138.9. Содержание обучения в 3 классе

138.9. Содержание обучения в 3 классе.

138.9.1. Тувинский язык, тувинский народ, тувинская земля - священные камни твоего очага.

00005412.png

В.С. Донгак. Стихотворение "00005413.wmz Тывам кижилери" ("Люди моей родной Тувы").

Ч.Ч. Куулар. Стихотворение "Эртинелиг бурун Тывам" ("Жемчужная древняя Тува моя").

138.9.2. Времена года. Богатая осень моя.

С.С. Сюрюн-оол. Стихотворение "Чанган куштар" ("Перелетные птицы").

Х.М. Ойдан-оол. Рассказ "Баштайгы сегиржип алыышкын" ("Первая схватка").

00005414.png

138.9.3. Малые жанры устного народного творчества.

Загадки. Пословицы. Поговорки. Скороговорки. Народные песни. Частушки. Припевки при играх.

138.9.4. Учись учиться.

О.О. Сувакпит. Рассказ "Камналга" ("Бережливость").

00005415.png

138.9.5. Хорошая работа - немеркнущая слава.

С.А. Сарыг-оол. "Дуза када бергеним" ("Как я начал помогать") (отрывки из повести "Повесть об Ангыр-ооле").

К.-Э.К. Кудажы. Басня "Маргылдаа" ("Спор").

138.9.6. Братья наши меньшие.

Х.М. Ойдан-оол. Рассказ "Эгерек биле эзирик" ("Эгерек и косуля").

00005416.png

Л.Б. Чадамба. Стихотворение "Кушкаштар" ("Птички").

138.9.7. Секреты природы.

С.А. Сарыг-оол. Стихотворение "Саржаг дажыглааны" ("Заготовка древесного сока").

00005417.png

138.9.8. Времена года. Белоснежная зима моя.

Л.Б. Чадамба. Стихотворение "Кыжын" ("Зимой").

00005418.png

138.9.9. Признаешь свои недостатки - груз с плеч.

00005419.png

00005420.png

Э.Д. Кечил-оол. Рассказ "Кеземче" ("Наказание").

00005421.png

138.9.10. Будем беречь природу!

00005422.png

00005423.png

00005424.png

00005425.png

138.9.11. С другом - весело, в дружбе - сила!

00005426.png

С.К. Тока. "Черликпен" ("Черликпен") (отрывок из романа "Слово арата").

138.9.12. Литературные сказки.

Ш.М. Суван. Сказка-пьеса "Алдын-Кушкаш" ("Золотая птица").

С.А. Сарыг-оол. Сказка в стихах "Шиижекчигеш" ("Чижик").

К.Т. Тюлюш. Сказка "Улуургак, билииргек Дагаажык" ("Высокомерный, зазнавшийся Цыпленок").

138.9.13. Удалой молодец.

С.С. Сюрюн-оол. Стихотворение "Кызыгааржыга" ("Пограничнику").

00005427.png

С.В. Михалков. Стихотворение "Степа акый биле Егорь" ("Дядя Степа и Егор") (перевод Ш.М. Даржая) (отрывок).

138.9.14. Веселая весна моя.

00005428.png

К.И. Ондар. Стихотворение "Ыглапкан хар" ("Плачущий снег").

138.9.15. Взгляд матери всех ласковей.

Е.Т. Танова. Стихотворение "Ава дугайында 00005429.wmz" ("Слово о матери"), "Кырган-авам келди-ле!" ("Бабушка идет").

138.9.16. Устное народное творчество.

00005430.png

138.9.17. Забавные встречи, интересные события.

00005431.png

М.К. Олчей-оол. Рассказ "Тергелиг аът" ("Лошадь, запряженная в телегу").

О.О. Сувакпит. Стихотворение "Хаважыгаш" ("Дворняжка").

138.9.18. Легенды и былины.

Былина "00005432.wmz Союспан" ("Силач Союспан").

Легенды "Ийи кыс" ("Две девушки"), "Часкы" ("Летучая мышь").

138.9.19. Увлекательные игры.

С.А. Сарыг-оол. Стихотворение "Оюннар" ("Игры").

О.О. Сувакпит. Стихотворение "Хуулгаазын кажыктарым" ("Волшебные бабки").

138.9.20. Человеком становятся с младенчества.

00005433.png

Л.Б. Чадамба. Стихотворение "Ивижилер оолдары" ("Дети оленеводов").

138.9.21. Устное народное творчество других народов.

Ненецкая народная сказка "Хек" ("Кукушка") (перевод А.С. Шоюна).

Хакасская народная сказка "Чанагаш-оол" ("Чанагаш-оол") (перевод А.С. Шоюна).

138.9.22. Богатые традиции моего народа.

М.Б. Кенин-Лопсан. Рассказ "Калдаракты азырап алганым" ("Как я приручил Калдарака").

М.К. Олчей-оол. Стихотворение "Кирген кижээ" ("Гостю").

138.9.23. Интересные страницы из истории моей Тувы.

С.А. Сарыг-оол. Стихотворение "Оттуг-терге" ("Огненная телега").

О.К. Саган-оол. "Кызыл Сылдыс ордени" ("Орден Красной Звезды") (отрывок из повести "Счастливая звезда").

138.9.24. Времена года. Прекрасное лето мое.

00005434.png

К.-Э.К. Кудажы. Рассказ "Чазый хырын башка халдаар" ("Обжорство до добра не доведет").

138.9.25. Литературоведческая пропедевтика: прозаическая речь: выделение особенностей прозаического произведения: сюжет и его части, малые фольклорные формы: народные песни, частушки, припевки при играх, общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: рассуждение (монолог героя, рассуждения героев), ориентирование в литературных понятиях: художественный образ, герой произведения (портрет, речь, поступки), общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: описание животного, прозаическая и стихотворная речь: узнавание и выделение особенностей стихотворного (ритм, рифма, сюжет) и прозаического произведения (сюжет и его части), средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, гиперболы, жанровое разнообразие произведений: литературная сказка-пьеса, общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: рассуждение (монолог героя, рассуждения героев), бытовые и волшебные сказки, жанровое разнообразие произведений: литературная сказка-пьеса, общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: рассуждение (монолог героя, рассуждения героев), средства художественной выразительности: гипербола, сравнение, олицетворение, эпитеты, закрепление литературных понятий: художественный образ, герой произведения (портрет, речь, поступки), закрепление понятия об устном народном творчестве других народов, а также сказках о животных, бытовых, волшебных сказках, закрепление общего представления о жанре и формах, особенностях построения текста и выразительных средствах.