52.9. Содержание обучения в 4 классе

52.9. Содержание обучения в 4 классе.

52.9.1. Общие сведения о родном языке.

Родной язык - одна из главных духовно-нравственных ценностей народа.

52.9.2. Речь. Текст.

Значение языка и речи в жизни людей, о роли языка в жизни. Текст как основная единица речи. Текст как структурная единица. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

Сопоставление текста и отдельных предложений, необъединенных общей темой.

Тема и главная мысль текста.

52.9.3. Предложение. Словосочетание.

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении при помощи смысловых вопросов. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого.

Различение главных и второстепенных членов предложения.

Различение второстепенных членов предложения (по вопросам, не употребляя термины). Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Однородные члены предложения, использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Предложения с однородными членами без союзов и с союзами "ва" ("и"), "амма" ("но"), "жагь...жагь" ("то...то"). Предложение с обращением.

Запятая в предложениях с однородными членами.

Сложные предложения. Различение и употребление в речи простых и сложных предложений.

Словосочетание.

52.9.4. Морфемика.

Выделение значимых частей слова (корня, словообразующих и формообразующих суффиксов, окончания и основы слова).

Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.

Сложные слова (общее понятие).

Разбор слов по составу.

52.9.5. Морфология.

Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное, значение и употребление в речи. Собственные и нарицательные существительные. Имена существительные, отвечающие на вопросы "цу?" ("кто?"), "ци?" ("что?"), "щил?" ("кого?"), "ссал?" ("чего?"). Грамматические классы имен существительных. Число имен существительных. Основные падежи. Изменение имен существительных по основным падежам.

Местные падежи (практическое знакомство). Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов.

Имя прилагательное: значение, употребление в речи. Согласование имен прилагательных с именами существительными по грамматическим классам и числам. Субстантивированные имена прилагательные. Склонение субстантивированных прилагательных.

Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Употребление личных местоимений в речи.

Глагол, значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Глаголы с показателями грамматических классов. Изменение глаголов с классными показателями по грамматическим классам и числам. Времена глаголов. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам.

Отрицательные формы глаголов. Морфологический разбор глаголов.

Наречие: общее понятие, значение и употребление в речи.

52.9.6. Повторение.

Повторение изученного в 4 классе.

52.9.7. Развитие речи.

Ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и другие), диалог и монолог, отражение темы текста или основной мысли в заголовке. Корректирование текстов (заданных и собственных) с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.

Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста, выборочный устный пересказ текста).

Сочинение как вид письменной работы.

Поиск информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.