156.5. Пояснительная записка

156.5. Пояснительная записка.

156.5.1. Программа по литературному чтению на родном (якутском) языке на уровне начального общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

156.5.2. Литературное чтение на родном (якутском) языке является ведущим учебным предметом начального общего образования, обеспечивающим познавательное, интеллектуальное, речевое, эмоциональное, эстетическое, творческое развитие обучающихся. Взаимосвязанное преподавание учебных предметов "Литературное чтение" и "Литературное чтение на родном (якутском) языке" создает условия для выстраивания единой системы гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания, обучения смысловому чтению, литературоведческой пропедевтике, анализу литературных произведений в контексте билингвального образования.

156.5.3. Фольклорные и литературные тексты, включенные в содержание программы, отобраны с учетом возрастных психологических особенностей восприятия детьми художественных произведений, воспитательного потенциала, позволяющего транслировать обучающимся традиционные российские духовно-нравственные ценности, представление различных жанров фольклора и литературы, языкового и культурного многообразия России.

156.5.4. В содержании программы по литературному чтению на родном (якутском) языке выделяются следующие содержательные линии: чтение фольклорных и литературных произведений; развитие основных видов речевой деятельности с учетом уровня владения родным языком, формирования билингвизма у обучающихся; обучение технике смыслового чтения; литературоведческая пропедевтика; поэтапное формирование первоначальных умений работы с текстом; творческая деятельность (придумывание возможного варианта развития сюжета сказок, рассказов, составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, чтение по ролям, инсценирование, выразительное чтение, сочинение и другие), формирование базовой библиографической культуры работы с книгами на якутском языке.

156.5.5. Изучение литературного чтения на родном (якутском) языке направлено на достижение следующих целей:

содействие становлению российской гражданской и этнокультурной идентичностей, формирование базовых навыков смыслового чтения и первоначальных литературоведческих понятий на родном (якутском) языке.

156.5.6. Достижение цели изучения литературного чтения на родном (якутском) языке определяется решением следующих задач:

формирование традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

осознание исторической преемственности поколений, личной ответственности за сохранение языкового и культурного наследия родного народа;

овладение техникой смыслового чтения (осознанным, правильным, беглым, выразительным чтением на уровне осмысления и понимания тематического и идейного содержания произведения);

обучение творческому чтению (развитие способности эмоционально воспринимать текст, понимать и воссоздавать прочитанное произведение, реализовать личностное восприятие прочитанного в творческой деятельности);

развитие речи на родном языке (обогащение лексического состава и грамматического строя, совершенствование орфоэпических навыков, связной речи);

овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий.

156.5.7. Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном (якутском) языке, - 112 часов: в 1 классе - 10 часов (1 час в неделю), во 2 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 34 часа (1 час в неделю).