29.7. Содержание обучения во 2 классе

29.7. Содержание обучения во 2 классе.

29.7.1. Добро пожаловать в школу!

Танышыу. Саламлашыу (Знакомство. Приветствие). Сен кимсе? Сиз кимсиз? (Кто ты? Кто вы?).

29.7.2. Наша школа.

Мени школум (Моя школа). Бюгюн дежурный кимди (Кто сегодня дежурный?). Бизни школ (Наша школа). Классда (В классе). Школ керекле (Школьные принадлежности). Мени школ кереклерим (Мои школьные принадлежности). Санайыкъ (Давайте считать). Санга ненча жыл болады? (Сколько тебе лет?). Ыйыкъны кюнлери (Дни недели). Бюгон, тамбла (Сегодня, завтра). Дерслени расписаниясы (Расписание уроков). Дерсде (На уроке). Переменада (На перемене).

29.7.3. Моя республика.

Мен Къабарты-Малкъарда жашайма (Я живу в Кабардино-Балкарии). Мен Нальчикде жашайма (Я живу в Нальчике). Бизни арбазда (В нашем дворе). Мен элде жашайма (Я живу в селе). Нальчикде экскурсияда (На экскурсии в Нальчике). Нени билдик? Неге юйрендик? (Что (мы) узнали? Чему (мы) научились?).

29.7.4. Я и моя семья.

Бизни юйюрюбюз (Наша семья). Ким болуп ишлейди? (Кем работает?). Ким болургъа сюесе? (Кем хочешь стать?). Адамны саны-чархы (Части тела человека). Ненг ауруйду? (Что у тебя болит?). Саулукъ (Здоровье). Аптекада (В аптеке). Тазалыкъ (Чистота). Мени кюнюм (Режим дня). Мен юйде болушама (Я помогаю по дому).

29.7.5. Пища, продукты.

Мен не ашаргъа сюеме (Что я люблю есть). Татымлы, татыулу... (Питательно, вкусно...). 00000031.wmz, жемишле (Фрукты, ягоды). Тахта 00000032.wmz (Овощи). Сюеме - сюймейме, жаратама - жаратмайма (Люблю - не люблю, нравится - не нравится). Эрттен азыкъ (Завтрак). Тюш азыкъ (Обед). Базарда (На рынке). Аш-азыкъ тюкенде (В продуктовом магазине).

29.7.6. Посуда.

Сауутла, адырла (Посуда). Не бла? (Чем?). Къайдан? (Откуда?). Къонакъгъа келигиз! (Приходите в гости!).

29.7.7. Одежда.

Юс кийим (Одежда). Неден этилгенди? (Из чего сделано?). Тюкенде не сатылады? (Что продается в магазине?). Кийим тюкенде (В магазине одежды). Сау кий! (Носи на здоровье!). Къачан киеме? (Когда надеваю?). Нени билдик? Неге юйрендик? (Что (мы) узнали? Чему (мы) научились?).

29.7.8. Наши друзья.

Мени татлы тенг къызым (Моя лучшая подруга). Мени 00000033.wmz (Мой друг). Мени итим (Моя собака). Эл арбазда (В сельском дворе). Юй къанатлыла (Домашние птицы). Мени къоянчыгъым (Мой кролик). Бизни сюйген юй жаныуарчыкъларыбыз (Наши любимые питомцы). Зоотюкенде (В зоомагазине). 00000034.wmz къагъыт жазама (Я пишу письмо другу).

29.7.9. Праздники.

Алгъышлау (Поздравление). Байрамла (Праздники). Жангы жылны байрамы (Новогодний праздник). Тиширыуланы кюню (Женский день). Илляула (Игрушки). Илляула тюкенде (В магазине игрушек). Нени билдик? Неге юйрендик? (Что (мы) узнали? Чему (мы) научились?).

29.7.10. Где я живу.

Бизни фатар (Наша квартира). Мени отоуум (Моя комната). Шахарны орамында (На улице в городе). Элде юй (Дом в селе). Бизни юй (Наш дом).

29.7.11. Природа.

