86.7. Содержание обучения во 2 классе

86.7. Содержание обучения во 2 классе.

86.7.1. Общие сведения о языке.

Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира. Методы познания языка: наблюдение, анализ.

86.7.2. Фонетика и графика.

Смыслоразличительная функция звуков, различение звуков и букв, различение ударных и безударных гласных звуков. Твердые и мягкие гласные звуки. Парные и непарные по твердости (мягкости) согласные звуки. Качественная характеристика звука: гласный или согласный, согласный твердый или мягкий, гласный мягкий или твердый.

Закон сингармонизма в чувашском языке: в слове гласные звуки бывают только одного ряда (ача, 00002518.png, курак, пилеш). Обозначение мягкости согласных звуков при письме. Функции ь. Использование при письме разделительных ъ и ь. Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных). Долгие и краткие согласные.

Деление слов на слоги (в том числе и при стечении согласных). Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного).

86.7.3. Орфоэпия.

Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного чувашского литературного языка. Произношение заимствованных слов.

86.7.4. Лексика.

Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова. Этикетные слова, термины родства (в объеме содержания курса). Исконно чувашские слова и слова, заимствованные из других языков. Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.

86.7.5. Морфология. Части речи.

Имя существительное: общее значение, вопросы "кам?" ("кто?"), 00002519.png ("что?"), употребление в речи. Употребление в чувашском языке вопроса, выраженного местоимением "кам?" ("кто?"), только для называния человека. Значение и употребление в речи. Имена существительные, обозначающие один предмет и множество предметов.

Имя прилагательное: общее значение, вопрос 00002520.png ("какой?", "какая?", "какое?", "какие?"), употребление в речи. Синонимичные и антонимичные имена прилагательные.

Глагол. Общее значение, вопросы: 00002521.png ("что делает?"), 00002522.png 00002523.png ("что делают?"), 00002524.png ("что делал?"), 00002525.png ("что делали?"). Глаголы близкие и противоположные по значению. Употребление в речи.

86.7.6. Синтаксис.

Предложение как единица языка и речи. Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Порядок слов в предложении, связь слов в предложении. Предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательная и невосклицательная. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

86.7.7. Орфография и пунктуация.

Формирование орфографической зоркости. Использование разных принципов правописания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов.

Применение правил правописания: перенос слов без стечения согласных, прописная буква в начале предложения, в именах собственных (имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия населенных пунктов, рек), правописание букв е, ю, я, ё в словах, правописание удвоенных согласных в корне слов (аппа, анне, атте), правописание мягкого знака в словах с гласными заднего ряда (00002526.png, 00002527.png, вулать), разделительный мягкий знак в словах (00002528.png, Марье, тухья), правописание заимствованных слов в пределах изучаемых тем, знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак.

86.7.8. Развитие речи.

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и другие). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.

Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа с использованием личных наблюдений и вопросов.

Письмо. Списывание текста. Диктант. Свободный диктант. Обучающее изложение. Знакомство с жанром письма.

Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, последовательность предложений в тексте, выражение в тексте законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. Типы текстов: описание, повествование и их особенности (первичное ознакомление). Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации.

Подробное изложение повествовательного текста объемом 30 - 45 слов с использованием вопросов.