55.10. Планируемые результаты освоения программы по государственному (марийскому) языку на уровне начального общего образования

55.10. Планируемые результаты освоения программы по государственному (марийскому) языку на уровне начального общего образования.

55.10.1. В результате изучения государственного (марийского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение государственного (марийского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса государственного (марийского) языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе государственного (марийского) языка;

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению государственного (марийского) языка).

55.10.2. В результате изучения государственного (марийского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

55.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления государственного (марийского) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

55.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

55.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

55.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

55.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

55.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

55.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.

55.10.3. Предметные результаты изучения государственного (марийского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

произносить правильно все буквы и звуки марийского языка;

использовать слова и словосочетания (от 150 до 200) в речи;

составлять 5 - 6 предложений о себе, о своей семье;

считать до 10;

называть времена года, о каждом времени года составлять два - три предложения;

называть предметы, находящиеся в классе;

называть 5 - 7 цветов;

использовать в речи названия диких, домашних животных, птиц,

цветов, деревьев, ягод (15 - 20 наименований);

читать слова, словосочетания, предложения;

использовать в речи марийские топонимы;

писать буквы марийского алфавита;

писать слова, словосочетания, предложения;

различать глаголы, прилагательные, послелоги (в рамках требований программы) и использовать их в речи.

55.10.4. Предметные результаты изучения государственного (марийского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

понимать содержание текста (диалога, монолога), прозвучавшего в течение 1 минуты;

составлять вопросы по тексту.

использовать в речи 250 - 300 слов и словосочетаний (включая слова, заимствованные с русского языка);

составлять диалог по теме, состоящий из 3 - 4 реплик;

составлять монологический текст из 5 - 6 предложений (в новой ситуации);

составлять монологический текст из 6 - 8 предложений, включая изученное в 1 классе;

считать до 100.

составлять рассказ о себе, друге (имя, возраст, место жительства, любимое дело) объемом не менее 6 - 8 предложений;

составлять текст о своей семье и семье друга объемом не менее 6 - 8 предложений;

составлять предложения о погоде, о времени года: зима, весна объемом не менее 5 - 6 предложений;

составлять текст о Новом годе объемом не менее 5 - 6 предложений;

составлять рассказ о деревне объемом не менее 5 - 6 предложений;

составлять рассказ о режиме дня объемом не менее 5 - 6 предложений;

составлять текст о приеме пищи объемом не менее 5 - 6 предложений;

составлять рассказ о любимой игрушке и играх объемом не менее 5 - 6 предложений.

правильно читать все буквы;

читать несложный текст вслух, понять содержание прочитанного;

отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

правильно писать все буквы;

писать слова, словосочетания и предложения;

по рисунку составлять 3 - 4 предложения и записывать в тетради.

пользоваться готовыми синтаксическими конструкциями и клише, где представлен следующий грамматический материал: личные местоимения (изменение личных местоимений по падежам), существительные в именительном (родительном, дательном, винительном, местном, направительном падежах), слова с притяжательными суффиксами, глаголы в настоящем и будущем времени, отрицательная форма глаголов, повелительное наклонение глагола, количественные и порядковые числительные (их краткая и полная формы) послелоги дене, гыч, марте, наречия и послелоги, обозначающие место, наречия, обозначающие время (утром, вечером, днем), союзы ден, да, утвердительные и вопросительные предложения.

55.10.5. Предметные результаты изучения марийского (государственного) языка (горного и лугового). К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

понимать текст на слух (продолжительность звучания 1,5 минуты);

отвечать на вопросы по тексту.

использовать при говорении 350 - 400 слов и словосочетаний;

составлять диалог (4 - 5 реплик) по изучаемой теме и монолог (6 - 8 предложений).

читать текст и понимать его;

составлять вопросы по прочитанному тексту;

определять основную мысль текста;

составлять план текста.

писать словарные диктанты;

составлять 4 - 5 предложений по картине;

писать ответ по предложенному плану на основе прочитанного текста;

составлять поздравление по образцу;

составлять текст по изучаемой теме (5 - 6 предложений).

пользоваться готовыми синтаксическими конструкциями и клише, где представлен следующий грамматический материал: множественное число имен существительных, утвердительная и отрицательная форма второго прошедшего времени (единственное число), утвердительная и отрицательная форма глаголов желательного наклонения, утвердительная и отрицательная форма глаголов повелительного наклонения, утвердительная и отрицательная форма глаголов настоящего - будущего времени (единственного и множественного числа), утвердительная и отрицательная форма конструкции "деепричастие и вспомогательный глагол", полная и краткая форма прилагательных, превосходная степень прилагательных и наречий, наречия с суффиксами -ын, послелог гай, предложения с союзом манын, вопросительные предложения.

55.10.6. Предметные результаты изучения государственного (марийского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

понимать на слух текст продолжительностью 1 - 2 минуты, отвечать на вопросы по данному тексту.

использовать при говорении 450 - 500 слов и словосочетаний;

составлять диалог из 5 - 6 реплик по теме и монолог из 6 - 10 предложений.

читать текст и понимать его, выделять главную мысль;

составлять вопросы по тексту и отвечать на них.

правильно писать слова;

отвечать на вопросы по теме;

писать поздравление;

составлять текст из 5 - 7 предложений;

составлять текст по картине из 7 - 8 предложений.

пользоваться готовыми синтаксическими конструкциями и клише, где представлен следующий грамматический материал: обстоятельственный падеж, суффиксы прилагательных: -се ( -со, 00001114.wmz), существительные с суффиксами: -зе (-зо, 00001115.wmz), -че (-чо, 00001116.wmz), притяжательные суффиксы прилагательных, глагол с суффиксом -ем, второе прошедшее время глагола (множественного числа), отрицательные местоимения, краткая и полная форма прилагательных, сравнительная степень прилагательных, послелоги: дек, гоч, йыр, частицы: -ат, -ак, сложные существительные, сложные предложения с союзом гын, безударные гласны в конце слова.