34.10. Планируемые результаты освоения программы по государственному (бурятскому) языку на уровне начального общего образования

34.10. Планируемые результаты освоения программы по государственному (бурятскому) языку на уровне начального общего образования.

34.10.1. В результате изучения государственного (бурятского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение государственного (бурятского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса бурятского языка как государственного языка Республики Бурятия;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе государственного (бурятского) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению государственного (бурятского) языка).

34.10.2. В результате изучения государственного (бурятского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

34.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления государственного (бурятского) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

34.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

34.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

34.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

34.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

34.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

34.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных образцов.

34.10.3. Предметные результаты изучения государственного (бурятского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

воспринимать на слух и понимать инструкции учителя в ходе ведения урока и выполнять их;

понимать на слух речь других обучающихся и вербально (невербально) реагировать на услышанное;

воспринимать на слух и понимать звучащие (время звучания текста для аудирования - до 0,4 минуты) учебные тексты, построенные на изученном языковом материале, с разной глубиной проникновения в их содержание, с использованием иллюстраций, а также с использованием языковой догадки;

вести диалог этикетного характера (приветствие и ответ на приветствие, знакомство, прощание) в рамках тематического содержания речи с соблюдением норм речевого этикета в объеме не менее 2 - 3 реплик со стороны каждого собеседника;

создавать устные монологические высказывания объемом не менее 2 - 3 фраз в рамках тематического содержания речи с использованием картинок, фотографий, вопросов, ключевых слов;

излагать основное содержание прослушанного или прочитанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами (объем - не менее 2 - 3 фраз);

читать вслух тексты объемом до 30 слов, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и правильную интонацию;

читать про себя и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (объем текста для чтения до 60 слов);

воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы бурятского алфавита;

соотносить графический образ слова с его звуковым образом;

списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей;

дописывать предложения в соответствии с решаемой учебной задачей;

отвечать письменно на вопросы;

различать на слух и произносить бурятские звуки;

соблюдать тоническое (музыкальное) ударение в изученных словах;

соблюдать особенности интонации в повествовательных, вопросительных и побудительных предложениях;

правильно писать бурятские буквы и изученные слова;

использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения;

употреблять в устной и письменной речи не менее 80 изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) в их основных значениях;

группировать лексику по тематическому принципу;

употреблять в устной и письменной речи изученные синонимы и антонимы, заимствованные слова;

употреблять в устной и письменной речи изученные морфологические формы и синтаксические конструкции в рамках тематического содержания речи;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные грамматические формы: имена существительные в единственном числе, указательные местоимения (энэ, тэрэ), вопросительные местоимения (хэн?, юун?), личные местоимения в родительном падеже (минии, шинии, тэрэнэй), имена прилагательные, обозначающие цвет, качества человека, количественные числительные (1 - 10), конструкция "числительное + имя существительное" в единственном числе (хоёр ном);

использовать отдельные социокультурные элементы речевого поведенческого этикета, принятые в бурятском языке в ситуациях общения (приветствие, прощание, знакомство);

различать небольшие произведения бурятского детского фольклора (рифмовки, стихи, песенки, пословицы, поговорки, загадки), персонажей детских сказок.

34.10.4. Предметные результаты изучения государственного (бурятского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

понимать на слух бурятскую речь, звучащую из различных источников (учитель, одноклассники, аудиозаписи) и вербально (невербально) реагировать на услышанное;

воспринимать на слух и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, со зрительными опорами или без опоры с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (время звучания текста для аудирования - до 0,5 минуты);

понимать на слух несложные диалогические тексты по изученным темам;

вести разные виды диалога (диалог этикетного характера, диалог - побуждение к действию, диалог-расспрос) в рамках тематического содержания речи в стандартных ситуациях общения с вербальными и (или) зрительными опорами, с соблюдением норм бурятского речевого этикета (не менее 3 - 4 реплик со стороны каждого собеседника);

создавать разные виды монологических высказываний с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объем монологического высказывания - не менее 3 - 4 фраз);

излагать основное содержание прослушанного или прочитанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами (объем - не менее 3 - 4 фраз);

декламировать стихи;

читать вслух тексты объемом до 40 слов, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и правильную интонацию;

читать про себя и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (объем текста для чтения до 80 слов);

списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей;

вставлять пропущенные буквы в слово или слова в предложение;

писать поздравление (с днем рождения, с праздником) с использованием образца;

составлять подписи к картинкам или их описывать по данному образцу;

правильно произносить слова со специфичными звуками бурятского языка;

произносить слова с тоническим (музыкальным) ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей;

правильно писать изученные слова;

использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятую при перечислении и обращении;

употреблять в устной и письменной речи не менее 180 изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) в их основных значениях;

употреблять в устной и письменной речи изученные синонимы и антонимы, заимствованные слова;

употреблять в устной и письменной речи изученные морфологические формы и синтаксические конструкции в рамках тематического содержания речи: имена существительные в единственном числе, указательные местоимения (энэ, тэрэ), вопросительные местоимения (хэн?, юун?, ямар?, хэнэй?), имена существительные в совместном падеже (-тай, -той, -тэй) со значением наличия предмета, личные местоимения в родительном падеже (минии, шинии, тэрэнэй, манай, танай, тэдэнэй), лично-предикативные частицы единственного числа (-б, -би), общий и специальный вопросы, вопросительные частицы (-б (бэ), 00000183.wmz), отрицательная частица (00000184.wmz), многократное причастие (-даг, -дэг, -дог), имена прилагательные, обозначающие цвет, качества человека, размер, форму предмета, количественные числительные (1 - 10), конструкция "числительное + имя существительное" в единственном числе (хоёр ном), конструкция "имя существительное в орудном падеже + многократное причастие" (морёор ябадаг);

использовать отдельные социокультурные элементы речевого поведенческого этикета бурятского языка в некоторых ситуациях общения (приветствие, прощание, знакомство);

различать значения бурятских имен, терминов родства, названия национальных видов спорта;

различать небольшие произведения бурятского детского фольклора (рифмовки, стихи, песенки, пословицы, поговорки, загадки), персонажей детских сказок.

34.10.5. Предметные результаты изучения государственного (бурятского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

понимать на слух бурятскую речь, звучащую из различных источников (учитель, одноклассники, аудиозаписи) и вербально (невербально) реагировать на услышанное;

воспринимать на слух и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, со зрительными опорами или без опоры с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (время звучания текста для аудирования - до 0,5 минуты);

вести разные виды диалога (диалог этикетного характера, диалог - побуждение к действию, диалог-расспрос) в рамках тематического содержания речи в стандартных ситуациях общения с вербальными и (или) зрительными опорами, с соблюдением норм бурятского речевого этикета (не менее 4 - 5 реплик со стороны каждого собеседника);

создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика, повествование) с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках тематического содержания речи с использованием усвоенной лексики и языковых знаний (объем монологического высказывания - не менее 4 - 5 фраз);

излагать основное содержание прослушанного или прочитанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами (объем - не менее 4 - 5 фраз);

составлять собственный текст по образцу;

декламировать стихи, рифмовки;

читать вслух тексты объемом до 60 слов, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и правильную интонацию;

читать про себя и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (объем текста для чтения до 120 слов);

читать про себя несплошные тексты (таблицы) и понимать представленную в них информацию;

списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей;

писать ответы на заданные вопросы с использованием изученного лексико-грамматического материала;

самостоятельно составлять и записывать текст по изучаемой теме;

выполнять небольшие письменные творческие задания;

создавать подписи к картинкам с пояснением, что на них изображено;

произносить слова и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей;

соблюдать особенности интонации в повествовательных (в утвердительных и отрицательных) и побудительных предложениях, а также в изученных типах вопросов;

правильно писать изученные слова;

использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятую при перечислении и обращении;

употреблять в устной и письменной речи не менее 300 изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) в их основных значениях;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные синонимы и антонимы;

