70.7. Содержание обучения в 1 классе

70.7. Содержание обучения в 1 классе.

70.7.1. Начальным этапом изучения родного (телеутского) языка в 1 классе является учебный курс "Обучение грамоте". На учебный курс "Обучение грамоте" рекомендуется отводить 2 часа в неделю: 1 час учебного предмета "Родной (телеутский) язык" и 1 час учебного предмета "Литературное чтение на родном (телеутском) языке". Продолжительность учебного курса "Обучение грамоте" зависит от уровня подготовки обучающихся и может составлять 22 учебные недели, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе может составлять 11 учебных недель.

70.7.1.1. Развитие речи.

Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей.

Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем.

Язык и речь. Речь устная и письменная.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственного опыта. Составление элементарного диалога на заданные темы и ситуации.

Речевой этикет в телеутском и русском языках (сравнение). Приветствие на телеутском языке.

70.7.1.2. Слово и предложение.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Составление предложения из заданных слов, по сюжетным картинкам.

Наблюдение над значением слова. Правильное употребление в речи слов, обозначающих предметы, их признаки и действия.

Порядок слов в предложении. Отработка интонационных навыков.

70.7.1.3. Фонетика.

Первоначальное представление о слове как единстве значения и звучания. Звуки речи. Смыслоразличительная функция звуков. Интонационное выделение звука на фоне слова. Звуковой анализ слова (совместно с учителем). Количество и последовательность звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним звуком (например, 00001439.png).

Различение гласных и согласных звуков. Особенность гласных звуков (твердые, мягкие). Особенность согласных звуков. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков. Моделирование звукового состава слова с отражением в модели качественной характеристики звука (гласные, согласные).

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая функция гласных звуков. Деление слов на слоги.

Ударение. Способы его выделения. Слогоударные схемы.

70.7.1.4. Графика.

Различение звука и буквы. Буква как знак звука. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Звуки телеутского и русского языков (сравнение).

Телеутский алфавит. Правильное называние букв телеутского алфавита. Алфавитный порядок слов.

70.7.1.5. Чтение.

Формирование навыка слогового чтения. Слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу обучающегося.

Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и небольших текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Выразительное чтение коротких текстов и стихотворений, их перевод на русский язык (с помощью учителя). Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.

Орфографическое и орфоэпическое чтение слов (без терминов). Проговаривание (орфографическое чтение) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

70.7.1.6. Письмо.

Обучение письму и формирование каллиграфического навыка. Знакомство с гигиеническими требованиями при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки.

Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

Овладение начертанием письменных прописных и строчных букв.

Понимание функции небуквенных графических средств - пробела между словами и знака переноса.

Письмо под диктовку слов и небольших предложений.

Усвоение приемов и последовательности правильного списывания слов, предложений и текста.

70.7.2. Систематический курс.

70.7.2.1. Фонетика, графика, орфоэпия, орфография.

Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы, их обозначающие. Согласные звуки и буквы, их обозначающие. Звуки и буквы, характерные для телеутского языка.

Буквы т и j. Значение букв е, ё, ю, я. Буквы ь и ъ. Буквы, употребляющиеся только в заимствованных словах. Слог. Определение количества слогов в слове. Перенос слова. Раздельное написание слов в предложении. Прописная буква в именах, фамилиях и отчествах людей, кличках животных, топонимах.

70.7.2.2. Слово, предложение.

Слово и слог, слово и предложение. Слово в его номинативной функции. Слова, обозначающие предметы, их признаки и действия (по вопросам). Смысловая связь слов в словосочетании (общее представление) и предложении (по вопросам).

70.7.2.3. Развитие речи.

Наша речь. Речь устная и письменная: основные отличия. Слово как единица речи. Роль слова в речи. Предложение как единица речи. Составление предложений из заданных слов, их перевод на русский язык (с помощью учителя). Границы предложения в деформированном тексте. Интонация конца предложения. Текст как единица речи. Озаглавливание текста. Составление собственного текста. Этикетная лексика. Списывание текста (2 - 3 предложения) по предложенному алгоритму.