34.10. Планируемые результаты освоения программы по государственному (бурятскому) языку на уровне начального общего образования
34.10. Планируемые результаты освоения программы по государственному (бурятскому) языку на уровне начального общего образования.
34.10.1. В результате изучения государственного (бурятского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение государственного (бурятского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса бурятского языка как государственного языка Республики Бурятия;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе государственного (бурятского) языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению государственного (бурятского) языка).
34.10.2. В результате изучения государственного (бурятского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
34.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления государственного (бурятского) языка с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
34.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
34.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.
34.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
34.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
34.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.
34.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных образцов.
34.10.3. Предметные результаты изучения государственного (бурятского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
воспринимать на слух и понимать инструкции учителя в ходе ведения урока и выполнять их;
понимать на слух речь других обучающихся и вербально (невербально) реагировать на услышанное;
воспринимать на слух и понимать звучащие (время звучания текста для аудирования - до 0,4 минуты) учебные тексты, построенные на изученном языковом материале, с разной глубиной проникновения в их содержание, с использованием иллюстраций, а также с использованием языковой догадки;
вести диалог этикетного характера (приветствие и ответ на приветствие, знакомство, прощание) в рамках тематического содержания речи с соблюдением норм речевого этикета в объеме не менее 2 - 3 реплик со стороны каждого собеседника;
создавать устные монологические высказывания объемом не менее 2 - 3 фраз в рамках тематического содержания речи с использованием картинок, фотографий, вопросов, ключевых слов;
излагать основное содержание прослушанного или прочитанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами (объем - не менее 2 - 3 фраз);
читать вслух тексты объемом до 30 слов, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и правильную интонацию;
читать про себя и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (объем текста для чтения до 60 слов);
воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы бурятского алфавита;
соотносить графический образ слова с его звуковым образом;
списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей;
дописывать предложения в соответствии с решаемой учебной задачей;
отвечать письменно на вопросы;
различать на слух и произносить бурятские звуки;
соблюдать тоническое (музыкальное) ударение в изученных словах;
соблюдать особенности интонации в повествовательных, вопросительных и побудительных предложениях;
правильно писать бурятские буквы и изученные слова;
использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения;
употреблять в устной и письменной речи не менее 80 изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) в их основных значениях;
группировать лексику по тематическому принципу;
употреблять в устной и письменной речи изученные синонимы и антонимы, заимствованные слова;
употреблять в устной и письменной речи изученные морфологические формы и синтаксические конструкции в рамках тематического содержания речи;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные грамматические формы: имена существительные в единственном числе, указательные местоимения (энэ, тэрэ), вопросительные местоимения (хэн?, юун?), личные местоимения в родительном падеже (минии, шинии, тэрэнэй), имена прилагательные, обозначающие цвет, качества человека, количественные числительные (1 - 10), конструкция "числительное + имя существительное" в единственном числе (хоёр ном);
использовать отдельные социокультурные элементы речевого поведенческого этикета, принятые в бурятском языке в ситуациях общения (приветствие, прощание, знакомство);
различать небольшие произведения бурятского детского фольклора (рифмовки, стихи, песенки, пословицы, поговорки, загадки), персонажей детских сказок.