Кюнню халы (Погода). Кюнню халы къалайды? (Какая погода?). Жылны кезиулери (Времена года). Жылны мен жаратхан кезиую (Мое любимое время года). Къар жауады (Снег идет). Чаналада учабыз (Катаемся на санках). Къанатлылагъа болушайыкъ! (Поможем пернатым!). Жаз башы келеди (Весна идет). Бахчада ишле (Работы в саду, огороде). Тахтада не ёседи? (Что растет на грядке?). Ариу жай (Красное лето). Терекле (Деревья).

29.7.12. Известные люди Балкарии.

Мёчюланы Кязим (Кязим Мечиев). Шахмырзаланы Саид (Шахмурзаев Саид). Сотталаны Адилгерий (Соттаев Адилгерий). Къулийланы Къайсын (Кулиев Кайсын). Байсолтанланы Алим (Байсултанов Алим). Зумакъулланы Танзиля (Зумакулова Танзиля). Уммайланы Мухажир (Уммаев Мухажир). Энейланы Тимур (Энеев Тимур). Проект иш "Малкъарны белгили адамы" (Проектная работа "Известная личность Балкарии").

Во 2 классе изучается языковой материал, обогащается лексика обучающихся. В разделах рассматриваются следующие вопросы грамматики: Гласные (ачыкъ харфла): а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я. Гласные звуки (ачыкъ тауушла): [а], [о], [у], [ы], [и], [э], [йо], [йу]. Звукобуквенный разбор слова. Вопросы сен кимсе? (кто ты?), сиз кимсиз? (кто вы?). Аффиксы 1 лица единственного числа: -ма, -ме. Аффикс -ладан. Вопрос во 2-м лице единственном числе: -мыса, -мисе, -муса, -мюсе. Вопрос во 2 лице множественном числе: -мы и -сыз, -ми и -сиз, -му и -суз, -мю и -сюз. Правописание имен людей. Аффиксы (подлежащего) адам (ким?), зат (не?) -ды, -ди, -ду, -дю. Вопрос не этеди? (что делает?). Аффиксы (сказуемого) -ды, -ди, -ду, -дю. Аффикс, образующий фамилию, -ладан. Пространственный аффикс -дады, -деди. Вопросительное предложение: Сен къайры бараса? (Куда ты идешь?). Восклицательное предложение: Кюн ахшы болсун! (Добрый день!) Жангы окъуу жыл бла! (С новым учебным годом!) Звук. Буква. Гласные звуки. Твердые гласные: [а], [о], [у], [ы]. Мягкие гласные [э], [ё], [и], [ю]. Аффиксы отрицания -ма, -ме (нужно - не нужно). Вопрос к числительным ненчанчы? (который по счету?). Аффиксы -нчы, -нчи, -ынчы -инчи, -унчу, -юнчю (числительные - десятки и сотня: 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100). Порядковые числительные (без использования терминологии). Словообразование. Аффиксы -лы, -ли, -лу, -лю. Аффиксы -дан, -ден (исходный падеж) (без использования терминологии). Вопрос къачан? (когда?) - Бюгюн (Сегодня). Тамбла (Завтра). Схема предложения со словом бла (союз и послелог) (без использования терминологии). Употребление слов хау (да), угъай (нет) в диалогах.

Согласные буквы (къысыкъла). Звонкие согласные (зынгырдауукъла): б, в, г, гъ, д, ж, з, й, л, м, н, нг, р, у; глухие согласные (тунакыла): п, ф, к, къ, т, ш, с, х, ц, ч, ш, щ. Слог (бёлюм). Вопрос не этеди? (что делает?). Аффиксы -ды, -ди, -ду, -дю. Аффиксы -дыла, -диле, -дула, -дюле. Вопрос не этеме? (что я делаю?). Аффиксы -ма, -ме (1-ого лица единственного числа) (без использования терминологии). Вопрос не этесе? (что ты делаешь?). Аффиксы -са, -се (2-ого лица) (без использования терминологии). Ударение (басым).