различать: имена существительные в винительном, исходном, дательно-местном падежах, имена числительные в винительном, исходном, дательно-местном падежах, личные местоимения в дательно-местном падеже, послелоги направления, места, составные количественные числительные, лично-предикативные частицы множественного числа (-бди, -би), имена существительные в совместном падеже (-тай, -той, -тэй) со значением "с кем", "с чем", будущее время глагола, аффиксы личного притяжания (-мни, -шни), просительная, приказательная, наставительная, пригласительная формы глагола, отрицательная частица 00000185.png, длительный вид глагола, основные коммуникативные типы предложений: повествовательное, вопросительное, побудительное;

использовать наиболее употребительных элементов бурятского речевого этикета в ситуациях общения (выражение просьбы, приказа, наставления, приглашения к совместному действию);

владеть информацией о небольших произведениях бурятского детского фольклора (пословицы, поговорки, стихи, песенки), персонажах детских книг;

использовать названия традиционной бурятской утвари, видов традиционной пищи бурят, национальной одежды, традиции определения и называния времени суток у бурят.

34.10.6. Предметные результаты изучения государственного (бурятского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

понимать на слух высказывания других обучающихся, небольшие тексты и сообщения, построенные на изученном речевом материале;

выполнять упражнения на снятие лингвистических трудностей;

понимать на слух информацию, которая содержится в предъявляемом тексте, определять основную мысль текста, отделять основную мысль от второстепенных, передавать его содержание по вопросам;

вести разные виды диалога (диалог этикетного характера, диалог - побуждение к действию, диалог-расспрос) в рамках тематического содержания речи в стандартных ситуациях общения с вербальными и (или) зрительными опорами, с соблюдением норм бурятского речевого этикета (не менее 5 - 6 реплик со стороны каждого собеседника);

создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика, повествование) с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объем монологического высказывания - не менее 5 - 6 фраз);

излагать основное содержание прослушанного или прочитанного текста по содержанию изученных тем с вербальными и (или) зрительными опорами (объем - не менее 5 - 6 фраз);

кратко излагать результаты выполненной проектной работы (объем - не менее 5 - 6 фраз);

декламировать стихи;

читать вслух тексты объемом до 60 слов, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и правильную интонацию;

читать про себя учебные и несложные адаптированные аутентичные тексты (объем текста для чтения до 120 слов), содержащие отдельные незнакомые слова, с пониманием основного содержания или с пониманием запрашиваемой информации;

читать текст с выделением наиболее важных в смысловом плане предложений;

читать текст с выделением предложений, выражающих основную идею текста;

читать текст с прогнозированием основной темы текста;

читать несплошные тексты и понимать представленную в них информацию;

заполнять простые анкеты с указанием информации о себе (имя, фамилия, возраст, место жительство - страна проживания, город (село) в соответствии с нормами бурятского языка;

писать формулировки тезисов (составлять план);

выписывать цитаты из текста к заданным вопросам;

писать вопросы по теме, проблеме текста;

составлять и писать небольшие тексты по изучаемой теме;

произносить слова и предложения с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей;

соблюдать особенности интонации в повествовательных (утвердительных и отрицательных) и побудительных предложениях, а также в изученных типах вопросов;

правильно писать бурятские слова;

использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятую при перечислении и обращении;

употреблять в устной и письменной речи не менее 400 изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) в их основных значениях;

употреблять в речи изученные синонимы и антонимы, заимствованные слова;

различать: количественные числительные (10 - 100), порядковые числительные, имена прилагательные, превосходную степень прилагательных, родительный падеж имен существительных, дательно-местный падеж имен существительных, модальные слова дуратай, хэрэгтэй, личные местоимения в винительном падеже, настоящее время глагола;

наиболее употребительные социокультурные элементы речевого поведенческого этикета, принятых в бурятском языке, в следующих ситуациях общения (выражение благодарности);

различать доступные в языковом отношении образцы детской поэзии на бурятском языке, небольшие произведения бурятского детского фольклора (пословицы, поговорки, стихи, благопожелания, песни);

использовать в речи информацию о Республике Бурятия, ее флоре и фауне, названия бурятских национальных праздников (Сагаалган, Сурхарбаан), описывать происхождения и значения национальных праздников, названия годов по восточному календарю, названия месяцев у бурят, символику чисел и цвета у бурят, особенности национальной традиционной одежды бурят;

использовать информацию о родословной.