34.10.4. Предметные результаты изучения государственного (бурятского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
понимать на слух бурятскую речь, звучащую из различных источников (учитель, одноклассники, аудиозаписи) и вербально (невербально) реагировать на услышанное;
воспринимать на слух и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, со зрительными опорами или без опоры с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (время звучания текста для аудирования - до 0,5 минуты);
понимать на слух несложные диалогические тексты по изученным темам;
вести разные виды диалога (диалог этикетного характера, диалог - побуждение к действию, диалог-расспрос) в рамках тематического содержания речи в стандартных ситуациях общения с вербальными и (или) зрительными опорами, с соблюдением норм бурятского речевого этикета (не менее 3 - 4 реплик со стороны каждого собеседника);
создавать разные виды монологических высказываний с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объем монологического высказывания - не менее 3 - 4 фраз);
излагать основное содержание прослушанного или прочитанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами (объем - не менее 3 - 4 фраз);
читать вслух тексты объемом до 40 слов, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и правильную интонацию;
читать про себя и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (объем текста для чтения до 80 слов);
списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей;
вставлять пропущенные буквы в слово или слова в предложение;
писать поздравление (с днем рождения, с праздником) с использованием образца;
составлять подписи к картинкам или их описывать по данному образцу;
правильно произносить слова со специфичными звуками бурятского языка;
произносить слова с тоническим (музыкальным) ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей;
правильно писать изученные слова;
использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятую при перечислении и обращении;
употреблять в устной и письменной речи не менее 180 изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) в их основных значениях;
употреблять в устной и письменной речи изученные синонимы и антонимы, заимствованные слова;
употреблять в устной и письменной речи изученные морфологические формы и синтаксические конструкции в рамках тематического содержания речи: имена существительные в единственном числе, указательные местоимения (энэ, тэрэ), вопросительные местоимения (хэн?, юун?, ямар?, хэнэй?), имена существительные в совместном падеже (-тай, -той, -тэй) со значением наличия предмета, личные местоимения в родительном падеже (минии, шинии, тэрэнэй, манай, танай, тэдэнэй), лично-предикативные частицы единственного числа (-б, -би), общий и специальный вопросы, вопросительные частицы (-б (бэ), ), отрицательная частица (), многократное причастие (-даг, -дэг, -дог), имена прилагательные, обозначающие цвет, качества человека, размер, форму предмета, количественные числительные (1 - 10), конструкция "числительное + имя существительное" в единственном числе (хоёр ном), конструкция "имя существительное в орудном падеже + многократное причастие" (морёор ябадаг);
использовать отдельные социокультурные элементы речевого поведенческого этикета бурятского языка в некоторых ситуациях общения (приветствие, прощание, знакомство);
различать значения бурятских имен, терминов родства, названия национальных видов спорта;
различать небольшие произведения бурятского детского фольклора (рифмовки, стихи, песенки, пословицы, поговорки, загадки), персонажей детских сказок.
34.10.5. Предметные результаты изучения государственного (бурятского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
понимать на слух бурятскую речь, звучащую из различных источников (учитель, одноклассники, аудиозаписи) и вербально (невербально) реагировать на услышанное;
воспринимать на слух и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, со зрительными опорами или без опоры с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (время звучания текста для аудирования - до 0,5 минуты);
вести разные виды диалога (диалог этикетного характера, диалог - побуждение к действию, диалог-расспрос) в рамках тематического содержания речи в стандартных ситуациях общения с вербальными и (или) зрительными опорами, с соблюдением норм бурятского речевого этикета (не менее 4 - 5 реплик со стороны каждого собеседника);
создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика, повествование) с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках тематического содержания речи с использованием усвоенной лексики и языковых знаний (объем монологического высказывания - не менее 4 - 5 фраз);
излагать основное содержание прослушанного или прочитанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами (объем - не менее 4 - 5 фраз);
составлять собственный текст по образцу;
декламировать стихи, рифмовки;
читать вслух тексты объемом до 60 слов, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и правильную интонацию;
читать про себя и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (объем текста для чтения до 120 слов);
читать про себя несплошные тексты (таблицы) и понимать представленную в них информацию;
списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей;
писать ответы на заданные вопросы с использованием изученного лексико-грамматического материала;
самостоятельно составлять и записывать текст по изучаемой теме;
выполнять небольшие письменные творческие задания;
создавать подписи к картинкам с пояснением, что на них изображено;
произносить слова и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей;
соблюдать особенности интонации в повествовательных (в утвердительных и отрицательных) и побудительных предложениях, а также в изученных типах вопросов;
правильно писать изученные слова;
использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятую при перечислении и обращении;
употреблять в устной и письменной речи не менее 300 изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) в их основных значениях;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные синонимы и антонимы;
различать: имена существительные в винительном, исходном, дательно-местном падежах, имена числительные в винительном, исходном, дательно-местном падежах, личные местоимения в дательно-местном падеже, послелоги направления, места, составные количественные числительные, лично-предикативные частицы множественного числа (-бди, -би), имена существительные в совместном падеже (-тай, -той, -тэй) со значением "с кем", "с чем", будущее время глагола, аффиксы личного притяжания (-мни, -шни), просительная, приказательная, наставительная, пригласительная формы глагола, отрицательная частица , длительный вид глагола, основные коммуникативные типы предложений: повествовательное, вопросительное, побудительное;
использовать наиболее употребительных элементов бурятского речевого этикета в ситуациях общения (выражение просьбы, приказа, наставления, приглашения к совместному действию);
владеть информацией о небольших произведениях бурятского детского фольклора (пословицы, поговорки, стихи, песенки), персонажах детских книг;
использовать названия традиционной бурятской утвари, видов традиционной пищи бурят, национальной одежды, традиции определения и называния времени суток у бурят.
34.10.6. Предметные результаты изучения государственного (бурятского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
понимать на слух высказывания других обучающихся, небольшие тексты и сообщения, построенные на изученном речевом материале;
выполнять упражнения на снятие лингвистических трудностей;
понимать на слух информацию, которая содержится в предъявляемом тексте, определять основную мысль текста, отделять основную мысль от второстепенных, передавать его содержание по вопросам;
вести разные виды диалога (диалог этикетного характера, диалог - побуждение к действию, диалог-расспрос) в рамках тематического содержания речи в стандартных ситуациях общения с вербальными и (или) зрительными опорами, с соблюдением норм бурятского речевого этикета (не менее 5 - 6 реплик со стороны каждого собеседника);
создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика, повествование) с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объем монологического высказывания - не менее 5 - 6 фраз);
излагать основное содержание прослушанного или прочитанного текста по содержанию изученных тем с вербальными и (или) зрительными опорами (объем - не менее 5 - 6 фраз);
кратко излагать результаты выполненной проектной работы (объем - не менее 5 - 6 фраз);
читать вслух тексты объемом до 60 слов, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и правильную интонацию;
читать про себя учебные и несложные адаптированные аутентичные тексты (объем текста для чтения до 120 слов), содержащие отдельные незнакомые слова, с пониманием основного содержания или с пониманием запрашиваемой информации;
читать текст с выделением наиболее важных в смысловом плане предложений;
читать текст с выделением предложений, выражающих основную идею текста;
читать текст с прогнозированием основной темы текста;
читать несплошные тексты и понимать представленную в них информацию;
заполнять простые анкеты с указанием информации о себе (имя, фамилия, возраст, место жительство - страна проживания, город (село) в соответствии с нормами бурятского языка;
писать формулировки тезисов (составлять план);
выписывать цитаты из текста к заданным вопросам;
писать вопросы по теме, проблеме текста;
составлять и писать небольшие тексты по изучаемой теме;
произносить слова и предложения с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей;
соблюдать особенности интонации в повествовательных (утвердительных и отрицательных) и побудительных предложениях, а также в изученных типах вопросов;
правильно писать бурятские слова;
использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятую при перечислении и обращении;
употреблять в устной и письменной речи не менее 400 изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) в их основных значениях;
употреблять в речи изученные синонимы и антонимы, заимствованные слова;
различать: количественные числительные (10 - 100), порядковые числительные, имена прилагательные, превосходную степень прилагательных, родительный падеж имен существительных, дательно-местный падеж имен существительных, модальные слова дуратай, хэрэгтэй, личные местоимения в винительном падеже, настоящее время глагола;
наиболее употребительные социокультурные элементы речевого поведенческого этикета, принятых в бурятском языке, в следующих ситуациях общения (выражение благодарности);
различать доступные в языковом отношении образцы детской поэзии на бурятском языке, небольшие произведения бурятского детского фольклора (пословицы, поговорки, стихи, благопожелания, песни);
использовать в речи информацию о Республике Бурятия, ее флоре и фауне, названия бурятских национальных праздников (Сагаалган, Сурхарбаан), описывать происхождения и значения национальных праздников, названия годов по восточному календарю, названия месяцев у бурят, символику чисел и цвета у бурят, особенности национальной традиционной одежды бурят;
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей