55.10. Планируемые результаты освоения программы по государственному (марийскому) языку на уровне начального общего образования
55.10. Планируемые результаты освоения программы по государственному (марийскому) языку на уровне начального общего образования.
55.10.1. В результате изучения государственного (марийского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение государственного (марийского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса государственного (марийского) языка в Российской Федерации и в субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе государственного (марийского) языка;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению государственного (марийского) языка).
55.10.2. В результате изучения государственного (марийского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
55.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления государственного (марийского) языка с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
55.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
55.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.
55.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
55.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
55.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.
55.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.
55.10.3. Предметные результаты изучения государственного (марийского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
произносить правильно все буквы и звуки марийского языка;
использовать слова и словосочетания (от 150 до 200) в речи;
составлять 5 - 6 предложений о себе, о своей семье;
называть времена года, о каждом времени года составлять два - три предложения;
называть предметы, находящиеся в классе;
использовать в речи названия диких, домашних животных, птиц,
цветов, деревьев, ягод (15 - 20 наименований);
читать слова, словосочетания, предложения;
использовать в речи марийские топонимы;
писать буквы марийского алфавита;
писать слова, словосочетания, предложения;
различать глаголы, прилагательные, послелоги (в рамках требований программы) и использовать их в речи.
55.10.4. Предметные результаты изучения государственного (марийского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
понимать содержание текста (диалога, монолога), прозвучавшего в течение 1 минуты;
использовать в речи 250 - 300 слов и словосочетаний (включая слова, заимствованные с русского языка);
составлять диалог по теме, состоящий из 3 - 4 реплик;
составлять монологический текст из 5 - 6 предложений (в новой ситуации);
составлять монологический текст из 6 - 8 предложений, включая изученное в 1 классе;
составлять рассказ о себе, друге (имя, возраст, место жительства, любимое дело) объемом не менее 6 - 8 предложений;
составлять текст о своей семье и семье друга объемом не менее 6 - 8 предложений;
составлять предложения о погоде, о времени года: зима, весна объемом не менее 5 - 6 предложений;
составлять текст о Новом годе объемом не менее 5 - 6 предложений;
составлять рассказ о деревне объемом не менее 5 - 6 предложений;
составлять рассказ о режиме дня объемом не менее 5 - 6 предложений;
составлять текст о приеме пищи объемом не менее 5 - 6 предложений;
составлять рассказ о любимой игрушке и играх объемом не менее 5 - 6 предложений.
читать несложный текст вслух, понять содержание прочитанного;
отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
писать слова, словосочетания и предложения;
по рисунку составлять 3 - 4 предложения и записывать в тетради.
пользоваться готовыми синтаксическими конструкциями и клише, где представлен следующий грамматический материал: личные местоимения (изменение личных местоимений по падежам), существительные в именительном (родительном, дательном, винительном, местном, направительном падежах), слова с притяжательными суффиксами, глаголы в настоящем и будущем времени, отрицательная форма глаголов, повелительное наклонение глагола, количественные и порядковые числительные (их краткая и полная формы) послелоги дене, гыч, марте, наречия и послелоги, обозначающие место, наречия, обозначающие время (утром, вечером, днем), союзы ден, да, утвердительные и вопросительные предложения.
55.10.5. Предметные результаты изучения марийского (государственного) языка (горного и лугового). К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
понимать текст на слух (продолжительность звучания 1,5 минуты);
отвечать на вопросы по тексту.
использовать при говорении 350 - 400 слов и словосочетаний;
составлять диалог (4 - 5 реплик) по изучаемой теме и монолог (6 - 8 предложений).
составлять вопросы по прочитанному тексту;
определять основную мысль текста;
составлять 4 - 5 предложений по картине;
писать ответ по предложенному плану на основе прочитанного текста;
составлять поздравление по образцу;
составлять текст по изучаемой теме (5 - 6 предложений).
пользоваться готовыми синтаксическими конструкциями и клише, где представлен следующий грамматический материал: множественное число имен существительных, утвердительная и отрицательная форма второго прошедшего времени (единственное число), утвердительная и отрицательная форма глаголов желательного наклонения, утвердительная и отрицательная форма глаголов повелительного наклонения, утвердительная и отрицательная форма глаголов настоящего - будущего времени (единственного и множественного числа), утвердительная и отрицательная форма конструкции "деепричастие и вспомогательный глагол", полная и краткая форма прилагательных, превосходная степень прилагательных и наречий, наречия с суффиксами -ын, послелог гай, предложения с союзом манын, вопросительные предложения.
55.10.6. Предметные результаты изучения государственного (марийского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
понимать на слух текст продолжительностью 1 - 2 минуты, отвечать на вопросы по данному тексту.
использовать при говорении 450 - 500 слов и словосочетаний;
составлять диалог из 5 - 6 реплик по теме и монолог из 6 - 10 предложений.
читать текст и понимать его, выделять главную мысль;
составлять вопросы по тексту и отвечать на них.
составлять текст из 5 - 7 предложений;
составлять текст по картине из 7 - 8 предложений.
пользоваться готовыми синтаксическими конструкциями и клише, где представлен следующий грамматический материал: обстоятельственный падеж, суффиксы прилагательных: -се ( -со, ), существительные с суффиксами: -зе (-зо, ), -че (-чо, ), притяжательные суффиксы прилагательных, глагол с суффиксом -ем, второе прошедшее время глагола (множественного числа), отрицательные местоимения, краткая и полная форма прилагательных, сравнительная степень прилагательных, послелоги: дек, гоч, йыр, частицы: -ат, -ак, сложные существительные, сложные предложения с союзом гын, безударные гласны в конце слова.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей