Знающий свою историю - мудрец"), "Олн 00000493.png туслхла - алдр нерн делгрх" ("Если служишь народу - имя твое вечно").

создавать небольшие устные и письменные тексты (3 - 5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и другие);

корректировать порядок предложений и частей текста;

осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);

осуществлять выборочный пересказ текста (устно);

писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;

использовать ознакомительное, изучающее чтение, поиск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию;

объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия;

понимать основное содержание текстов в учебнике;

уточнять значение слова с помощью словаря.