Принадлежность в 1-ом лице ед. числе. Местоимение мени (мой, моя, мое, мои) (без использования терминологии). Аффиксы -м, -ым, -им, -ум, -юм. Принадлежность во 2-ом лице единственном числе. Местоимение сени (твой, твоя, твое, твои). Аффиксы -нг, -ынг, -инг, -унг, -юнг. Принадлежность в 3 лице единственном числе. Местоимение аны (его, ее). Аффиксы -сы, -си, -су, -сю; -ы, -и, -у, -ю. Чередование согласных к - г. Чередование согласных къ - гъ. Чередование согласных п - б. Звук [ц] в балкарском языке. Уменьшительно-ласкательные аффиксы -чыкъ, -чик, -чукъ, -чюк. Принадлежность в 1 лице множественном числе. Местоимение бизни (наш, наша, наше, наши). Аффиксы -быз, -биз, -буз, -бюз, -ыбыз, -ибиз, -убуз, -юбюз. Принадлежность во 2 лице множественном числе. Местоимение сизни (ваш, ваша, ваше, ваши). Аффиксы -гъыз, -гиз, -гъуз, -гюз, -ыгъыз, -игиз, -угъуз, -югюз.

Наречия места и времени (без терминологии) мында (здесь), анда (там), ары (туда), бери (сюда), бюгюн (сегодня), тамбла (завтра), тюнене (вчера), эрттенликде (утром), тюшде (днем), ингирде (вечером), кече (ночью). Глаголы в настоящем времени (спряжение по лицам и числам).

Словообразовательные аффиксы -лы, -ли, -лу, -лю. Звук [э] в балкарском и русском языках. Буква е, звук [йэ] после гласных. Аффиксы -сыз, -сиз, -суз, -сюз. Вопросы (винительного падежа) "кимни?" ("кого?"), "нени?" ("что?"). Буква я, звук [йа] после гласных. Буква ю, звук [йу] после гласных. Вопрос "мен не этеме?" ("что я делаю?"). Аффиксы -ма, -ме. Вопрос "сен не этесе?" ("что ты делаешь?"). Аффиксы -са, -се. Вопрос "ол не этеди?" ("что он (она) делает?"). Аффиксы -ды, -ди, -ду, -дю. Вопрос "биз не этебиз?" ("что мы делаем?"). Аффиксы -быз, -биз, -буз, -бюз. Вопрос "сиз не этесиз?" ("что вы делаете?"). Аффиксы -сыз, -сиз, -суз, -сюз. Вопросы "не бла?" ("чем?"), "не бла?" ("с чем?"). Послелог бла. Схема предложения со словом, обозначающим признак предмета (определением) (без использования терминологии). Тилекчи жалгъау: -чы алчы (выражение просьбы: аффикс -чы): алчы - возьми-ка. Вопрос "къайдан?" ("откуда?"). Последний гласный слова (сёзню ахыр ачыгъы). Пространственный вопрос "къайдан?" ("откуда?"). Аффиксы -дан, -ден.

Схема предложения. Вопрос "ала не этедиле?" ("что они делают?"). Аффиксы 3 лица множественного числа -дыла, -диле, -дула, -дюле. Признак предмета. Буква ё, звук [йо] после гласных.

Правописание кличек животных. Перевод с балкарского языка на русский язык. Вопросы "ким?" ("кто?"), "не?" ("что?"), "не этесе?" ("что делаешь?"). Глагол во 2 лице единственном числе, настоящем времени. Вопрос "къаллай?" ("какой?"). Вспомогательные слова ("не бла?" - "чем?", "с чем?"). Тюрсюн (цвет), татыу (вкус), ёлчем (размер, объем). Болушлукъчу сёзле (вспомогательные слова). Лексика: однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы. Тамамлаучу болуш (винительный падеж), аффиксы: -ны, -ни, -ну, -ню. Вопросы: "кого? что?".

Слово. Предложение. Точка в предложении. Повествовательное предложение (без использования терминологии). Восклицательный знак в предложении. Восклицательное предложение (без использования терминологии). Вопросительный знак в предложении. Вопросительное предложение (без использования терминологии). Преобразование повествовательных предложений в вопросительные.

Вопросительные аффиксы -мы, -ми, -му, -мю. Образование предложений по схемам. Главные члены предложения: башчы (подлежащее), хапарчы (сказуемое). Знаки препинания в предложении.